В борьбе с клещом не должно быть перерывов, поэтому после выезда на медосбор мероприятия по сдерживанию развития клеща надо обязательно продолжать. А поскольку пчелы работают на сборе товарного меда, то ни о каких медикаментозных препаратах речи быть не может. Можно для этой цели применять только биологические способы борьбы с клещом или «мягкие» меры с использованием натуральных продуктов или препаратов, действие которых основано на использовании сильных запахов, которые, как известно, клещ не любит. Этот метод можно назвать «методом аромотерапии».
Из биологических способов борьбы с клещом в настоящее время применяется периодическое (с интервалом в 7-10 дней) вырезание закрытого трутневого расплода, на котором в основном и находятся выводящиеся клещи. Сторонники этого способа при этом еще исходят из того, что на выращивание и содержание в семье трутней меда расходуется в 5-7 раз больше, чем на такое же количество пчел. А коль скоро это так, то при вырезании трутневого расплода соответствующее количество меда будет идти дополнительно в товарный мед.
С точки зрения формальной логики, эти рассуждения правильны, однако жизнь такой сложной биологической системы, каковой является пчелиная семья, далеко не всегда подчиняется законам формальной логики. Состав естественно развивающейся здоровой пчелиной семьи, в жизнь которой вмешивается человек, в любой период времени оптимален и биологически целесообразен. Если бы этого не было, то «Его Величество» естественный отбор давно бы «упразднил» пчелу как вид.
В нормальной пчелиной семье при ее естественном развитии никогда не бывает много трутней, как нам это иногда представляется. Их в семье бывает ровно столько, сколько необходимо для надежного продолжения рода. Даже при самых идеальных условиях семья никогда не будет постоянно выращивать большое количество трутней. На этот счет в семье, безусловно, существуют естественные ограничительные механизмы, которые приводят количество трутней в соответствие с силой семьи.
Вот что говорил по поводу рассматриваемой проблемы профессор Ф. Руттнер (1981): «Теперь нам известно, что данные о большом потреблении корма трутнями не только преувеличены, но и то, что выращивание трутней включено в динамическую и биологическую систему «пчелиная семья» и что последняя представляет собой не механическую структуру простой совокупности отдельных факторов, но результат поразительного обмена веществ, сущность которого нами и теперь еще далеко не раскрыта. Не удивительно, что реальность выглядит совсем иначе, чем это позволяют предположить беглые расчеты, и что нет причин рассматривать выращивание трутней как обузу для товарного медосбора».
Учитывая это, можно сказать, что рекомендации вырезать трутневой расплод для борьбы с клещом только на первый взгляд кажутся безусловно правильными. А что же касается их реальной эффективности, то мне пока не приходилось видеть ни одного пчеловода, который таким образом смог бы избавить семьи от клеща или в значительной степени уменьшить его количество в семье. Известно, что при отсутствии трутневого расплода самки клеща успешно откладывают яйца и на пчелиный расплод.
Для семьи вырезание трутневого расплода - это, несомненно, стресс со всеми вытекающими последствиями, которые, оказывается, снижают продуктивность семьи. А механизм развития этого процесса такой: вырезание трутневого расплода нарушает биологическое равновесие в семье, срочно мобилизуются дополнительные силы на очистку гнезда и строительство новых трутневых ячеек, а затем - и на кормление новых личинок. На ликвидацию этой «аварии» затрачиваются силы тех пчел, которые могли бы заниматься другой полезной работой. Эти пчелы, кроме того, на кормление новых личинок будут расходовать дополнительный корм, который мог бы пойти в товарный мед. Удаляя из гнезда трутневой расплод, пчеловод, по сути, выбрасывает из гнезда тот мед, которым пчелы кормили до запечатывания этот расплод. Вряд ли количество меда, которое могли бы съесть нормально выводимые трутни, превышает то количество меда, которое будут затрачивать пчелы на кормление постоянно вырезаемого расплода.
Сама процедура вырезания расплода чрезвычайно трудоемка и требует полной разборки расплодного гнезда, что тоже, как известно, снижает медосбор. После вырезания расплода семьи становятся злыми даже при наличии взятка.
Что же касается медосбора в рассматриваемой ситуации, то Д. Аллен (1958) установил, что семьи, которым была предоставлена свобода в выращивании расплода (т.е. с большой долей трутневого расплода), не производили заметно меньше пчелиного расплода и дали такой же медосбор, как «ограничиваемые» семьи с минимальным количеством трутневого расплода. Но так как трутневые личинки, без сомнения, потребляли корма больше, чем семьи с ограниченным количеством трутней, то можно сделать вывод, что семьи, которые выращивают «много» трутней, прилежнее работают. Во всяком случае, нет повода, из-за страха уменьшения медосбора, уничтожать много трутней (по Ф. Руттнеру, 1981).
А вот что по этому поводу пишут Г.Д. Билаш, Н.И. Кривцов и В.И. Лебедев (1999): «Семьи, которым позволяли свободно выращивать трутневой расплод в неограниченном количестве, собирали меда столько же, сколько и семьи, где выращивание трутневого расплода было сведено к минимуму».
Учитывая сомнительную эффективность рассматриваемого приема для реального сдерживания развития клеща и те последствия, которые могут быть в семье в случае постоянного вырезания трутневого расплода, я бы не рекомендовал использование этого приема на практике. Не надо пчелу «ломать через коленку», лучше создать ей такие условия, при которых она сможет жить по своим биологическим законам, а не по нашим представлениям о том, как ей надо жить.
По этому поводу очень образно высказался Шимановский: «На пчел нельзя смотреть как на машинок («аэропланчик»), предназначенных для переноски меда из цветков в ульи. Это живые существа с довольно развитой нервной системой, а нервная система не подчиняется грубым внешним влияниям. Поэтому задачи пчеловода должны быть достигнуты путем использования желания пчел, а не путем борьбы с этим желанием».
А каким же образом тогда на медосборе сдерживать развитие клеща? Самым простым и безопасным приемом является закладывание в улей ароматических трав: чабреца, мяты, мелиссы, полыни горькой, помидоров, календулы и др.
Травы закладывают на противоклещевую сетку и сверху на планки рамок расплодного гнезда. Через 3-5 дней траву меняют. Хорошо при этом обновлять не только траву, но и периодически закладывать новые сорта травы, чтобы менялся запах.
Можно использовать также запахи пищевых или аптечных настоек: укропной, мятной, анисовой и др. Небольшую картонку 5x10-15 см пропитывают настойкой, вкладывают в целлофановый кулек и, не закрывая кулька, кладут на рамки и в низ расплодного гнезда. По мере выветривания запахов опять добавляют настойку. Эти настойки можно приготовить самостоятельно, если бутылку, заполненную на 3/4 стеблями, листьями и семенами соответствующего растения, залить водкой или спиртом.
Эффективным и безопасным средством для сдерживания клеща на медосборе является использование дыма прополиса или хрена. Чайную ложку размельченного прополиса или полную столовую ложку высушенных и измельченных корней хрена засыпают в горящий дымарь. Поздно вечером в леток улья дают 4-5 качков дыма и леток закрывают на 20-30 минут. Если к этому времени в улье была организована сильная вентиляция, то предварительно перед напуском дыма улей надо максимально герметизировать. Через 20-30 минут после применения дыма леток открывают и восстанавливают необходимую вентиляцию улья. Повторно дым прополиса или хрена можно применить через 14 дней.
Безусловно, эффективность «мягких» способов борьбы с клещом существенно ниже медикаментозных способов, однако они не позволяют клещу бесконтрольно развиваться до опасного их количества для существования семьи. Комплексное же использование названных методов совместно со своевременной ранневесенней и позднелетней обработками медикаментозными препаратами обеспечивает сдерживание развития клеща на допустимом и безопасном для развития семей уровне заклещенности в несколько процентов. Этот уровень можно легко определить по ежедневному количеству естественно осыпающихся клещей. Если количество этих клещей не превышает 5 штук, то уровень заклещенности семьи можно считать безопасным и мероприятия по борьбе с клещем можно перенести на период после медосбора. http://www.agrocompas.com/agriculture./item/355-меры-по-сдерживанию-клеща-на-медосборе.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9