ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАЗДНИКА
Народная молва донесла до времен наших, что после крещения Руси празднование совпало с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). С ним связывают первую часть современного названия Ивана Купала.
Вторая часть, по мнению некоторых исследователей, носит имя языческого божества плодов и цветов Купала.
Но другие утверждают, что в славянском пантеоне такого бога не было, а название «Купала» связано с обрядами, проводимыми в этот день.
История праздника Ивана Купала содержит сведения, что такое двойное название возникло в тот период, когда церковь попыталась полностью заменить языческий праздник на христианский.
Церковные священники изначально крайне негативно относились к гуляньям и гаданьям, происходившим в этот день. Постоянно пытались их запретить, считая подобные увеселения богомерзкими, бесовскими и связывали их с поклонением нечистому.
КОГДА И КАК?
Все основные празднования начинаются вечером 6 июля (23 июня) с заходом солнца и продолжаются всю ночь до рассвета.
Ночь на Ивана Купала считается волшебной.
В это время гуляет и пакостит вся нечистая сила: ведьмы, русалки, мавки и т.д., а травы, вода и огонь приобретают магические и целительные свойства.
ЧТО ДЕЛАТЬ НА ИВАНА КУПАЛА?
Уже после обеда 6 июля (23 июня) девушки начинали собирать цветы, травы и плести венки. Также молодежь изготовливала чучела Марены и Купала, главных действующих лиц праздника.
В разных регионах их делали по-разному: из соломы, веток, целого деревца и т. д. Их украшали цветами, лентами, ягодами и плодами.
Марена символизировала собой зимнее увядание, умирание природы, тогда как Купала был символом возрождения и изобилия.
Вокруг чучел парни и девушки водили хороводы и пели специальные обрядовые песни, прославляя таким образом, извечный природный круговорот.
Потом чучела обычно топили в воде или сжигали на костре, а празднования продолжались вокруг большого купальского костра.
КУПАЛЬСКИЙ КОСТЁР
Считалось, что в ночь на Ивана Купала огонь приобретает особую очищающую силу. Поэтому обязательным атрибутом этого праздника был ритуальный костер. Его делали очень большим и высоким, чтобы полыхал, как солнце. В центре огневища устанавливали высокий столб, на который частенько надевали череп коня либо коровы – «видьму».
Вокруг костра собирались все, от мала до велика, водили хороводы, пели, танцевали. Когда огонь немного прогорал, молодые парни и девушки начинали прыгать через костер, чтобы очиститься, излечиться от хворей, защититься от дурного глаза и нечисти. Если девушка не могла перепрыгнуть через огонь, то ее считали ведьмой. Могли облить водой, отстегать крапивой, обсыпать перьями. Молодые пары прыгали, держась за руки, и если в прыжке руки не рассоединились, то могли надеяться на крепкий союз.
Нет комментариев