или комплекс мучения красотой
Они умеют склонять сердца людей к необыкновенной любви или ненависти…
Я. Шпренгер, Г. Инститорис,
«МОЛОТ ВЕДЬМ»
МУЖЧИНА: Многие красавицы все же переступают страх перед своей красотой. Им удается вызвать фею из глубин бессознательного, которая превращает Золушку в принцессу.
Интересно, откуда берется эта фея? Живет ли она в бессознательном каждой женщины?
ЖЕНЩИНА: Можно предположить, что эта фея – энергия глубинной надежды и веры в себя – зарождается в красивой девочке при общении с отцом.
В большинстве случаев отец – первый образ мужчины в жизни красивой девочки. Этот образ может пробудить в ней душевность, а может наполнить холодом.
2
МУЖЧИНА: Отец, лишенный особых невротических конфликтов и испытывающий хотя бы небезразличие к матери – условие того, что у девочки не возникнет «комплекс вечной Золушки». Фигура великодушного отца защищает красивую девочку от губительной озабоченности матери.
ЖЕНЩИНА: Но под воздействием любви отца к дочке развивается травма, последствия которой психоаналитики называют «комплекс Электры». Любовь отца и дочери наталкивается на бессознательную ревность матери. Мой опыт показывает: у красивой девочки «комплекс Электры» может быть настолько глубоким, что требует нового названия.
МУЖЧИНА: Жизненные ситуации, порождающие «комплекс Электры», гораздо более многообразны. Сначала стоит описать эти ситуации и решить, в какие из них чаще всего попадает красивая девочка. Таких ситуаций может быть четыре:
Ситуация 1. Отец любит и дочь, и жену.
Ситуация 2. Отец любит дочь, но не любит жену.
Ситуация 3. Отец любит жену, но не любит дочь.
Ситуация 4. Отец не любит ни дочь, ни жену.
Моя практика показывает, что чаще всего красивая женщина в родительской семье попадает в первую и вторую ситуации. Именно они и обуславливают специфический «комплекс Электры» у красивой женщины.
Я не считаю, что «комплекс Электры» является столь всеобщим, как казалось Фрейду, и уж во всяком случае, он не является всеобщим для красивых женщин.
Однако всеобщий комплекс красивых женщин, выросших в атмосфере любви отца, все же есть. Травма переживания красивой девочкой единства отца и матери, где она является третьим звеном любовного треугольника, может породить в ее Я своеобразный «комплекс Снежной Королевы» как суперкомпенсацию.
Природа «комплекса Снежной Королевы» в том, что женщина,
испытывая уверенность в своей красоте, сознательно создает
ситуации любовных треугольников «мужчина – две женщины»,
становясь – при эмоциональной холодности – активной и
доминирующей стороной.
ЖЕНЩИНА: Почему ты считаешь, что создательницу любовных треугольников можно назвать «Снежной Королевой»?
МУЖЧИНА: Вспомни сказку о Снежной Королеве: прекрасная женщина увозит в свою далекую ледяную страну мальчика, чтобы там заморозить его чувственность. Но смысловой эпицентр сказки заключается в том, что она увозит не просто одинокого мальчика. У этого мальчика есть подруга, единство с которой разрывается Снежной Королевой. Это – стереотип поведения всех женщин с «комплексом Снежной Королевы». Мстя своему отцу, а заодно и матери, они становятся разлучницами, входя в ситуацию любовного треугольника под воздействием мощнейших бессознательных импульсов.
3
МУЖЧИНА: Можно сказать, что женщина с «комплексом Снежной Королевы» – режиссер любовных треугольников. Ей удается это как никакой другой женщине. Это смысл и суть ее существования.
ЖЕНЩИНА: Зачем же ей вновь создавать ситуации любовных треугольников, ведь тем самым она причиняет боль самой себе?
МУЖЧИНА: Это бессознательная месть и отцу, и матери, которые принадлежали друг другу, а ей приходилось обращать на себя внимание всеми средствами, в том числе воздействовать на отца неприступной холодностью. Теперь же, будучи взрослой, она сознательно культивирует неприступную холодность, чтобы привлечь внимание мужчин. В «треугольных отношениях» она унижает и мужчину, с которым имеет сексуальные отношения, и его жену, которая догадывается об изменах мужа. Это и является своеобразной местью своим матери и отцу через других мужчин и женщин.
4
ЖЕНЩИНА: Но ведь не у всякой красивой девочки, которая ревнует отца к матери и при этом испытывает любовь к себе со стороны отца, формируется «комплекс Снежной Королевы»?
МУЖЧИНА: Да, не у каждой. Для этого необходимо совпадение нескольких факторов: во-первых, отец должен любить дочку, во-вторых, у него должно быть сексуальное тяготение к жене при отсутствии духовной связи и личностного единства, а потому, в‑третьих, дочка должна быть началом, скрепляющим семью.
Попав в подобную ситуацию, красивая девочка привыкает жить в пространстве любовного треугольника, в котором она играет главную роль. Ведь она является центром и цементирующей основой семьи. Но при этом она испытывает не только наслаждение, но и страдание – ведь отец сексуально принадлежит другой женщине.
ЖЕНЩИНА: Следовательно, она должна быть отчуждена от матери, бессознательно воспринимая ее как соперницу. А это в свою очередь означает, что у матери будущей «Снежной королевы» нет достаточной эмоциональной связи с дочерью - она относится к типу Любовницы – женщины, для которой мужчина важнее, чем ребенок.
МУЖЧИНА: Дочка может быть заражена эмоциональной холодностью матери. И во взрослой жизни начать холодно и расчетливо мстить – вместо матери другим женщинам, создавая любовные треугольники.
5
МУЖЧИНА: Женщина с «комплексом Снежной Королевы» представляется мне уверенной, энергичной, сильной, эмоционально холодной и сдержанной как пантера, а потому достаточно мужественной. Ее мужественность в сочетании с красотой создает ауру холодной царственности, которая гипнотически действует на мужчин. Это мы можем наблюдать у всех знаменитых моделей конца ХХ начала ХХI века – и у Синди Кроуфорд, и у Клаудии Шифер. Меня интересует, откуда берется в ней эта холодность и мужественность?
ЖЕНЩИНА: Безусловно, от матери. Она бессознательно копирует поведение матери в отношении к отцу и другим мужчинам.
МУЖЧИНА: Получается, что точно так же, как и в случае с «комплексом Вечной Золушки» дело, прежде всего в поведении и отношении матери?
ЖЕНЩИНА: Да, но тут нет сознательной установки матери и всепоглощающей материнской озабоченности. Исходя из всего сказанного, это достаточно очевидно. Менее очевидной является роль отца в формировании «комплекса Снежной Королевы».
Опыт андрогин-анализа показывает, что в детстве «Снежной Королевы» рядом с ней находится женственный отец. Ее детство проходит в условиях симбиоза мужественной, эмоционально холодной матери, и мягкого, покладистого отца, для которого дочь является главной ценностью. Женственный отец, по сути, играет для будущей «Снежной Королевы» роль матери.
Однако у этого женственного отца достаточно напряженные отношения с женой, и, как ты уже говорил, именно дочь является фактором, который удерживает семью от распада. В этой атмосфере и вырастает будущая женщина с «комплексом Снежной Королевы».
МУЖЧИНА: И эта женщина впоследствии стремится вернуться в «треугольные отношения». Они причиняют ей наслаждение и одновременно боль. «Комплекс Снежной Королевы» – это садо-мазохистический комплекс.
В «треугольных отношениях» «Снежная Королева» бессознательно стремится найти женственного мужчину, напоминающего ее отца. При этом для нее важно, чтобы рядом еще была женщина, которая будет играть в этих отношениях роль ее матери. Но теперь она берет реванш, ибо мужчина сексуально принадлежит ей. Однако такая ситуация очень быстро ей надоедает, и она отправляется на поиски нового любовного треугольника.
Итак, я утверждаюсь в мысли, что «комплекс Снежной Королевы» – это специфическое проявление «комплекса Электры» у красивой женщины.
ЖЕНЩИНА: Под воздействием этого комплекса красивая женщина лишает свою красоту душевности. Она становится холодной, властной, расчетливой. Бездушный холод проникает не только в ее внешность, но и в ее поступки. Но если женщина бездушна, рано или поздно она притягивает к себе бездушного мужчину. Это делает ее бесконечно одинокой.
6
ЖЕНЩИНА: В наших рассуждениях есть слабое звено. Мы не ответили на вопрос: почему красивая женщина с «комплексом Снежной Королевы» не остается в пределах одного любовного треугольника?
МУЖЧИНА: Завоеванный мужчина не представляет ценности для красавицы с «комплексом Снежной Королевы». Это просто объект манипуляции, при помощи которого она переживает ситуацию сверх-полноценности.
Я согласен с тобой, что, в конце концов «Снежная Королева» получает в награду бесконечное внутреннее одиночество. И тогда ее подлинная женственность либо навсегда засыпает, демонизируя красавицу, либо, подобно маленькой Герде, вступает в борьбу со Снежной Королевой в собственной душе и побеждает ее.
7
МУЖЧИНА: Сейчас я консультирую весьма привлекательную 23-летнюю девушку, назову ее Викой. Она была ведущей моделью в одном из известных агентств. Вика обратилась ко мне по поводу неразделенной любви. Она чувствовала себя одинокой и униженной.
«Я хочу вернуть возлюбленного. Посоветуйте, что нужно для этого сделать, я выполню любые рекомендации», – сказала она.
«Давайте прежде выясним, что вы испытываете к этому человеку: любовь, влюбленность или просто страсть», – ответил я.
«Зачем это нужно»? – удивилась Вика.
«Нам необходимо понять глубину вашего чувства. Когда мы осознаем это, может оказаться, что «игра не стоит свеч» – если вами движут амбиции, а не любовь».
Как выяснилось, Вика не привыкла, чтобы ее бросали. Напротив, всегда бросала она. У нее оказался классический «комплекс Снежной королевы» – ей нравилось уводить чужих мужчин. Каждый раз, сделав это, и утвердившись в собственной привлекательности, Вика оставляла очередную жертву, и начинала искать следующую.
Но с Игорем все произошло совсем иначе…
С ним она познакомилась в своем агентстве. Игорь сразу понравился ей. Он был остроумен, симпатичен, приветлив. И он был свободен.
«Знаете, я впервые в жизни увлеклась свободным мужчиной, – сказала Вика. – То есть, в тот момент я думала, что он свободен».
«Итак, он вас привлек не тем, что его можно отбить у другой женщины, лишний раз доказав себе свою значимость. Вы влюбились в него»? – спросил я.
«Наверное, да».
После непродолжительного флирта Вика и Игорь стали любовниками. Все было просто замечательно, но в один «прекрасный» день Вика узнала, что Игорь женат…
ЖЕНЩИНА: Это расстроило ее или пробудило к жизни «комплекс Снежной королевы»?
МУЖЧИНА: Когда Вика узнала об этом, она и обрадовалась, и расстроилась. Радость возникла из-за появления еще одного «любовного треугольника», где она находится на вершине, а огорчение потому, что любимый обманул ее. Игорь долго скрывал, что женат. Более того, он не говорил, что именно жена, успешная бизнес-леди, дает деньги на карманные расходы, что позволяет ему водить Вику в самые роскошные заведения.
ЖЕНЩИНА: А каким был финал их отношений?
МУЖЧИНА: Они продолжали встречаться до тех пор, пока жена Игоря не узнала, что он изменяет ей. Тогда она поставила условие: либо он оставляет свою подругу, либо она выгоняет его.
ЖЕНЩИНА: И Игорь выбрал карьеру и богатую жену?
МУЖЧИНА: Он жил у жены и привык развлекаться «на широкую ногу». Развод был чреват для него нищетой – в модельном агентстве Игорь зарабатывал значительно меньше, чем тратил. И он согласился оставить Вику…
ЖЕНЩИНА: Выходит, он совсем не любил ее?
МУЖЧИНА: Пожалуй, он не любил никого. Во время последнего разговора с Викой, он сказал, что считает себя современным Казановой. Он дает женщинам то, чего они от него ждут. Но и сам берет от них секс, деньги, связи. И добавил, что о любви никогда не задумывался – придет так придет, а если нет, тоже ничего, будет спокойнее.
ЖЕНЩИНА: Выходит, что Вика попала в руки к еще большему манипулятору, чем сама. Это была своеобразная расплата.
МУЖЧИНА: Представляешь, Вика сформулировала это точно так же! «Судьба заставила меня расплатиться за то, что я изводила других мужчин», – сказала она.
