В 1965 г. было переоборудовано и испытано несамоходное сухогрузное речное судно водоизмещением 3270 т, длиной 84,6 м, шириной 14 м и осадкой 3,2 м. На нем пришлось установить 7 кавитаторов по длине и сделать 14 отверстий для подачи воздуха. Расход воздуха во время испытаний составил 135 л/с, причем увеличение его подачи не приводило к дальнейшему снижению сопротивления. Испытания показали, что использование управляемой кавитации приводит к снижению сопротивления баржи на 23—26% при скорости буксировки 16—18 км/ч. В 1967 г. были проведены аналогичные испытания с использованием самоходного теплохода типа «Волго-Дон» полным водоизмещением 6730 т, длиной 135 м, шириной 16,5 м и осадкой 3,2 м. В результате испытаний указанные данные подтвердились. Расход воздуха при этом составил 230 л/с, а суммарный выигрыш в расходуемой на движение судна мощности, с учетом мощности, потребляемой воздуходувкой, составил 16—17% при скорости судна 20 км/ч.
Есть смысл испытать подобное приспособление на одном из подлежащих списанию кораблей пр. 1124М из состава ВМС Украины с последующим внедрением или отказом на кораблях пр. 1126. Ведь повышение экономичности корабля и увеличение крейсерской скорости почти даром ещё не помешали ни одному проекту.
Единственным новшеством корабля пр.1126, способным претендовать на титул «не имеющего аналогов в мире», должен стать корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии.
«ОАО «СНСЗ» — единственный в России завод, владеющий такой технологией, и единственный в мире, кто может создавать монолитные корпуса длиной до 80 метров. Достоинством такого «немагнитного» корпуса является более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин. Срок службы такого корпуса больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, а масса корпуса значительно меньше.»
Это цитата из статьи в Википедии про отечественный тральщик проекта 12700. Не сильно, наверное, ошибусь, если предположу, что производственные мощности Средне-Невского судостроительного завода не потянут ещё и самую большую серию в новейшей истории России по выпуску корпусов из стеклопластика для пр. 1126, предназначенного для замены кораблей пр. 1124М.
Чтобы избежать подозрений в протекционизме, предложу построить предприятие, подобное СНСЗ, на Волге в Твери, хотя давно пора было это сделать в Зеленодольске, где заканчивается серия МРК пр. 21631 «Буян-М». При спуске на воду двух корпусов в год, глядишь, и сможем заменить все корабли пр. 1124, пр. 1124М и пр. 1331М к середине текущего столетия. Но не будем о грустном.
Корпус из стеклопластика для корабля не самоцель и даже не погоня за сенсацией. Ему, как и тральщикам, гораздо чаще придётся работать на мелководье, чем более крупным корветам и фрегатам, что на сто процентов гарантирует минную опасность. Поэтому сиюминутная экономия на внедрении новых технологий и освоении нетрадиционных материалов в современном кораблестроении может обернуться неоправданными потерями в самые критические моменты столь тревожного, неумолимо наступающего неизвестного будущего.
Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учётом требований малой радиолокационной заметности (так называемой технологии «стелс»).
Цитата из Википедии про корвет пр. 20380, но лучше и не скажешь, и нечего добавить применительно к проекту 1126. Разве что обратить внимание на необходимость выполнить выхлопные короба ходовых турбин из титана, а по большому счёту чем хуже дизеля? Вот таким можете себе представить в общих чертах корпус будущей рабочей лошадки Российского ВМФ.
Комментарии 3
ОВРа