****
Справочников про то, что означают различные цветы в искусстве, очень много, причем настоящих научных много, а не типа «черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви». Художники прошлого просто так цветочков не рисовали, только со значением. до модернизма (Новейшего времени): картина — это было достаточно дорого, в первую очередь по материалам (импортным краскам). Поэтому что в ней надо написать — серьезно обсуждалось и практически всегда каждая деталь зафигачена со значением, просто оно давно забылось. В XIX веке, примерно с эпохи импрессионизма, все стало намного дешевле — краски( в XIX столетии производство растительных пигментов для масляных красок прекращается: их заменяют синтезированными минеральными пигментами), готовая картина больше не обязана была сразу окупиться, поэтому писать все стали в диком количестве, и нарисованные предметы больше не обязаны были иметь символическое значение, а могли быть просто тем, что изображали.
Вот то же со цветами, в том числе гвоздиками, которые очень важны символически, особенно у старых мастеров.
Кстати, если в справочнике по символике цветов видите насчет гвоздик байки про Древнюю Грецию, Зевса, Артемиду — то сразу фтопку, они в Европе после Крестовых походов появились). Еще: по-русски словом «гвоздика» мы называем несколько разных цветов: carnation, pink, clove. На Западе их разделяют по названиям, а вот символически — снова нет, как мы.
В изобразительном искусстве гвоздика, особенно красного цвета, является символом обручения. Популярно её изображение во фламандской портретной живописи XV—XVI веков, где это использование, вероятно, происходит от фламандского свадебного обряда.
В религиозной живописи красные гвоздики символизируют кровь, Страсти Христовы (Распятие), или чистую любовь Девы Марии. Слово «гвоздика» похоже на «гвоздь» не зря, а потому что пряность гвоздики, похожа на гвоздь металлический. Слово русское переводное, из польского, которое в свою очередь, из немецкого калька. Причем для средневекового сознания было не особо важно, что гвоздика — это цветочек, а пряность — с гвоздичного дерева, совсем другого растения. Перепутали и да ладно. Главное, что гвоздь — это для средневекового сознания не просто гвоздь, а Гвозди, которые вбивали в руки и ноги Иисуса Христа на голгофском кресте.Так, в этом смысле цветок фигурирует в картине «Мадонна с гвоздикой» кисти Леонардо да Винчи, намекая на то, что в будущем этого Младенца ждет Распятие. Существовала легенда, что там, где слезы Мадонны упали на подножие Голгофского креста, выросли гвоздички — таким образом, ставшие символом материнской любви и при этом Распятия. Если Младенец на коленях у Мадонны держит цветочек гвоздики, то это такой веский намек на грядущую его судьбу, героическую смерть и пролитую ради нас кровь.
В своей монографии, посвященной месту цветка в культуре, исследователь Твигс Вэй пишет, что в этом смысле, как символ любви Марии, гвоздики появлялись на Западе в церквях на пасху, иногда помещенные под её изображениями. Отголоски этого обычая заметны в американском Дне Матери — празднике с активным использованием атрибутики гвоздики. Отсылка в названии к слову «гвоздь» встречается не только в русском языке, будучи также связанным с Распятием; в других европейских языках чаще встречается слово carnation, предположительно связываемое с Инкарнацией (Боговоплощением).
Большое значение гвоздика имеет для исламского (персидского, османского и т. п.) искусства, где она является одним из важнейших орнаментальных мотивов. В восточном искусстве она встречается намного ранее: ведь именно с востока этот цветок проник в Европу в период Средних веков. В исламском раю четыре главных цветка: гвоздика (karanfil), роза, гиацинт и тюльпан.
Гвоздика (красная, розовая или белая) является украшением нарядов оксфордских студентов, идущих на выпускной экзамен. Знаменитым стал выбор Оскаром Уайльдом гвоздики как фирменной бутоньерки.
В новое время красная гвоздика была символом французских роялистов, затем в немецкоязычных странах — социалистических демократов (в особенности на Первомай), в то время, как белая гвоздика была символом христианских социалистов. Ассоциация красной гвоздики с социализмом позже распространилась на остальную Европу.
Изобретен Первомай, как Международный день солидарности трудящихся, в конце 1880-х годов. Первый «Первомай», официально 1890 год.
Красная гвоздика приобрела популярный статус как символ Первомая на землях Габсбургов и в Италии примерно с 1900 года, когда её символизм был специально объяснен в брошюре из Флоренции.
Любому торжеству нужна символика, как мы наглядно видим, любому обряду нужны атрибуты. Новые «религии» берут у старых, это нормально.
Конечно, дело еще и сильном образном воздействии красной гвоздики -- она мощно срабатывала и как символ трагической смерти Христа, также мощно срабатывала как и напоминание о рабочих, погибших в Чикаго, в честь которых и был учрежден День солидарности трудящихся.
Как много дала Германия русской революции — рассказывать не надо.
Вот так мы и подхватили красную гвоздику — сначала как первомайский символ (что любопытно, в европейских странах мода потом сошла на нет на этот символ).
Ну и от Первомая яркий цветок распространился на другие коммунистические праздники. А потом — просто на все официальные праздники, постсоветские.
Есть еще история с одним из первых миллионеров из новых русских, который монополизировал торговлю цветами в Москве в начале 90-х.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев