Экономика пчеловодства
Когда-то у нас в России мёд был повседневным сладким и полезным продуктом питания. А сейчас - это дорогой деликатес и некое лекарственное средство для улучшения здоровья, и не более. Поэтому и спрос на этот продукт и, соответственно, уровень его потребления у рядового населения довольно низкий.
Благодаря высокой цене на мёд заниматься пчеловодством сегодня выгодно. Но все же выгода эта весьма скромная, а люди, решившиеся на это занятие как на источник их существования, – настоящие герои. Потому что мёд достается ценой тяжких усилий, труда и немалых материальных и финансовых затрат. Отсюда высокая себестоимость, а за ней и цена мёда. Вполне понятно стремление людей заработать с помощью этого занятия. Но бизнесу этому, в отличие от многих других, мало кто позавидует. Тем не менее, находятся ещё любители пчеловодства, и их надо благодарить за то, что мёд изредка, но все же появляется на нашем столе.
Раздаются призывы увеличить производство мёда и его подушевое потребление в нашей стране, так как по этим показателям мы отстаем от развитых стран. И это было бы очень хорошо для укрепления здоровья нации.
Однако, на взгляд автора, росту объема производства мёда препятствуют высокие внутренние цены на этот продукт, связанные с его высокой себестоимостью. Себестоимость же объясняется большими затратами труда. А затраты труда связаны с особенностями современной технологии пчеловождения. ИМЕННО эта технология, в первую очередь, и не дает этого сделать из-за риска перепроизводства и, как следствие, проблем со сбытом. Ибо производить продукцию себе в убыток никто не будет. На взгляд автора, сегодня на российском рынке мёда наблюдается стабильная ситуация с некоторым переизбытком продукции.
Немного истории
Согласно источникам (8, 2) в прошлом в России добывали мёда больше, чем в остальном мире. Примечательно то, что мёд был экспортной статьёй в то время, когда пчёлы водились буквально повсюду, в том числе и в странах–импортёрах. И если русский мёд покупали, то это значит, что в месте добычи он был дешёвым, и его было очень много. Это поражало иностранцев. И пчеловодство того времени вносило очень существенный вклад в экономику нашей страны. По этому вкладу его можно расценивать как промышленное, несмотря на его технологическую простоту, в отличие от нынешнего состояния этой отрасли.
О современной технологии пчеловодства
При дорамочной технологии мёд добывали после завершения активного сезона без всякого вмешательства человека в жизнь пчелиной семьи в этот период. Для извлечения продукции практиковалось и закуривание. Это была осенняя мёдодобыча.
С появлением рамок и искусственных жилищ – разборных ульев, оказавшихся очень удобными для человека, ситуация изменилась. Пчёл стали оставлять живыми. Появилась возможность вмешиваться в их жизнь в любое время. Причём вмешательство, как принцип, оказалось главным и единственным условием получения продукции ИМЕННО в самый активный период жизнедеятельности пчёл. И пчеловодство по своему характеру стало ЛЕТНИМ занятием, потому что оно потребовало постоянного присутствия пчеловода на пасеке для борьбы с роением и получения конечной продукции.
В отличие от прошлого малозатратного добывания мёда после завершения сезона пришлось в самый разгар лета затрачивать немало труда и времени на это занятие. И это повысило себестоимость продукции.
В настоящее время на крупных пасеках применяют механизмы для облегчения труда, что потребовало финансовых затрат. И такое высокомеханизированное пчеловодство даже назвали промышленным. Но, с точки зрения автора, по своему вкладу в экономику оно не соответствует своему названию.
В понимании автора промышленная технология - это такая технология, которая дает максимальную отдачу от капитальных вложений, избавляет от затрат труда, времени и средств, удешевляет продукцию и вносит существенный вклад в экономику страны, чего не скажешь о современном пчеловодстве.
Самое печальное в этой истории заключается в том, что, несмотря на все наши устремления и достижения научно-технического прогресса, современное пчеловодство, как считает О. Н. Голуб (2), бессильно восстановить его утраченные позиции в экономике. На эту отрасль никто не смотрит серьезно. И она купается в своих проблемах, находясь на обочине экономической жизни.
Причина скрывается в том, что пчеловодство полностью оторвалось от своих природных оснований после сведения лесов под пашню. Конечно, рамочное пчеловодство и земледелие спасли пчёл. Ульи заменили дупла, а культурные растения, которые пчёлы стали опылять, – естественные более богатые угодья. И пчелы стали активными участниками сельскохозяйственного производства. Их причислили к домашним животным, которых легко перемещать с места на место и разводить, и с которыми легко обращаться. Возникло убеждение, что пчёлы находятся в полной зависимости от человека, и только ему их и надо сохранять, поддерживать и даже улучшать. И не в этом ли сегодня состоит наше главное заблуждение относительно пчёл?
Прогресс и проблемы
Прогресс и проблемы взаимосвязаны. Прогресс порождает новые возможности. Их используют. В результате возникает новая ситуация и столкновение с тем, чего не было раньше – с новыми проблемами. Так, с развитием транспортного сообщения пчёл стали отовсюду возить куда угодно, способствуя тем самым их повсеместному распространению.
Летний характер рамочной технологии, при которой продукцию получают в разгар активного сезона, также предоставил для этого свой хороший повод. Чем пчеловоды и не замедлили воспользоваться.
Известно, что породы из иных мест могут обладать различными замечательными свойствами. И в этом отношении они могут быть лучше, чем свои местные породы по каким-либо показателям. Возникает естественная мысль, а неплохо бы их применить у себя на пасеке для повышения её продуктивности.
А поскольку сегодняшняя технология пчеловождения ЛЕТНЯЯ, и продукцию получают именно ЛЕТОМ, то по этой причине можно в этот период использовать пчел любых пород – лишь бы давали нужный результат. Потому что тот факт, что вся деятельность приходится на ТЁПЛОЕ время года, говорит о том, что такая мотивация вполне обоснована. Ведь лето есть лето. И условия благоприятны для любых пород. Почему бы этого не делать и не использовать тех преимуществ, которые могут предоставить любые породы в сравнении с местными?
Но в итоге оказалось, что вместо повышения продуктивности местных (а речь идёт о северных) пасек получили её падение.
Надо сказать, что продвинутые американцы раньше всех прошли по этому пути, последовательно и до конца. Привозили пакеты куда надо, использовали их один сезон, потом закуривали пчёл и получали чистую прибыль. Это – чисто технократический подход, когда есть параметры, есть техзадание и есть результат.
При таком подходе никакие местные (северные) пчелы вовсе не нужны. При тотальном контроле они были бы полностью обречены на исчезновение, а с ними и северное пчеловодство, процветавшее на местных «аборигенках». К счастью, мы отстали от упомянутых выше «передовиков». Закуривание южанок нам не по карману. Кроме того, завоз пакетов с юга оказался очень привлекательным и для первоначального разведения. Пчёлок можно приобрести весной и раньше и дешевле чем своих, местных, которые когда ещё поспеют. В результате рождаются гремучие смеси. Плохо это или хорошо? Есть обоснованное мнение, что это плохо, так как портит нам наше северное пчеловодство (4).
Конечно, можно и нужно призывать не делать этого. Но «Васька слушает да ест». И завоз южных пакетов неизбежно будет продолжаться по экономическим причинам и именно в связи с главной особенностью, присущей современной рамочной технологии, – с её приуроченностью к самому активному периоду жизнедеятельности пчёл, а именно к ЛЕТНЕМУ периоду, позволяющему ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС получать продукцию. А после этого «хоть потоп или трава не расти». И пока наша летняя технология будет практиковаться, то так оно до тех пор и будет продолжаться.
Но прежде чем приступить к ответу на вопрос – можно ли исправить такое положение вещей, необходимо задать ещё два вопроса: «кто такие пчелы и что есть порода?»
О пчёлах
Возникло ощущение, что пчелы вообще уже ничего сами не могут, и в этом смысле они стали полностью зависимыми от человека. А человек – от пчёл. Завозных. А где их взять, если хочешь их завести? Негде. И до сих пор это было действительно так. Вот и записываются уже с осени на южные пакеты. В мае получил – и ты уже пчеловод и можешь получить свой медок. И породу можно любую взять: и мирную, и неройливую и, в то же время, самую продуктивную. Одним словом – воплощение мечты.
Интересно определение, что такое пчелы. Это «домашние насекомые, которые в неволе приносят потомство и несут пользу человеку». Хорошо ещё, что сохранился оттенок «неволя», который может свидетельствовать о том, что определение «домашние» не совсем подходит к пчелам.
Нет комментариев