Село Белый берег впервые упоминается в писцовых книгах в 1594 году, оно входило в поместье Осипа Тимофеевича Плещеева, московского воеводы, участника Русско-шведской войны. Из этого же документа мы можем узнать и прежних его владельцев — Василия Даниловича Еремеева, а затем Данилу Тургенева и Семёна Ступишина. На тот момент село входило в состав Вяземского уезда, и уже тогда имелся храм во имя Царя Константина с двумя пределами. Интересно, что, по всей видимости, имеется в виду римский император, почитающийся некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных, так как у нас царя Константина, кроме сына Павла I, не было, да и родился он намного позже.
Своё название село, исходя из распространённой версии, получило от белого песка и меловых камней, которые встречались по берегу в этих местах, по другой версии от небольшой речки Белобережки, протекавшей когда-то неподалёку. Побывав на месте никаких белых известняков мы не увидели, возможно из-за обильной растительности.
Известно, что была в Белом береге вторая церковь, деревянная, во имя святого Николая Чудотворца. Устроена Вяземским помещиком Прокопием Дмитриевичем Жегаловым в 1650 году. Позже в этой церкви были крещены его потомки, дети Павла Ивановича Жегалова и Евгении Васильевны, внучки брата Семёна Мануиловича Нахимова. В 1869 г. эта церковь со всею утварью была пожертвована в с.Княжино (Андреевское).
Известна история, когда в 1812 году солдаты французской армии однажды ночью напали на село Белый берег и ограбили его. Жители соседнего Казулина преследовали французов и отбили награбленное. Французы приходили в село небольшими партиями несколько раз, причем брали в домах съестные припасы, а однажды даже убили местного дьячка.
С 1860 года и на протяжении 8 лет в селе Белый Берег строится новый каменный двухэтажный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Возводил его отставной ротмистр гусарского полка, владелец соседнего сельца Агибалово Иван Павлович Жегалов на высоком холме над долиной Днепра. С этого времени он всю свою жизнь и личные капиталы посвятил делу строительства храма. По преданию, И.П.Жегалов на постройку церкви истратил все свои средства, и когда у него остались только его кавалерийские доспехи - сабля, седло и прочее - он выпросил разрешения на устройство из них подсвечника. Ему дали разрешение, подсвечник был сделан и находился в храме. Перед ним стоял двухэтажный дом с богадельней внизу и церковно-приходской школой на втором этаже. Освящение главного храма было совершено 21 июля 1868 года Преосвященнейшим Иоаном, епископом Смоленским и Дорогобужским. В 1885 г. были заложены два теплых придела, в одном из которых в 1898 году был похоронен сам Иван Павлович Жегалов.
Вспоминали белобережские старики рассказы своих отцов и матерей, как построил Жегалов кирпичный завод неподалёку от намеченного для храма места. Когда кирпичи были готовы, расставил на всем протяжении от завода до стройки крестьян. И люди из рук в руки перекидывали кирпичи. А для раствора собирали яйца лукошками. Поэтому и церковь была крепкой, а раствор и ныне не отделить от кирпича.
В наше время состояние храма катастрофическое, сохранилась лишь полуразрушенная трехъярусная колокольня и руины центральной части крестово-купольного храма. К северу и югу к основному объёму кирпичного храма в формах позднего классицизма прежде примыкали колонные портики, а с востока сильно вынесенная полукруглая беседка. Барабан храма в основании имел уступ, от которого начинались прочные проёмы окон и тосканские пилястры. По углам второго яруса колокольни были помещены встроенные колонны, восточные группы колонн заглублены в стену, что делало силуэт ассиметричным. В лучшие годы храм имел целых восемь престолов. В декабре 1938 года храм был закрыт. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала при артобстреле, как удобное место для снайперов. С тех пор постепенно разрушалась до нынешнего состояния. Не так давно кем-то была закреплена на колокольне памятная табличка с годами постройки Церкви. Над входом виднеются остатки старой надписи на славянском языке, ранее она гласила: «Приидите ко мне все труждающиися и обременении и аз упокою вы»
В приходе было три школы: две церковно-приходские и одна земская, "Исаковская", открытая в 1912 году. В престольные праздники, 21 мая и 19 октября, проходили ярмарки, также в селе работали три лавки и две мельницы.
Мельницы здесь, как и всюду на Смоленщине, были местом особым. Когда приходило время молоть первую рожь, сюда съезжались крестьяне со всех соседних хуторов и деревень. В основной своей массе жили они худо и многим иногда зачастую за горсть муки приходилось падать в колени, но день помола первого урожая всегда становился большим праздником. По этому случаю, несмотря на закон, запрещающий на мельницах водку, местные мужики с большой радость отмечали здесь день первого мукомоления.
Помимо земледелия, местные крестьяне занимались скотоводством, выращивали лён, а зимой возили лесные материалы с соседних лесопильных заводов "Холмовского" и "Покровского". Практически весь лес в округе был истреблён этими заводами.
Сейчас в селе Белый берег стоит всего один дом, но видно, что эксплуатируется он очень редко, возможно кем-то из любителей охоты или рыбалки. Рыбаки вообще здесь частые гости, так как, по их рассказам, именно отсюда начинаются хорошие "щучьи места". Ещё одни частые гости Белого берега - это родственники захороненных здесь людей, они приезжают на кладбище, которое располагается на месте старой церкви. На земле много ям после любителей покопать старину. Дорога очень скоро окончательно превратится в охотничью колею. Весной здесь красиво разливается Днепр, большой широкой лентой заполняя все луга.
Из некролога о ктиторе храма с. Белый Берег Иване Павловиче Жегалове (Смоленские Епархиальные ведомости 1900г.)
"28 марта 1898г. в 6 часов вечера умер от кровоизлияния в мозг на 78 году жизни ктитор храма села Белый Берег ротмистр И.П. Жегалов. Умерший родился от благородных, богатых и знатных родителей в имении "Агибалово", прихода села Белый Берег...Располагая богатыми средствами, как владелиц имения, живописно расположенного на берегу р.Днепр, а также всевозможными удобствами широкой роскоши и удовольствий, он, однако, на первых же порах своей жизни в деревне был далек от исканий счастья в мирских удовольствиях, не занимала его мысль и семейного счастья. Он любил одиночество и благочестивое препровождение времени...Строгая его жизнь, усердное посещение в богослужебные дни приходского храма, забота о его благолепии скоро обратили на себя внимание церковных прихожан. В 1857г. он вступил в должность церковного старосты и с полным усердием принялся за благоустройство бывшего тогда деревянного прихода храма. Но с заботами о сем храме у него была и более существенная, унаследованная от своего умершего родителя забота об устройстве нового каменного храма в селе Белый Берег...Производство работ продолжалось восемь лет под непосредственным надзором самого Ивана Павловича...В приделах имелись ценные потиры со всеми приборами к ним, напрестольные кресты, евангелия, дарохранительница и вся необходимая утварь. Иконостасы в них дубовые, с изящной резьбой и дубовыми ветками украшенные, иконостасная живопись Московской художественной работы, внутренняя сторона окрашена масляной краской с изображением во многих местах многосложных священных картин, как, например, нагорная проповедь Спасителя, сошествие его в ад, двенадцатилетний отрок Иисус в храме посреди учителей и так далее. Отапливались приделы двумя большими печами, при четырёх меньших - вспомогательных, устроенных при кладке приделов в двух стенах...С 1896 года Иван Павлович стал слабеть силами, упадок которых последовал вследствие поражения организма легким ударом. Последнее обстоятельство, последовавшее в связи с актом неудачной продажи им последнего своего родового имения, настолько повлияло на его здоровье, что он, сверх ожидания всех, оставляет имение и переселяется в город. Оставил дом , деревянный, но довольно обширный, двухэтажный, с прекрасной барской обстановкой, сад, тройку лошадей и приобрёл дом в городе Ржеве Тверской губернии.
В марте 1898 года по инициативе местного священника, в целях поддержки благоустройства обширного храма, решено было собранием прихожан открыть церковно-приходское попечительство при местной церкви. Председателем заочно единодушно избран ктитор храма. Это обстоятельство побудило Ивана Павловича возвратиться в свой родовой дом, поближе к храму.
В 1898 году 15 марта его снова единодушно избирают в должность церковного старосты. По вступлению в должность Иван Павлович с прежней энергией опять начал направлять свои заботы на храм, имеющий нужду в ремонте...Иван Павлович снова ожил, стал бодр духом и телом, обещая пожить ещё много лет на пользу для своей души, во славу Божию и созданного им храма. Но Бог распорядился иначе, Иван Павлович заболевает острой болезнью. 28 марта, в воскресенье, Иван Павлович умер. Тело умершего ктитора погребено, согласно его желанию и разрешению Епархиального начальства, в правом приделе во имя Иоанна Рыльского, в могиле, заранее приготовленной им самим при постройке двух каменных тёплых приделов."
Священник села Белый Берег Аркадий Руженцев.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2