ЖЕНЩИНА: Но почему на этот раз «комплекс Снежной Королевы» не сработал? Ты думаешь, Вика все-таки полюбила Игоря?
МУЖЧИНА: Думаю, нет. Это была влюбленность, помноженная на амбиции. Этого оказалось достаточно, чтобы Вика «размякла», но мало, чтобы пробудить ответное чувство у Игоря. Можно сказать, что «комплекс Снежной Королевы» сработал наполовину.
ЖЕНЩИНА: В чем же была причина «комплекса Снежной Королевы» у Вики?
МУЖЧИНА: Она бессознательно воспроизводила отношения в родительской семье. Мать откровенно манипулировала отцом. Отец испытывал к жене страсть, а потому многое прощал. И самозабвенно баловал дочь. Он был мягким, добрым человеком. Вика рассказывала, что отец всегда готовил ей завтраки в школу и варил специально для нее молочный кисель. Призналась, что очень его любила и ревновала к матери, которая, цитирую: «была законченной эгоисткой и изменяла отцу при каждом удобном поводе». Вика говорила, что ее мать всегда хорошо выглядела, одета была как королева, даже дома ходила в платье, с макияжем и с прической. Вика призналась, что всегда чувствовала, когда родители «договаривались» о сексе. «Они перед этим перемигивались, – рассказывала она, – переглядывались, отец – глупо улыбался. Я знала, что сегодня ночью мой папа будет с ней, и словно чувствуя мою неприязнь, на следующий день мать бывала особенно холодна со мной».
ЖЕНЩИНА: Как же ты работал с Викой?
МУЖЧИНА: Моя задача заключалась в том, чтобы показать ей, что во-первых, между мужчиной и женщиной могут быть отношения, свободные от манипуляции, а во-вторых, что мужчина имеет и иные жизненные задачи, кроме того, чтобы баловать женщин. Но чтобы Вика поняла это, ей необходимо было осознать, что ею движет комплекс, и ее поведение инфантильно. А для этого Вике нужно было понять, что она испытывает жалость к себе, которая закрепощает ее личность настолько, что вместо любви толкает в садо-мазохистические союзы.
ЖЕНЩИНА: И ей удалось осознать все это?
МУЖЧИНА: Осознание началось с двух ключевых афоризмов, которые я создал специально для нее и впоследствии включил в книгу «Тайна мужского и женского»:
«Инфантильность всегда порождается жалостью к себе. Или еще глубже – подменой любви к себе на жалость».
«Разрушая другого, садист разрушает себя».
ЖЕНЩИНА: Интересно, после этого Вика больше не просила помочь вернуть ей Игоря?
МУЖЧИНА: Когда она поняла, что на этот раз вместо мазохиста притянула к себе скрытого садиста, эта просьба отпала сама собой. Мы с Викой осознали, что ее подлинная любовь – еще впереди. И она придет, когда Вика избавиться от инфантильности и актуализирует свою личность.
ЖЕНЩИНА: Я думаю, что для Вики было очень важно понять и пережить, что она переносит отношения в родительской семье на свою взрослую жизнь.
МУЖЧИНА: Вика вспомнила, что ее интересовали только мягкие, женственные мужчины, у которых были волевые, активные жены. Осознала также и то, что, попадая в «любовный треугольник», испытывала огромную радость, что другая женщина страдала. Однажды она призналась мне: «Когда я ощущала их страдания, мне казалось, что я мщу своей матери и отцу. Но теперь я знаю, что в этом мне не найти счастья. Потому что чужие страдания всегда возвращаются к тому, кто их причиняет».
Наша работа с Викой продолжается.
8
ЖЕНЩИНА: Если «комплекс Вечной Золушки» есть комплекс страха красоты, то можно ли назвать «комплекс Снежной Королевы» «комплексом создания любовных треугольников»?
МУЖЧИНА: В целом да. Но не кажется ли тебе, что этот комплекс все же шире? Как мы определим психологический комплекс множества эмоционально холодных красивых женщин, которые не создают при этом любовных треугольников? Интуиция подсказывает мне, что словосочетание «комплекс Снежной Королевы» здесь также уместно.
ЖЕНЩИНА: Пожалуй, ты прав. Создание красивой женщиной любовных треугольников – это только один из аспектов проявления «комплекса Снежной Королевы». По сути, этот комплекс отражает, прежде всего, ситуацию эмоциональной, точнее, душевной холодности красивой женщины, которая делает ее красоту мукой. Она приносит страдания окружающим и мучается сама.
МУЖЧИНА: Поэтому «комплекс Снежной Королевы» можно назвать «комплексом мучения красотой». Что же касается душевной холодности женщин с этим комплексом, то она не всегда выражается открыто. Душевная холодность может скрываться за маской страсти и теплоты.
ЖЕНЩИНА: Ты имеешь в виду тех красавиц, которые манипулируют мужчинами и в результате - получают ответную манипуляцию, после чего страдают в одиночестве и покинутости?
МУЖЧИНА: Да, и в этом случае сам факт систематической манипуляции демонстрирует их душевную холодность и закомплексованность. И, в конце концов, красота приносит мучение им самим.
ЖЕНЩИНА: Скорее, не красота, а глубинная деформация личности: страх перед любовью, порождающий холод нарциссизма и эгоизма.
МУЖЧИНА: Смотри, мы по-новому вышли на причины «комплекса Снежной Королевы»: он порождается страхом перед любовью, которая в детстве причиняла боль, и была заменена на манипуляцию. Нарциссизм и эгоизм становятся защитными механизмами, которые притупляют одну боль, но порождают иную...
9
ЖЕНЩИНА: Женщина, которая осознала в себе «комплекс Снежной Королевы», должна понять, что его действие двояко – с одной стороны, он пробуждает в девочке уверенность в исключительности своей внешности, а с другой – исключает из сферы личностного проявления.
МУЖЧИНА: Именно поэтому красота такой женщины становится эгоистически зажатой и нарциссически холодной. Это словно женщина-мороженое, сладкая, но холодная. И в условиях по-настоящему теплых отношений может растаять и превратиться в лужицу. Ей нужно удерживать себя в холоде, сохраняя видимость личностной глубины.
ЖЕНЩИНА: Ты хочешь сказать, что она настолько инфантильна, что не готова к подлинной любви? И встретив ее, может растаять, утратив цементирующий ее комплекс? А значит недостаточно просто избавиться от комплекса. Нужно выработать вместо него что-то иное – вызвать к жизни творческую личность, которая достойна и любви, и подлинности, не нуждаясь в костылях комплексов.
МУЖЧИНА: Чтобы отбросить костыли, нужно прежде научиться ходить на собственных ногах. Иначе ты просто упадешь. Чтобы отбросить комплексы, нужно научиться существовать без них.
ЖЕНЩИНА: Итак, сначала развитие личности, потом уже избавление от комплексов?
МУЖЧИНА: Я думаю, это очень взаимосвязанные процессы, и они должны идти параллельно. В процессе работы с андрогин-аналитиком, комплекс должен преодолеваться постепенно. Сначала один костыль, потом палочка, а потом полная свобода... Это касается любого комплекса и, прежде всего – «комплекса Снежной Королевы».
ЖЕНЩИНА: Прекрасно. Мы пришли к важному пониманию природы комплексов и способов избавления от них. Я уверена, что уже одно это поможет женщинам с «комплексом Снежной Королевы». А теперь – конкретные психологические рекомендации женщинам, страдающим от «комплекса Снежной Королевы»:
1. Стоит осознать, что тяга к любовным треугольникам – это инфантильное бессознательное желание отомстить своим родителям за их сексуальное единство и свою вторичность в семье. А такая месть – это месть самой себе.
2. Вместо мести призракам родителей постарайтесь настроиться на творчество своей личности.
3. Знайте, что эмоциональная холодность и агрессивность притягивает слабых, мазохистичных мужчин. Жизнь с ними – это непродуктивный союз, который будет все больше разрушать вашу женственность.
4. Помните, что манипуляция другими всегда возвращается к вам.
5. Не стоит бояться своей душевности. Без нее невозможна полноценная сексуальная жизнь, что приводит к психическим и физическим заболеваниям.
МУЖЧИНА: А я хочу обратиться к мужчинам: не давайте женщине с «комплексом Снежной Королевы» вовлекать вас в те треугольные отношения, где вы играете роль статиста и марионетки. Тем самым вы сбережете и свои нервы, и свое достоинство.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев