Шутова Наталья Юрьевна, историк театра
Удивление моего коллеги, лицезревшего на сцене Большого театра в Москве оперу «Турандот» и узнавшего из буклета, специально напечатанного к спектаклю, что эта опера была поставлена на музыку Фёдора Цабеля в Иваново-Вознесенске в 1924 году, лично мне, понятно. Как и чувство гордости за наш город, внезапно возникшее у него под музыку Джакомо Пуччини.
К сожалению, ни о Ф.Э. Цабеле, ни о Ивановском оперном коллективе он тогда ничего не знал, поэтому по возвращении домой, стал третировать меня телефонными звонками. Впрочем, слово "третировать", я, пожалуй, написала зря, - сознаюсь, мне и самой было интересно проследить весь путь от зарождения ивановской оперы до, увы, её печального финала.
22 апреля 1920 года на сцене городского Советского театра состоялась премьера оперы-сказки Цезаря Кюи «Кот в сапогах». Это было первое публичное выступление учеников оперного класса нашего Музыкального техникума (ныне музыкального училища – колледжа). Опера шла под аккомпанемент рояля. За инструментом восседал сам маэстро Федор Эрнестович Цабель (1878-1957) - в ту пору директор музыкального учебного заведения. Вокалистов подготовили преподаватели Елена Георгиевна Архангельская (1887-1953) и Марфа Андреевна Пророкова (1886-1964). Постановщиком оперы был профессиональный актёр Фёдор Дробинин.
16 мая там же, на сцене городского театра, были представлены отрывки из опер «Демон» А. Рубинштейна (2-я картина), «Евгений Онегин» П. Чайковского (сцена письма), «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (сцена пирушки). Руководили постановкой «Оперного вечера» Ф. Цабель и Ф. Дробинин. И началась игра в оперу...
Осенью 1920 была поставлена опера «Евгений Онегин» П. Чайковского, опера прошла 20 раз и всегда собирала полные залы. Далее поставили «Царскую невесту». Конечно, оперы шли в сокращённом варианте, но уже в сопровождении оркестра! В мае 1921 года оперный коллектив Музыкального техникума гастролировал в Кинешме, выступление прошло на должном уровне, а оперный коллектив Музтехникума всё чаще стали называть «местной оперной труппой».
1924 год – поставлена опера «Фауст» Ш. Гуно; ведущие партии исполняли московские оперные певцы А. Пирогов (Мефистофель), Г. Жуковская (Маргарита), Н. Полиновский (Валентин). Опера шла в сопровождении оркестра под управлением Ф.Э. Цабеля и хора под руководством В. Дикина.
Осенью 1925 года оперному коллективу было выделено помещение в бывшем фабричном корпусе, переоборудованном в Народный Дом текстильщиков по проекту архитектора А.А. Стаборовского. Большой зрительный зал на 1200 мест, балкон, удобная сцена, комнаты для репетиций – о чём ещё можно было мечтать? В день открытия Нардома 20 декабря 1925 года с успехом шла опера Дж. Верди «Риголетто». Партию Джильды исполнила бывшая ткачиха Н.М. Кукина, выпускница первого набора рабочей молодежи в музыкальный техникум. По рекомендации наркома А.В. Луначарского эта талантливая певица ездила совершенствоваться в вокальном искусстве в Италию. Далее были поставлены «Кармен» Ж. Бизе и «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7