В царствование Императрицы Анны Иоанновны, напр., Покровский монастырь находился на ружном содержании князя Алексея Черкасского, по распоряжению которого выдавалось монастырю из вотчинного правления ежегодно всего по 29 р. деньгами и 50 четвертей хлеба.
В зависимости от такого незначительного материального обеспечения штат монашествующих в Покровском монастыре в половине XVIII столетия был очень невелик. Сохранилось прошение, поданное настоятелем Покровского монастыря игуменом Феоктистом в 1748 году в Суздальскую консисторию, из которого можно видеть, что Покровский монастырь в это время доживал уже свои последние дни и что по условиям и характеру своей жизни он принадлежал в это время к типу тех монастырей, для которых 1764 год оказался роковым.
«В показанном Покровском монастыре», - писал игумен Феоктист, - «в прошедшие годы имелся иеромонах, а ныне в том монастыре иеромонаха не имеется, и священнодействие и всякое церковно- чиноположение исправляю токмо я именованный един. А я именованный из того монастыря на Господские праздники, також и в воскресные дни отлучаюсь для служения в Суздаль, и в том моем отъезде церковь Божия имеется праздна без пения». В заключение прошения игумен, в виду таких обстоятельств, просит определить в Покровский монастырь какого-нибудь иеромонаха, «дабы за показанною моею отлучкою святая церковь Божия праздна быть не имела». Просьба была удовлетворена, и в Покровский монастырь отправили из братии Спасо-Евфимиева монастыря иеромонаха Исаакия Шелеховского.
По народным преданиям Покровский монастырь упразднен был в 1754 году, т.е. до введения штатов, вследствие раздоров, возникших между монахами. Предание это сообщается в местной исторической литературе и принято, как исторически достоверное. Действительно, последние годы существования монастыря ознаменованы были печальными событиями, которые положили некоторое пятно на репутацию монастыря и которые в народной памяти могли оставить неприятный осадок, выразившийся в создании такого рода предания.
Первое из таких событий, печальных по своим последствиям для монастыря, произошло в 1738 году. В праздник Живоначальной Троицы, 21 мая того года, крестьяне села Иванова Василий Иванов и Василий Климентов, стоя на клиросе во время вечернего пения учинили между собой в пьяном состоянии ссору, а затем и драку, во время которой окровенили клиросный помост и церковь. О происшедшем доложено было в Суздальский архиерейский приказ, а покамест, в ожидании расследования, в монастырской церкви, как оскверненной пролитием крови, совершение богослужений было прекращено. Разбор дела затянулся очень долго. Потребовалось неоднократно снестись с Суздальскою провинциальною канцелярией, допрашивать несколько раз виновных и свидетелей, так что лишь в январе месяце 1740 года последовал указ о наказании виновных и об освящении монастырской церкви по установленному чиноположению. Во весь этот промежуток времени церковь Покровского монастыря «от означенной ссоры и от течения на помост церковный от ударения ручного крови стояла без всякого пения». Виновным в ссоре и драке крестьянам положено было «в том селе Иванове при собрании вотчинных крестьян учинить беспощадное плетьми наказание, дабы, смотря на то, и прочие того села жители имели страх и от ссор воздержание и, приходя в церковь Божию, стояли со всяким благоговением и страх Божий памятствовали и не имели никаких посторонних разговоров».
Из подписей на доношении об этом происшествии и из допросных расследований видно, что в монастыре в 1738 г., кроме игумена Феоктиста, имелся лишь один иеромонах Сергий и диакон Тимофей Иванов.
В 1754 г. в Ивановском Покровском монастыре произошло другое криминальное событие, сильно взволновавшее как епархиальное начальство, так и все окрестное население. Именно, 25 октября этого года в Суздальскую духовную консисторию явился выборный села Иванова Яков Кичигин и объявил, что «имевшийся в Покровском монастыре игумен Никон явился пред кельею его, игумена, в том монастыре мертв». По расследовании выяснилось, что 23 октября, по случаю храмового монастырского праздника игумен Никон с иеромонахами Антонием, Исааком, диаконом Феодором Ивановым и дьячком Михаилом Васильевым ходили с крестом и водою по крестьянским дворам. При посещении крестьянских домов насельники обители не отказывались от предлагаемых им мирянами угощений и в результате оказались в нетрезвом состоянии; по крайней мере, иеромонах Антоний лег и уснул в монастыре на могилах. Ночью на 24 октября иеромонах Антоний, проснувшись, вошел в келью игумена Никона, затеял с ним ссору и драку, после которой, спасаясь от игумена, побежал в свою келью, а Никон, погнавшийся за ним, запнулся и упал с крыльца. Воспользовавшись беспомощностью игумена, Антоний ударил его «окошечною причелиною» (косяк подоконника) по голове. Удар оказался смертельным.
Иеромонах Антоний был, конечно, расстрижен и предан светскому суду для поступления с ним по законам. Но сам проступок его и долго тянувшийся волокитный судебный процесс надолго остались в народной памяти, и впоследствии, на основании рассказов о них, легко могло утвердиться предположение, что закрытие Покровского монастыря стояло именно в связи с этим убийством и вызвавшими убийство монашескими раздорами.
В действительности же, это тяжкое преступление, совершенное в стенах монастыря, не имело столь решительного значения на дальнейшую судьбу обители. Монастырь продолжал существовать после этого еще целых десять лет, и даже почти накануне упразднения монастыря никто из обитателей его не думал, что Ивановской иноческой обители суждено так скоро уже окончить свое существование. Наоборот, настоятель монастыря в это именно время принимал некоторые меры к увеличению состава монашеской братии. Что дело обстояло именно так, об этом свидетельствует прошение, поданное 18 мая 1764 года игуменом Покровского монастыря Феоктистом на имя Геннадия, епископа Суздальского. Приводим это прошение полностью, как памятник, характеризующий состояние Покровского монастыря в последние месяцы его существования.
«Прошлаго 1762 года, пишет игумен Феоктист, в декабре месяце пожалован я Вашим Высокопреосвященством паки во оной монастырь из Пищуговой пустыни и от того времени по ныне во оном монастыре нахожусь. А ныне во оном Покровском монастыре при мне жительство имеют монашествующие: иеромонахи — Макарий Кочневский, Никита Вишенский, иеродиакон Павел, из которых иеромонах Никита мне нижайшему по уставу монастырскому повиновение имеет весьма малое и без позволения моего всегда незнамо за какими нуждами не токмо во оное село Иваново в торговые и прочие дни на площадь, но и в другия места отлучается и чинит мне всегда в том непокорность, от котораго иеромонаха происходит прочим монахом соблазн, а мне постыжение. Того ради Вашего Высокопреосвященства всепокорно прошу, дабы повелено было сие мое доношение принять, а показанного иеромонаха Никиту во иной монастырь, куда Ваше Преосвященство соблаговолите, перевесть, а на его место пожаловать во оной монастырь перевесть же Петропавловской пустыни иеромонаха Авксентия. Да для наилучшего монастырского братства умножения и церковного благолепия и исправления священно-служения пожаловать же определить второго иеродиакона Юрьевского Архангельского монастыря иеродиакона Сильвестра, да Спасокукоцкого монастыря монаха Вениамина».
Из доношения игумена Феоктиста видно, что раздоры в монастыре, которые так настойчиво отмечает и народное предание, не прекращались до самого упразднения его. Просьба игумена Феоктиста была удовлетворена, но монах Сильвестр, о переводе которого из Спасокукоцкого монастыря хлопотал сам Феоктист, не был им принят в Покровский монастырь, когда определилось, что «за гугнивостью языка» он не способен к исправлению дьячковской должности. Сильвестр был прогнан из Покровского монастыря, и этот поступок игумена Феоктиста послужил поводом к новому консисторскому судебному расследованию.
Материальное обеспечение Покровского монастыря в эти последние годы его существования было очень скудно. В 1741 году с. Иваново от владельца его князя Алексея Михайловича Черкасского поступило в приданое единственной его дочери, выданной за генерал-аншефа графа Петра Борисовича Шереметьева. Граф Петр Борисович Шереметьев выдавал монашествующим денежную ругу в размере 5 рублей на игумена, по 4 руб. на каждого иеромонаха, по 3 руб. на иеродиакона и по 1 руб. 50 коп. на дьячка. Выдач зерновым хлебом, кроме этих денег, по-видимому, не было.
В 1764 г. при введении монастырских штатов Покровский Ивановский монастырь, указом консистории от 19 июня, был упразднен и монастырские церкви приписаны к приходской.
По обычаю при упразднении монастыря составлена была подробная опись монастырских церквей и имущества. Опись эта дает возможность составить представление о внешнем виде монастыря и его главнейших святынях.
Каменная церковь во именование иконы Казанской Пресвятой Богородицы имела два придела: первый во имя Сергия Чудотворца и второй великомученицы Варвары. В церкви Казанской Богородицы в алтаре за престолом находился Животворящий крест Господень с предстоящими и вверху Господом Саваофом; венцы и цаты на предстоящих были серебряные, позолочены. Иконостас в этой церкви был деревянный резной, золоченный золотом двойником. В иконостасе находились следующие иконы: Образ Господа Вседержителя; венец и цата серебряные, позолочены. Образ Казанской Богородицы; венец и риза серебряные, позолочены; убрус низан жемчугом; оклад на затворах киоты и вверху на крестах серебряный, позолочен. При этом образе был небольшой образ Знамения Пресвятой Богородицы; на нем оклад шит золотом и низан жемчугом и зернами. Образ София Премудрость Божия; на нем венцы с цатами серебряные, позолочены; цата у Софии низана жемчугом. Образ Богородицы Всех Скорбящих Радость; венцы и цаты серебряные, позолочены; убрус у Богоматери низан жемчугом. Деисус - венцы и цаты серебряные, позолочены. За правым клиросом образ в киоте Распятие Господа Спасителя и возле него образ Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова; венцы и цаты серебряные, позолочены. За левым клиросом образ Покрова Пресвятой Богородицы; венцы и цаты серебряные, позолочены; убрус низан сибирским жемчугом.
Комментарии 41