Строительство трамвайных путей, ул. 10-го Августа, 1934 г.
И снова вернемся к журналу «Рабочий край», к уже обозначенному очерку Шершенева:
«Трамвай «тянул» за собой внешнее благоустройство города. Как-то нелепо, да и совестно было строить трамвай возле пустырей и оврагов. И там, где проходила трамвайная трасса, совершалось чудесное превращение. Около горсовета и госцирка, на месте прежних ям и пустырей возникли благоустроенные скверы с фонтанами и электрочасами. На Песках, где улица делала крутой некрасивый изгиб, легла прямым и широким проспектом новая крытая гранитом дорога. По обеим сторонам ее раскинулся обширный сквер. Возникла Театральная площадь. Так строился трамвай… <…>
С постройкой и пуском трамвая в быт ивановцев вошло нечто чрезвычайно значительное. Трамвая ждали все. И рабочие, и трестовские машинистки, и комсомольцы, и домохозяйки, и школьники. Ждали с тем великим, томительным нетерпением, с каким люди ждут обещанного желанного подарка. Все помнят, с каким жадным любопытством толпился народ вокруг рабочих, производивших сварку рельсовых стыков. А толпы любопытных у запасных ворот Большой ивановской мануфактуры, где в ожидании пуска стояли вагоны. А восторг рабочей молодежи, рукоплескавшей первому трамваю, вышедшему в пробный рейс. А веселая шумная сутолока при посадке в первый день пуска трамвая! Каждому хотелось поскорее, вот сейчас прокатиться в своем, ивановском трамвае.
Трамвая ждали в Иванове еще сорок лет назад, когда предприимчивые иностранные концессионеры обхаживали отцов города, соблазняя их постройкой трамвайной линии по главнейшим магистралям города. Город уже тогда созрел для этого дешевого, простого и технически совершенного средства передвижения; деловитые иностранцы великолепно понимали колоссальную его рентабельность. Но отцы города десять лет почесывали бороды, сопели, раздумывали и все же ничего путного не надумали. Так и остался город без трамвая.
Вопрос о трамвае трудящиеся Иванова подняли много лет спустя. В 1927 году в наказ новому состава горсовета был внесен пункт – построить в Иванове трамвай. Но тут возникли споры. Решили, что городу с его американскими масштабами строительства больше к лицу иной вид транспорта – автобус. Но автобус, честно отбыв свою историческую повинность, обнаружил за пять лет работы все свои слабые стороны. И тогда стало вполне очевидно, что основным видом транспорта в Иванове должен быть все-таки трамвай».
И здесь для полноты истории приведу еще одну публикацию из журнала «Рабочий край». Вышла она весной 1934 года, когда строительство трамвая только начиналось. В ней любопытно несколько технических моментов. Автор очерка – Г. Можаров:
«Многолетние усилия внедрить в жизнь города автобус приводили лишь к тому, что число автобусов, стоящих в ремонте или без резины, из года в год возрастало, а на линии курсировало каких-нибудь полтора-два десятка машин. Автобусная «теория» не выдержала острых булыжников и рытвин ивановской мостовой. Преимущества трамвая, как основного вида транспорта в Иванове, стали, наконец, неоспоримыми. В январе этого года вопрос о постройке трамвая был окончательно разрешен.
<…> Линия первой очереди, строящейся в нынешнем году, пройдет от вокзала до Меланжевого комбината на протяжении 7,4 километра. Закончена она будет к 15 октября. <…> Ежедневно от вокзала до Меланжевого комбината будет курсировать в течение 17 часов восемь моторных и восемь прицепных вагонов. Спокойные ивановские улицы, привыкшие к неторопливому шуршанию автобуса, задрожат под мощным, стремительным ходом трамвайных колес. Пассажир, севший в трамвай у вокзала, сможет доехать до горсовета в 12 минут, а до Меланжевого комбината – в 20 минут, т.е. вдвое скорее, чем на автобусе. Интервалы между трамваями будут в среднем не больше 6 минут. <…>
В качестве трамвайного парка будет использована часть автогаража на первом рабочем поселке. Сюда, после дневной работы, будут заходить на стоянку вагоны. К гаражу потребуется в нынешнем же году проложить от угла Почтовой и Социалистической специальную ветку длиной в один километр. <…> Эта ветка будет служить одновременно и для перевозки пассажиров.
Для питания трамвая постоянным током будет построена на Нижне-Уводской улице против ткацкой фабрики БИМ – специальная подстанция мощностью в 2400 киловатт. Место для подстанции выбрано не случайно. В непосредственной близости отсюда находится грузоветка, по которой в недалеком будущем будут курсировать электровозы. Трамвайная подстанция будет одновременно питать энергией и грузоветку. <…>
Каждый участок трамвайной трассы получил своего шефа. Станционную улицу взяли под свое шефство железнодорожники, Советскую до угла Нардомовской – зиновьевцы, участок от Нардомовской до горкома партии – рабочие Ново-Ивановской мануфактуры, участок от горкома до почтамта – Большая ивановская мануфактура, Социалистическую, от почты до горсовета – Нарсвязь, Мясокомбинат и Союзкино, улица 10 августа – коллектив пожарников. И дальше по маршруту – рабочие Ремизо-бердочного завода, Сосневской ф-ки и Меланжевого комбината. <…>
Трамвайный путь, воздушная сеть и подстанция со всем оборудованием должны быть готовы к 15 октября. И они будут готовы. В этом твердо уверены и вся общественность города, и сам строитель трамвая – инженер М.Х. Максименко – опытный мастер этого дела. В его трудовом списке ивановский трамвай – пятый по счету. <…>
Но семь с половиной километров пути – это только первая очередь.
Индустриальный город с двухсоттысячным населением не может остановиться на этом. Стальные нити трамвайных рельс поползут по новым улицам, провода воздушки заблестят над рабочими окраинами, протянутся к крупнейшим заводам и фабрикам. <…> Трамвай для Иванова – это то же, что метро для Москвы.
Николай Голубев
Журнал "1000 экз.", №128
http://1000inf.ru/news/69896/
P.S. Несколько лет назад ивановец И.Н. Спихин вспоминал первый пуск трамвая на страницах газеты "Рабочий край":
"В октябре 1934 года все было готово к пуску трамвая. Первые вагоны были привезены поездом на двор фабрики БИМ. Доставили их по железной дороге, которая в то время пролегала вдоль левого берега Уводи, пересекала дорогу у Соковского моста и доходила до складов строительных материалов, находившихся за нынешним памятником Героям фронта и тыла. Через ворота, находящиеся в фабричной стене, вагоны выкатили на рельсы, где они простояли несколько дней в ожидании торжественного пуска - 6 ноября 1934 года.
Комментарии 14