Одна из самых влиятельных и самых жестоких правительниц в мировой и османской истории – это Кёсем Султан, жена османского султана Ахмеда I (1603 – 1617) и мать султанов Мурада IV Кровавого (1623 – 1640) и Ибрагима I Безумного (1640 – 1648), бабушка султана Мехмеда IV Охотника (1648 – 1687), при котором она выполняла обязанности «Бюйюк» (старшей) Валиде султан. Кёсем Султан часто ставят в один ряд с такими беспринципными, влиятельными и полновластными правительницами, чьё правление вошло в историю большим количеством жертв, кровавых бунтов, мятежей, казней и интриг, как Екатерина Медичи во Франции, императрица Цы Си в Китае, Анна Иоанновна Кровавая в России, Изабелла Кастильская в Испании, Мария Тюдор в Англии. Власть этой женщины в Османской империи на протяжении почти полувека была практически безграничной. Благодаря своему уму, коварству, жестокости и непомерному властолюбию, Кёсем Султан виртуозно управляла сначала своим супругом Ахмедом, а впоследствии – детьми и внуками. Долгое время она оставалась наиглавнейшей фигурой османской политики первой половины XVII века, но всё возрастающее честолюбие и жажда власти привели её к трагическому и бесславному концу. Ввиду многогранности и значимости личности этой женщины данная работа будет посвящена не только ей, но и личностям её близких, дабы проследить путь эволюции власти самой яркой представительницы «Женского султаната». Точная дата рождения и само происхождение Хасеки Махпейкер Кёсем Султан (в турецком языке – Mâh-Peyker Kösem) неизвестны. Предположительно, она родилась в 1589/1590 г. и была гречанкой (также как вариант – боснийкой – О.К.) родом с острова Тинос в Эгейском море [Мусский И.А. Мурад IV Кровавый // 100 великих диктаторов. М.: Вече. 2002. С. 299 – 304. С. 299; Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 122]. Среди наиболее распространённых версий её имени фигурирует имя «Анастасия». Также существует гипотеза о том, что будущая султанша родилась в семье священника, но никаких подробностей о её близких, точном происхождении, этнической принадлежности, имени и дате рождения не сохранилось. Однако, у тюркологов не вызывает сомнений тот факт, что Кёсем Султан до своего прибытия в гарем была христианского вероисповедания (вполне возможно, православного толка, в случае подтверждения греческой версии происхождения). С достоверной точностью не известны причины и сроки появления гречанки Анастасии (будем придерживаться наиболее распространённой версии тюркологов – О.К.) в гареме Топкапы. Как предполагает в своей монографии профессор Дж.Фрили [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 755], будущая Кёсем Султан могла возникнуть на арене гаремных интриг, как и её предшественницы Нурбану и Сафие Султан: пленение – продажа в рабство – попадание в гарем. Вероятнее всего, в гареме она могла появиться в промежуток между 1600 – 1603 годами в возрасте 10-14 лет соответственно [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 758]. Ряд исследователей предполагает, что в гарем правившего в то время султана Мехмеда III (1595 – 1603) она могла не попасть потому, что ещё не достигла половой зрелости ввиду юного возраста.После смерти Мехмеда III 22 декабря 1603 года в возрасте 35 лет новым султаном стал его старший сын, на тот момент 13-летний (родился 18 апреля 1590 года) Ахмед I, а его мать Хандан Султан стала Валиде. Как утверждает кандидат исторических наук И.Б.Мамедов, ссылаясь при этом на архивные источники, Мехмед III не имел Хасеки [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 35 – 36]. У него от разных невольниц родились несколько сыновей, однако ни один из них не был отправлен в санджак и не был выделен перед остальными. Возможно, Мехмед следовал принципу «одна наложница – один сын», поскольку матери его сыновей Махмуда, Селима, Сулеймана, Ахмеда (будущий султан) и Мустафы были разными [Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956, Ceviri, Severcan S., Istanbul, 1998. 312 р. Р. 256]. Все сыновья родились до его восшествия на престол. В связи с этим ученые делают закономерный вывод о том, что Хандан Султан, одна из наложниц покойного Мехмеда III и мать Ахмеда I, не обладала тем колоссальным влиянием на Мехмеда III, которым пользовались, влияя на своих супругов, Хюррем Султан, Нурбану Султан и Сафие Султан. Хандан Султан не смогла достичь того могущества и влияния, которым обладали её предшественницы. Став Валиде Султан в сравнительно молодом возрасте (28/29 лет), она не сумела также и подчинить себе волю своего юного сына Ахмеда, несмотря на то, что в течение 2 лет она официально управляла Османской империей на правах регентши (неофициально, впервые официальный титул регента получила как раз Кёсем – О.К.) при малолетнем султане. Юный султан Ахмед I, разумный и волевой, обладавший самостоятельностью мышления [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 121], порой либо игнорировал советы матери, либо успешно отражал любые попытки её и её приближённых на него повлиять. Как отмечал в своей монографии М.Чагатай Улучай [Улучай Чагатай М. Жёны и дочери османских султанов. Анкара. 1990. С. 114], до встречи с Кёсем Султан Ахмед I относился к советам и мнению женщин с некоторым пренебрежением, отводя им некую «домашнюю» роль, сводившуюся к ублажению мужчины и рождению ему здоровых детей. Хандан Валиде Султан скончалась 26 ноября 1605 года (её сыну на тот момент было около 15,5 лет) в возрасте 30/31 лет, и уже на следующий день была похоронена рядом с Мехмедом III в его усыпальнице. Ахмед I в тот момент собирался в поход с целью подавить мятеж в Анатолии, и даже смерть матери не заставила его задержаться в Стамбуле на положенные 7 дней до истечения срока траурных мероприятий: он отправился в поход на следующий день после похорон. Такое равнодушие и холодность по отношению к самому родному человеку удивили не только двор (предыдущие султаны долгое время скорбели о своих матерях), но и простой люд, что дало повод многочисленным слухам и кривотолкам: появилось предположение, что Ахмед отравил собственную мать из-за её вмешательства в его дела [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 759.]. Сэр Томас Шерли, английский путешественник, являющийся в 1602 – 1605 гг. заключенным в турецкой тюрьме, впоследствии писал, что Ахмед I, желая отделаться от непрошенных советов Хандан Султан, «не пощадил своей собственной матери и отравил её в августе 1605 года» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 122]. (Учитывая указанный срок отравления и дату смерти Хандан Султан, вероятно, Т.Шерли имеет ввиду медленно действующий яд – О.К.).Едва взойдя на престол, Ахмед отослал в Старый дворец своего единокровного брата (единокровный брат/сестра – дети от одного отца и разных матерей – О.К.), слабоумного Мустафу, вместе с его матерью, чьё имя не сохранилось (братоубийственный «Закон Фатиха» применил на практике отец Ахмеда, Мехмед III, казнивший по наущению своей матери Сафие Валиде Султан, 19 своих братьев. Дети, внуки и правнуки Мехмеда III, несмотря на то, что «Закон Фатиха» не был отменём юридически, этим законом пользовались не столько в борьбе за престол, сколько в результате династических интриг, за вычетом ряда случаев, носивших характер исключений, а не повсеместной практики, когда султаны уничтожали не всех своих родственников мужского пола, как предписывал «Закон Фатиха», а лишь тех, кто на тот момент олицетворял явную угрозу их власти – О.К.). Вскоре Ахмед тяжело заболел оспой, что вызвало опасения в возможности его смерти, и вельможи предложили вернуть в Стамбул Мустафу, но султан поправился, Мустафа остался в ссылке, а все визири-инициаторы дворцового переворота были отправлены в отставку [Hammer J. von. Histoire de l'empire ottoman. Paris, 1835-1837. Hazirlayan M.£tvik, Cilt 6, Istanbul, 2001. 712 р. Р. 468.]. Несмотря на то, что Ахмед I взошёл на престол, будучи бездетным и не имея беременных наложниц, он сумел быстро устранить этот недостаток правящего монарха. 3 ноября 1604 года, когда самому Ахмеду было всего 14,5 лет, родился его первый сын, будущий султан Осман II (годы жизни 1604 – 1622, правил в 1618 – 1622 гг.), от греческой наложницы Махфируз Хадидже Султан. В течение следующего года две другие наложницы, чьи имена остались неизвестными, родили ему ещё одного сына Мехмеда и старшую дочь Гевхерхан Султан [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 760.]. На втором году царствования Ахмеда I и появляется в числе его одалисок гречанка Анастасия. Учитывая, что они были, скорее всего, ровесниками, или отличались незначительной разницей в возрасте, гарем был одновременно и удивлён, и подготовлен к возвеличению новой фаворитки, получившей с принятием ислама имя «Махпейкер» (в переводе – «Луноликая», «Любимица» - О.К.). Удивление объяснялось тем, что до появления в его гареме Анастасии, Ахмед не привязывался сильно к своим женщинам, проявляя себя типично моногамным восточным деспотом. Подготовленность была продиктована тем, что Махпейкер шла по пути своих предшественниц, которые поднимались до своего статуса из рабынь, очаровывая падишахов красотой и умом, к чему гарем за почти 80 лет с момента появления при дворе Сулеймана Кануни Хасеки Хюррем Султан успел привыкнуть. Ахмед всем сердцем привязался к юной фаворитке, даровав ей, помимо имени Махпейкер, имя «Кёсем». Поскольку она была первой в группе молодых наложниц, появившихся в его личном гареме, имя «Кёсем» означало «Вождь, царица стаи» [Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 335 с. С. 101; Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 122]. Махпейкер Кёсем сумела очень быстро стать любимицей Ахмеда и уже в 1605 году родила ему его вторую дочь Айше Султан. В течение последующих десяти лет Кёсем родила Ахмеду ещё несколько дочерей и сыновей. Совершенно точно известно, что её сыновьями, рождёнными от Ахмеда, были будущие султаны Мурад IV Кровавый (1623 – 1640) и Ибрагим I Безумный (1640 – 1648), а также шахзаде Касим. Также её сыном некоторые источники называют шахзаде Сулеймана. Дочерьми Кёсем Султан от Ахмеда были Айше Султан, Фатьма Султан и Ханзаде Султан, предполагалось также, что ещё одной дочерью Кёсем и Ахмеда была принцесса Гевхерхан Султан (не путать с Гевхерхан Султан, рождённой раньше дочери Кёсем Айше Султан – О.К.).Будущие султаны Мурад и Ибрагим родились 27 июля 1612 и 9 ноября 1615 годов соответственно. Некоторые источники предполагают, что ещё четверо или пятеро детей Ахмеда и Кёсем умерли в младенчестве, т.е., учитывая общее количество детей и возраст Кёсем на момент смерти Ахмеда (27/28 лет), можно сделать вывод о том, что она рожала детей практически ежегодно, начиная с 14-15 лет. Правление султана Ахмеда I очень напоминало времена султана Сулеймана Кануни. Кёсем очень быстро получила титул Хасеки, напомнив гарему о любви Кануни к Хасеки Хюррем. Хюррем была наиболее известной в Европе женщиной османской династии, однако сами подданные османского государства считали, что самой значительной и сильной, а также властолюбивой и жёсткой женщиной династии Османов являлась Кёсем Султан. Карьера Кёсем в основных своих чертах также напоминала карьеру Хюррем. Над ними не было сильных Валиде Султан, которые могли бы ограничивать их влияние на султанов. Кёсем также имела много детей, и в первые годы являлась единственной женщиной султана. Однако, в отличие от Хюррем, Кёсем своего абсолютного могущества достигла, став Валиде Султан, а не Хасеки [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 36; Peirce P. Leslie. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. Oxford, 1993. Ceviri.Berktay A., Istanbul 1993. 408 p. Р. 141-142]. Хотя, законной супругой Ахмеда она так и не стала, церемонии никяха с ней совершено не было, и, несмотря на наличие титула Хасеки и полагающиеся этому титулу выплаты и преимущества, Кёсем так и осталась наложницей султана, но не его супругой. Став фавориткой Ахмеда, Кёсем заменила для него в этом качестве Махфируз Хадидже Султан, которую, по не слишком достоверным данным, отправили в Старый дворец, в то время как её сын, юный Осман, остался в Топкапы. Кёсем Султан взяла на себя заботу о мальчике и часто брала его с собой на прогулки, катаясь в карете по Стамбулу [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 762.]. Венецианские послы сообщали в своих донесениях, что во время этих прогулок Осман развлекался тем, что бросал прохожим пригоршни монет, а Кёсем, не желая показываться на глаза простолюдинам, оставалась в карете, прячась за занавеской. Венецианцы также отмечали исключительную привязанность Ахмеда к Кёсем, которая со временем стала превращаться в его политике во влиятельный закулисный фактор.Кристофоро Вольер писал, что Кёсем «…может творить с султаном всё, что пожелает, и полностью завладела его сердцем, и ей ни в чём нет отказа». Симон Контарини отзывался о ней, как о «…женщине красивой и проницательной и, кроме того… обладающей многими талантами… Она прекрасно поёт, вследствие чего продолжает пользоваться любовью султана… Не то, чтобы её уважают все, но в некоторых делах к ней прислушиваются, и она – фаворитка правителя, который хочет, чтобы она постоянно была рядом с ним… Она проявляет немалую мудрость и сдержанность относительно слишком частых высказываний о серьёзных материях или государственных делах» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 123 – 124.]. Также С.Контарини оставил более подробное описание внешности и характера Кёсем Султан: «…Фаворитка султана Махпейкер Кёсем Султан – женщина исключительной красоты… Она высока, отличается стройным станом и белым лицом. Черты лица её столь совершенны, что при дворе за красоту её называют «ангелом» или «пэри». Волосы у неё тёмные и волнистые, приятный нежный голос и очень красивые руки… Говорят, она отличается благоразумием и рассудительностью, порой немногословна, что многие склонны относить к её уму и коварству, и что, очевидно, имеет под собой основание, коли ей удалось избавиться от своей соперницы… Доводилось слышать, что при дворе о ней говорят, как о красивой, но смертельно опасной женщине, что придаёт ей сходство с ядовитым цветком…» [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 762 – 763.]. Некоторые исследователи видят именно Кёсем Султан причиной приостановления действия «Закона Фатиха», применяемого предшественниками Ахмеда I [Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. М.: Крон-Пресс, 1999. С. 201; Новичев А.Д. История Турции. Т.1. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1963. С. 196 – 197.]. Поскольку Ахмед I, став отцом, доказал свою мужскую состоятельность, он, по сообщениям Контарини, дважды собирался отдать приказ об убийстве своего сумасшедшего брата Мустафы, но каждый раз менял своё решение. Официальными причинами этого значилось недомогание султана в первом случае и сильная гроза, напугавшая Ахмеда, – во втором. Контарини же уверен, что в обоих случаях имело место заступничество Кёсем Султан, сделавшей это из сугубо практических соображений: «…позаботиться, если возможно, о том, чтобы то милосердие, которое она проявила к брату (Мустафе), могло быть также проявлено по отношению к её сыну (Мураду)» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 124.].За время своего правления Ахмед проявил себя хорошим правителем, заботящимся о благе своего народа (осенью 1606 года в Стамбуле бушевали пожары, и Ахмед лично руководил борьбой с огнём, из-за чего получил увечье и долго лечился – О.К.), активно занимающимся строительством: при нём были построены Голубая мечеть (Султанахмет Джами), комплекс Топкапы дополнился 2 банями, маленькой красивой библиотекой и ещё рядом зданий, был построен кьёшк в садах (Четвертый двор – О.К.). В 1610 году двадцатилетнего султана так описывает англичанин Ноулз: «Султану Ахмеду, о котором мы теперь говорим и который теперь царствует, было, как уже сказано, около пятнадцати лет, когда он взошёл на трон (в действительности 13 – О.К.), и теперь ему около двадцати двух лет (в действительности 20 лет – О.К.), круглолицый и полнолицый и вообще красивой наружности, однако на лице видны следы оспы. У него маленькая борода коричнево-каштанового цвета, растущая маленькими пучками в четырех разных местах, по одному на каждой щеке и на каждой стороне подбородка… Он ладно скроен, отличается здоровым цветом лица и склонен к полноте, как и его отец Мехмед; сильный и выносливый и к тому же живой… Он очень предан чувственности и наслаждениям, и потому есть надежда, что он в конце концов погубит себя, как это случилось до него с его отцом Мехмедом… Он упивается донельзя наслаждениями, которое предоставляет охота в поле, в особенности соколиная» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 128.]. В 1612 году Ахмед I выдал двух своих дочерей Гевхерхан Султан 8 лет отроду и Айше Султан 7 лет (от Кёсем – О.К.) замуж. Гевхерхан Султан была выдана замуж за полководца Кара Мехмеда-пашу, которому исполнилось 55 лет. Её единокровная сестра Айше Султан через 5 месяцев после этого была выдана замуж за Великого визиря Насуха-пашу (всего Айше Султан была выдана замуж 6 раз. Насух-паша через 2 года был казнён, два других мужа погибли в сражениях, трое умерли естественной смертью – О.К.). Подобные серийные браки были обычным явлением в политической практике османских султанов, что позволяло династии создать сеть союзов с наиболее могущественными пашами. Кёсем Султан именно благодаря бракам своих дочерей сохраняла многолетнее влияние. В 1626 году, уже будучи Валиде Султан, она писала Великому визирю Хафизу Ахмеду-паше за несколько месяцев до того, как он стал третьим мужем её дочери Айше: «Как только вы будете готовы, дайте мне знать, и я буду действовать соответственно. Мы сразу же позаботимся о вас. У меня есть султанша наготове. Я поступлю также, как тогда, когда выдавала свою Фатьму» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 130 – 131; Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 769.]. Ахмед I умер от тифа на двадцать восьмом году жизни 22 ноября 1617 года и был похоронен рядом с построенной им Голубой мечетью. Смерть Ахмеда вызвала династический кризис в Османской империи. С одной стороны, сыновья Ахмеда были ещё слишком юными, чтобы наследовать престол, и Диван опасался возможной гражданской войны в случае воцарения подростка-султана. С другой стороны, их дядя Мустафа, будучи взрослым, был неизлечимо болен, страдал тяжёлым психическим недугом и не мог быть восприемником трона. К тому же, в течение не одного столетия престол в Османской империи передавался строго от отца к сыну, а воцарение брата умершего султана меняло весь порядок престолонаследия. Однако Диван после долгих колебаний пришёл к решению посадить на престол слабоумного Мустафу I (1617 – 1618, 1622 – 1623)Печеви, являвшийся современником тех событий, предполагает, что инициатором изменений закона о престолонаследии стал начальник чёрных евнухов Мустафа-ага, «…в чьём ведении находились все государственные дела в царствование Ахмеда» Его точку зрения категорически опровергает Симон Контарини, который считает, что избрание Мустафы преемником Ахмеда было инициировано Кёсем Султан, надеявшейся, что Мустафа сможет пощадить её сыновей, в отличие от Османа, который вполне мог возобновить практику братоубийственного «Закона Фатиха». После смерти Ахмеда и воцарения Мустафы наложницы и дети покойного султана были отправлены в Старый дворец. В их числе была и Кёсем Султан со своими сыновьями, которая на 6 лет, вплоть до воцарения её сына Мурада, полностью отошла не только от политических, но и от гаремных дел. Однако, всё то время, пока Кёсем находилась в Старом дворце, ей продолжали выплачивать пособие, и она сохраняла свой статус, несмотря на то, что она уже являлась наложницей умершего султана – Кёсем продолжала ежедневно получать пособие в 1000 акче золотом, как Хасеки покойного султана Психически больной султан Мустафа I продержался на престоле всего 96 дней, после чего был низложен и отправлен в «Кафес». Его падение стало результатом наивности его матери и интриг начальника черных евнухов Мустафы-аги, убедившего улемов выпустить фетву о том, что новый султан страдает душевной болезнью. Фетва стала приговором правлению Мустафы: он был низложен и заключён к «Клетку», а престол унаследовал его племянник и старший сын Ахмеда I Осман II (1604 – 1622 годы жизни; 1618 – 1622 правление). На момент воцарения Осману было 13,5 лет, как и его отцу когда-то. Тюркологи предполагают, что его мать Махфируз Хадидже Султан, даже став Валиде Султан, осталась в Старом дворце и не заняла места при дворе, полагающегося ей по статусу (такой вывод сделан на основании многочисленных исследований гаремных книг расходов: ни в одной из них нет даже упоминания о том, что Махфируз вернулась из ссылки и заняла апартаменты, полагающиеся Валиде Султан, а также нет записей о её расходах по возвращении в Топкапы). Махфируз умерла в 1620 году и была похоронена без особой пышности возле мечети Эйюба. Всё это время Кёсем Султан оставалась в Старом дворце, вместе с ней там были не только её родные сыновья, но и сыновья Ахмеда от других наложниц. Профессор Дж.Фрили полагает, что именно благодаря дальновидной политике и умелой дипломатии Кёсем, этих мальчиков не постигла страшная участь убийства в целях сохранения единства престола Взойдя на престол, Осман II намеревался всячески подчеркнуть свой статус и права престолонаследника. Во-первых, по его приказанию были устранены все сановники, имевшие отношение к воцарению его предшественника. Во-вторых, само короткое правление Мустафы было объяснено Османом, как досадная ошибка и разрыв с «обычаями предков». В течение первых трех лет все дети, рождавшиеся у Османа от наложниц, умирали во младенчестве. Это не могло не беспокоить молодого султана, и он, опасаясь своего смещения, 12 января 1621 года казнил своего единокровного брата шахзаде Мехмеда, рождённого Ахмеду I наложницей, чьё имя не сохранилось. Убийство брата Осман II объяснил необходимостью в целях предотвращения войны за престолонаследие (на момент казни шахзаде Мехмеду было 15 лет – О.К.). Далее Осман продолжил ломать многовековые традиции, в феврале 1622 года женившись законным браком на красивой девушке из знатной турецкой семьи (правнучке Сулеймана Кануни – О.К.). До него османские султаны строили как свои полигамные отношения, так и свои моногамные семьи только с женщинами нетурецкого происхождения. Этот шаг, наряду с непродуманной политикой Османа, его корыстолюбием и новаторскими взглядами, привёл к массовому недовольству им среди простого люда и особенно – в среде янычар. В мае 1622 года вспыхнул жестокий янычарский мятеж, следствием которого стало зверское убийство Османа II. Эвлия Челеби свидетельствует, что юного султана задушили, перед этим его подвергали жестоким пыткам и побоям, а также у юноши отрезали правое ухо и палец, на котором был перстень, дабы эти части тела могли свидетельствовать, что их обладатель вне всяких сомнений мёртв. Ухо и палец убитого Османа преподнесли инициатору заговора Давуду-паше, зятю низложенного Мустафы I. Осман II таким образом стал первым в османской истории султаном, убитым руками собственного народа. После гибели Османа II на престол вновь был возведён безумный султан Мустафа, а его мать во второй раз стала Валиде Султан. Давуд-паша, ставший Великим визирем и женатый на родной сестре Мустафы, имел свои цели в воцарении шурина: Мустафа не имел детей и категорически сопротивлялся введению в его гарем наложниц, не имея с женщинами интимных отношений, а его сестра в браке с Давудом-пашой имела сына Сулеймана. После смерти Мустафы сын Давуда-паши мог наследовать престол, но только при условии смерти всех сыновей Ахмеда I. Как предполагают тюркологи, Валиде Султан и Давуд-паша задумали заговор, целью которого было убийство всех сыновей покойного Ахмеда и особенно – ставшего старшим из всех шахзаде Мурада, сына Кёсем Султан. В этой катастрофической ситуации Кёсем Султан проявила себя блестящим стратегом и хитрейшим дипломатом: покушение на Мурада и остальных шахзаде было остановлено: польский посол князь Кшиштоф Збаражский говорит в своём отчёте, что Кёсем предотвратила покушение на своего сына и его братьев, «получив предупреждение или догадавшись сама», добилась усиленной охраны сына, чтобы не допустить его убийства После этого агрессия народа была направлена против Валиде Султан, Великого визиря и больного султана, не причастного к злодействам, что фактически подготовило дальнейшие заговор и дворцовый переворот, приведшие к воцарению Мурада в качестве нового султана и становлению Кёсем в качестве Валиде Султан. Разъярённые янычары повесили на Ипподроме начальника белых евнухов, преданного Валиде Султан, который спешил в Старый дворец, чтобы убить юных шахзаде. После этого в той же самой камере Семибашенного замка, где был убит Осман II, янычары удавили заговорщика Давуда-пашу, подстрекавшего их когда-то к убийству султана.Империя была ввергнута в хаос: в Анатолии периодически вспыхивали мятежи, жалованье янычарам задерживалось, из-за чего мог в ближайшее время взбунтоваться стамбульский гарнизон, казна была пуста, Валиде Султан, мать Мустафы I, за год сменила шесть Великих визирей. Кризис подвигал общество к тому, что Мустафа должен быть низложен, а на престол должен быть возведён старший сын Кёсем Мурад. Неопределённость завершилась 10 сентября 1623 года, когда представители всех политических сил встретились с безумным султаном и убедили его отречься от престола в пользу 11-летнего племянника. Мустафа отрёкся и был до конца своих дней отправлен в заточение, где находился вплоть до своей смерти в январе 1639 года. Многие обвиняли Кёсем Султан в организации дворцового переворота, в результате чего ей пришлось официально отчитываться перед кадиями в своих действиях. К чести Кёсем Султан, оправдалась она столь успешно и дипломатически грамотно, что по сей день ни один источник не может с достоверной точностью обвинить её в инициации дворцового переворота и свержении Мустафы Мурад был опоясан мечом в мечети Эйюба, после чего последовал в Сераль, где совершил молитву ради того, чтобы его служение в качестве высшего правителя было угодно Аллаху и его народу. Затем, соблюдая обычай восходивших на престол султанов, он проследовал в имперскую казну Как писал об этом Эвлия Челеби, в казне «не было видно никаких сосудов из золота и, кроме ненужного хлама, обнаружилось лишь шесть мешков монет (30 тысяч акче), сумка с кораллами и сундук с китайским фарфором. Увидев это, султан Мурад наполнил казну своими слезами и, дважды склонившись в молитве, сказал: «Иншаллах, я заполню эту казну богатством тех, кто их украл, и наполню ещё пятьдесят хранилищ в дополнение к этому»»Мурад умудрился найти ещё 3040 мешков денег в собственной частной казне, которые по его приказу раздали янычарам в течение месяца после его восхождения на трон. На следующий день после своего воцарения, Мурад отправил своего дядю Мустафу в Старый дворец, куда была отправлена и мать Мустафы, чья участь с тех пор неизвестна. В роли Валиде Султан её сменила Кёсем, которая теперь вернулась в гарем Топкапы, где исполняла обязанности регентши при юном Мураде в первые годы его царствования. На тот момент ей было около 32/33 лет, и титул регента при султане она получила официально (!), впервые в истории Османской империи. Другие её сыновья оставались с ней в гареме дворца до достижения ими половой зрелости, после чего переселялись в мужскую половину Топкапы к шахзаде Баязиду, единственному уцелевшему сыну Ахмеда I от другой наложницы. Позднее, когда все они повзрослели достаточно, чтобы представлять гипотетическую угрозу трону, Мурад IV приказал перевести их всех в Кафес (Клетку) и впоследствии умертвил их всех, кроме одного (будущего султана Ибрагима Безумного)Вопреки утверждению И.Б.Мамедова о том, что султан Мурад IV не имел наложниц в качестве Хасеки, а у нескольких невольниц, с которыми он имел интимную близость, не было детей [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 36.], профессор Дж.Фрили с уверенностью называет имя одной из его фавориток – Айше Султан [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 141; Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 767.], которая, по разным версиям, стала матерью 9 детей Мурада. В 1627 году, в год пятнадцатилетия Мурада IV, Айше Султан родила ему старшего сына шахзаде Ахмеда. Впоследствии у Мурада IV родились ещё сыновья (шахзаде Сулейман, Мехмед, Алаэддин – О.К.), а также двенадцать дочерей, из которых наиболее известны имена Ханзаде Султан, Гевхерхан Султан, Рюкийе Султан, Эсмахан Султан, Сафие Султан. Некоторые источники называют всех вышеперечисленных шахзаде и султанш детьми Мурада от любимицы Айше Султан. Все сыновья и шесть дочерей Мурада умерли от эпидемий чумы, разразившихся в Стамбуле в 1637 и 1640 годах. Выжившие шесть дочерей были выданы замуж за пашей, будучи ещё маленькими девочками. Некоторые эти паши впоследствии стали Великими визирями. Все браки юных султанш устраивала их бабушка, Кёсем Султан, пытавшаяся таким образом устроить многочисленные связи с могущественными вельможами и тем самым поддержать султанат своих детей. В первые годы царствования Мурада IV Кёсем фактически руководила жизнью государства, в гаремных вопросах и делах обеспечения дворца и двора ей помогал лично преданный ей главный евнух султанского гарема Мустафа-ага [Мусский И.А. Мурад IV Кровавый // 100 великих диктаторов. М.: Вече. 2002. С. 299 – 304. С. 300.]. Действуя в качестве регентши, Кёсем часто переписывалась с великими визирями. Ныне сохранилось 7 её писем без дат. В них ни одного Великого визиря она не называет по имени. В одном из писем она выражает свои тревоги по поводу ситуации в Йемене и здоровья своего сына, что свидетельствует о её прямом участии в государственных делах империи и сильном влиянии на чиновников!


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3