За годы, прошедшие с момента создания ВКонтакте, сайт успел превратиться в пространство с большим количеством возможностей не только для общения, но и для бизнеса. Здесь Вы можете найти как сообщества локального барбершопа или магазинчика домашних сладостей с парой сотен подписчиков, так и официальные представительства крупных международных корпораций.
Многомиллионная аудитория и обилие доступных маркетинговых инструментов позволяют тысячам компаний претворять в жизнь практически любые идеи. Но там, где одни с радостью встречают каждого нового клиента, другие видят лишь шанс лёгкой наживы.
Представьте, что Вы решили купить пару новых кроссовок. Ваш друг недавно посоветовал одно сообщество ВКонтакте, где есть хороший выбор и ощутимые скидки. Вы листаете фотографии одну за другой и вот наконец находите заветную пару. Прямо под фотографией Вы оставляете вопрос «Есть ли вот такие 45 размера?». Через несколько минут Вы получаете лаконичный ответ под своим комментарием, а затем Вам лично пишет и сам ответивший.
Он объясняет, что прежде чем товар будет отправлен, необходимо внести предоплату. Ну что же, это вполне нормально, думаете Вы. Вы перечисляете деньги, а «продавец» обещает в самое ближайшее время прислать трек-код, по которому можно будет отследить передвижение новых кроссовок от продавца прямо в Ваши руки.
Но проходит день, может, два, а сообщение с кодом всё не приходит. Вы начинаете чувствовать недоброе и решаете написать «продавцу». Хм, что это? Похоже, его страница заблокирована. Вы открываете страницу магазина, листаете до блока «Контакты», пишете одному из указанных там администраторов и рассказываете, что случилось. Тут-то и выясняется, что «продавец», с которым Вы переписывались и который принял у Вас предоплату, никакого отношения к этому магазину не имеет, а Вы остались без денег и без товара.
Каждый день создаются сотни аккаунтов, которые оставляют тысячи комментариев в самых разных группах, предлагающих товары или услуги. Один такой профиль за своё непродолжительное существование успевает притвориться администратором нескольких групп, а иногда и собрать предоплату с пары-тройки неудачливых покупателей. И дело не ограничивается только товарами: встретить злоумышленников можно в сообществах самой разной тематики:
интернет-магазины,
совместные закупки,
салоны красоты, косметические услуги, барбершопы,
образовательные курсы,
локальные рекламно-новостные издания и сообщества,
группы, целиком посвящённые конкурсам, и сообщества, в которых прямо сейчас проходит розыгрыш чего-либо ценного,
благотворительные организации
и многое другое.
Ну а теперь главный вопрос: как не попасться в расставленные мошенниками сети?
Быть внимательным к деталям
Нужно обращать внимание на то, что именно Вам пишет представляющийся администратором человек и как выглядит его страница. Всё начинается с первого обращения к Вам: если односложные ответы на вопросы о товаре (вроде «+», «есть в наличии», «есть другого цвета») вполне обоснованно могут не вызвать подозрения, то «напишите мне в личные сообщения для получения информации и удалите, пожалуйста, за собой комментарии» или «пожалуйста, добавьте вот этого пользователя в друзья, чтобы узнать все подробности» точно должны Вас насторожить.
Страницы таких мошенников, как правило, созданы совсем недавно. Они вполне могут не быть пустыми, но все записи и фотографии на них появились два-три дня назад. Иногда злоумышленники могут попытаться полностью скопировать страницу одного из настоящих администраторов сообщества. Поэтому нелишним будет обратить внимание на id пользователя в адресной строке браузера.
Знать своего продавца
Прежде чем обговаривать с обратившимся к Вам пользователем детали заказа, а уж тем более перечислять ему какие-либо деньги, неплохо бы вернуться в сообщество, в котором Вы нашли товар, и внимательно изучить его.
Начните с блока «Контакты». Там должны быть указаны пользователи, которые действительно являются администраторами и модераторами сообщества. Им всегда можно задать все интересующие Вас вопросы.
Сообщение, как правило, можно написать и сообществу, воспользовавшись соответствующей кнопкой. Если у Вас есть хотя бы малейшие подозрения, не стесняйтесь написать и уточнить информацию.
Будьте внимательны и осторожны, тщательно проверьте информацию и не спешите. Ваша пара кроссовок, шоколадный торт или урок хинди никуда не денутся за пару минут, которую Вы потратите на то, чтобы удостовериться, действительно ли человек, который просит у Вас предоплату, является тем, за кого себя выдаёт. Не забывайте оставлять жалобы на страницы мошенников, если Ваши пути всё же пересекутся. Вполне возможно, Вы поможете кому-то не попасть в неприятности.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев