Алексей Семенович Киселев (1879-1937) – советский государственный и партийный деятель. Родился в 1879 году в селе Авдотьино Шуйского уезда, близ города Иваново-Вознесенска. С 7-летнего возраста работал в крестьянском хозяйстве, в 14 лет поступил на работу на Куваевскую мануфактуру, затем - на завод Пономарева в качестве ученика токаря. С 1898 г. в РСДРП, неоднократно арестовывался за революционную деятельность, которую вел в Харькове, Иваново-Вознесенске, Москве, Одессе и Баку. В годы гражданской войны А.С. Киселев работал в политотделе группы войск Красной Армии; в 1920 году он занимал пост председателя Всероссийского союза горнорабочих, с 1924 года — секретарь ВЦИК РСФС. С 1921 по 1923 г. на должности председателя Малого Совнаркома, с 1924 г. и вплоть до ареста в сентябре 1937 г. работал секретарём ВЦИК и членом его президиума. Расстрелян в 1937 г.
Революционно настроенные рабочие завода не боялись тогда увольнения за «вольнодумство», так как арендатор завода Дюсиметьер обычно говорил: «Это не мое дело, что рабочий занимается политикой, лишь бы он работал хорошо и не портил машины и инструмент, а за политику пусть преследует жандармерия н полиция, на то они и поставлены».
12 мая 1905 года в городе началась всеобщая стачка рабочих. В числе депутатов Совета были представители и от механического завода: М.С. Киселев, Я.Н. Рязанцев, В.X. Селезнев, В.В. Фролов и А.К. Апраксин (литейщик, проживал в с. Богородское). Все они, за исключением беспартийного В.X. Селезнева, были большевиками. Стачка длилась 72 дня.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. почти на всех крупных фабриках и заводах Иваново-Вознесенска было налажено производство продукции для нужд армии. «Товарищество механических изделий» наладило выпуск снарядов французского образца (в 1916 г. – 56000 шт.), количество рабочих было увеличено с 300 до 523 чел. 1 июля 1915 г. артиллерийское ведомство заказало «Товариществу механических изделий» производство 600 пудов жидкого фосгена, что и было исполнено к 16 июля 1916 г.
После революции 1917 г. завод и находящаяся при нем электростанция были национализированы. Как только фабриканты покинули завод, рабочие на общем собрании избрали свой орган для руководства жизнью завода — так называемое правительственное правление. В члены травления вошли рабочие И.А. Дворов, И.М. Павлов и помощник бухгалтера Л.Д. Филиппов.
Председателем правления избрали по личной рекомендации М.В. Фрунзе рабочего Александра Ивановича Фролова, бывшего до этого председателем «заводского комитета». А.И. Фролов более 4 лет до назначения первого директора В.А. Кулакова руководил жизнью завода (совместно с комиссаром М. И. Монаховым).
В своих воспоминаниях об этом периоде жизни завода А.И. Фролов рассказывал: "Особенно было трудно с топливом для вагранки. Бывали дни, когда у нас не оставалось ни одного кусочка кокса, чтобы плавить чугун. Но мы не терялись, ходили по остановившимся фабрикам, по железнодорожным депо и собирали около топок стоящих в тупиках паровозов оставшийся кокс и уголь. В поисках кокса ездили даже в районы и там находили нужное нам топливо. С таким трудам мы обеспечивали работу нашего основного литейного цеха». На заводе в этот период изготовлялись для железнодорожного транспорта – станки для проточки шеек вагонных осей, буксы, домкраты и колосники, а для сельского хозяйства – плуги, дисковые бороны, культиваторы, веялки и сеялки. Весной и летом после смены рабочие обрабатывали возле заводского забора поле для посадки картофеля. Выращенный с большим трудом картофель в голодные годы был хорошим подспорьем".
После революции предприятие называлось металлозаводом №4 имени А.С. Киселёва. Затем имя А.С. Киселева, который был репрессирован в 1937 г., из названия завода убрали, и завод стал известен как «Ивтекмаш» (или Ивановской завод текстильного машиностроения).
15 августа 1922 года при заводе открылась школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Появился и свой клуб (в помещении бывшей фабрики Дербенева). В эти тяжелые годы послевоенной разрухи на заводе началось строительство нового производственного корпуса для сборочного цеха. В начале 1926 года новый сборочный цех вступил в строй. Здание нового цеха резко отличалось от старых дореволюционных цехов. Это железобетонное, высотой более трехэтажного дома, светлое здание, оборудованное новейшими подъемными сооружениями, выделялось среди старых цехов, символизируя начало новой жизни завода. В 1929 году строительство и оснащение цехов новым заграничным оборудованием закончилось. Но через несколько лет оказалось, что и это расширение завода было недостаточным, началось строительство других цехов. В 1929 году на заводе организовалась первая комсомольская ударная бригада, которую возглавил Василий Воробьев (долгие годы он был начальником сборочного цеха).
В 1929 году, когда в городе была пущена новая мощная пароэлектроцентраль ИвТЭЦ-1, заводская электростанция, с 1910 г. обеспечивавшая город электроэнергией, прекратила свое существование. До 1930 года на заводе изготовлялось не только оборудование для текстильных фабрик, но и оборудование для торфяной промышленности, некоторые машины химической и стекольной промышленности. С 1917 по 1957 г. на заводе было изготовлено свыше 200 наименований текстильных машин и аппаратов.
С началом Великой Отечественной войны завод «Ивтекмаш» стал именоваться заводом №743 Народного комиссариата минометного вооружения, перейдя на выпуск оборонной продукции: осколочно-фугасной мины М-120, мины М-82, 62-мм батальонного миномета, дистанционной гранаты, патронов. В 1943 г. изготовление мин было выделено в спеццех № 3. В литейном цехе производилась отливка корпусов к мине М-120. Как и по всей стране, мужчины, работавшие на заводе, ушли на фронт. Резко поредели ряды опытных станочников, слесарей, электриков. Только за первых два месяца войны отсюда на фронт ушли 700 мужчин из 1300 работавших до войны. Их заменяли жены, сыновья, дочери. Началось массовое движение по освоению женщинами мужских профессий. Женщины и дети стали работать помощниками мастера, ремонтировщиками, шлихтовальщиками, слесарями, токарями, кочегарами. Вспоминает Валентина Васильевна Жирнова, работавшая в годы войны токарем на заводе №743 («Ивтекмаш»):
«Мы обрабатывали корпуса для снарядов. Мой станок стоял рядом со станком Стасика Карцева. Стася росточком не взял, он подставкой пользовался. А как работал! Меньше двух норм не признавал... Устанет - залезет в инструментальный ящик, уснет. Мастер будит: «Стаська, сынок, ночью поспишь...». Стасик протрет глаза, помотает головой и снова на подставку к станку. За смену два раза кормили горячей пищей. На завтрак - каша-размазня, чуть сладенький чай, кусок хлеба в счет карточки. На обед - щи постные или постный суп и суфле. Чего только в то суфле не мешали! Капуста, морковка, картошка (часто - мороженые), листья свеклы. Норма была на обдирке отливок - 88 корпусов в смену. Я стала сдавать по 100-110. Потом взяла, из-за болезни соседки, и ее станок, чтобы не простаивал. За смену обточила 240 корпусов».
Комментарии 21
Деньги из кассы завода обналичивались на ваучеры в 1994 году .На рынке возле ж/д вокзала скупались у населения...Ну итд
А дальше лирика сдох этот директор в одиночестве в двухкомнатной квартире,родственники ждали когда крякнет этот противный дед.Дождалась только племянница.
Трясся он со своими обесценившемися мильонами до конца жизни,переписывая каждый год завещание.Вспоминал гражданина Конькова,когда то работавшего у него нач.цеха на заводе