05.1923 - 27.12.2009).
Булат Окуджава посвятил прекрасное стихотворение Исааку Шварцу:
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду, остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу.
По чьему благословлению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
Автора музыки к 35 спектаклям и 125 фильмам, а также симфонических произведений, двух балетов, двух квартетов, скрипичного концерта, кантат, романсов. Широкую популярность и признание получил как кинокомпозитор, чьи мелодии в романтических мелодрамах часто запоминались зрителям лучше, чем сами фильмы. Наибольшую известность Шварцу принесла его музыка в картинах Сергея Соловьёва и Владимира Мотыля.
Исаак Шварц родился 13 мая 1923 года в Ромнах (ныне Сумская область Украины) в интеллигентной еврейской семье, где ему и его старшим сёстрам Софье и Марии с детства привили любовь к чтению и музыке. Дед по отцовской линии имел духовное звание, в начале XX века перебрался в Полтавскую губернию из Прибалтики. В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, где жила в центре города, рядом с Невским проспектом. Мальчик, которого в семье не считали особо одарённым в сравнении с Софьей и особенно Марией, начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля у А. С. Замкова. Чуть позже брал уроки у профессора Леонида Николаева. В 1935 году Шварц в возрасте 12 лет победил на конкурсе юных дарований в Большом зале Ленинградской филармонии. Однако начального академического музыкального образования, как отмечал Шварц, в детстве он не получил
Весной 1936 года 13-летний Исаак снялся в кино, в фильме «Концерт Бетховена» .
Тучи над семьёй Шварца начали сгущаться после убийства Кирова, ставшего сигналом к началу репрессий в Ленинграде. В декабре 1936 года отец, которого Исаак очень любил, филолог-арабист, профессор филологического факультета Ленинградского университета Иосиф Евсеевич Шварц (1889—1938), обладавший красивым, сильным баритоном, был арестован органами НКВД СССР. Как вспоминал на склоне лет Шварц, от горя он много месяцев рыдал каждую ночь. Затем Иосиф Евсеевич был осуждён по статье 58 УК РСФСР и сослан в лагеря, где 4 апреля 1938 года вновь приговорён тройкой при УНКВД по Дальстрою и 11 апреля расстрелян в Магадане. Всю жизнь Шварц помнил о последнем свидании с отцом перед этапированием в ленинградской пересыльной тюрьме.
Летом 1937 года семья Шварца была выслана из Ленинграда в Киргизию. Там она поселилась в домике с саманной крышей. Мать Исаака, Рахиль Соломоновна Бергер (1891—1970), выпускница Киевского коммерческого института, преподававшая математику, литературу и русский язык в школе, во Фрунзе устроилась на швейную фабрику. Четырнадцатилетний Исаак начал давать частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. Старшая сестра Софья, студентка консерватории, будучи способной пианисткой, познакомила Исаака с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других классиков. С детских лет Шварц очень ценил в музыкальном произведении мелодию — красивую, яркую и запоминающуюся.
В 1938 году Шварц в столице Киргизии начал брать уроки композиции у педагога Владимира Фере. В летнем кинотеатре довоенного Фрунзе Исаак в качестве тапёра обеспечивал импровизационное музыкальное сопровождение немых кинокартин. Там после демонстрации фильма «Сорок первый» на музыкально одарённого юношу обратил внимание и предсказал ему большое будущее киноактёр Иван Коваль-Самборский.
В начале Великой Отечественной войны Шварц руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа
Попав на фронт, был сапёром. Весной 1942 года был контужен в результате артобстрела под Харьковом. Восстанавливался после контузии в госпитале в Алма-Ате. В 1943 году 20-летний Шварц женился на подруге детства и юности, пианистке Соне Полонской; вскоре родилась его единственная дочь Галина.
В 1945 году 22-летний Шварц, демобилизовавшись из армии, вернулся в Ленинград и при содействии Дмитрия Шостаковича поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Декан, прослушав по рекомендации Шостаковича начинающего сочинителя, задумался и сказал: «А вы знаете, это не так плохо, как кажется!». В те годы обучение в консерватории было платным, однако талантливый студент, обременённый семьёй и ребёнком, по неведомым ему причинам от платы был освобождён. Лишь в 1960 году на премьере шварцевского балета «Накануне» ректор Павел Серебряков засвидетельствовал, что Шостакович оплачивал обучение Шварца. В годы студенчества Шварц, как и Шостакович, обвинялся партийными инстанциями в «формализме в музыке», однако наотрез отказался, как того требовали, публично осудить наставника.
В годы учёбы Шварц написал сонату соль минор для скрипки и фортепиано, струнный квартет, романсы на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, а также вариации для фортепиано, арию для скрипки с фортепиано. Творчество Шварца впервые привлекло внимание музыковедов: у молодого автора отметили сочные контрасты лирических и жанровых музыкальных образов, естественную свежесть мелодики и гармонического языка. Романсы Шварца, написанные в студенческие годы, исполнялись на концертах известными ленинградскими певцами Сергеем Шапошниковым, Надеждой Вельтер и другими.
Летом 1946 года Шварц освоил аккордеон и после окончания первого курса консерватории стал каждый год выезжать на каникулы и заработки в живописную дачную местность Сиверская на берегу Оредежа в дальнем южном пригороде Ленинграда. Там он играл в домах отдыха, детских лагерях и на танцплощадках, а также обучал музыке детей. Однако музыкальным педагогом Шварц впоследствии не стал, свою школу композиции не создавал, к его ученикам специалисты никого не причисляют, а своеобразный мелодический дар кинокомпозитора, по определению Сергея Соловьёва, так и остался уникальным, единственным в своём роде.
В 1954 году Шварц написал своё первое крупное произведение — «Симфонию фа минор», лирико-эпическое повествование о молодом современнике в четырёх частях. Симфония принесла подающему надежды композитору первый заметный успех.В 1955 году симфония была исполнена на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов СССР, на котором Шварц был принят в его ряды.
В 1956 году Георгий Товстоногов предложил Шварцу написать музыку к спектаклю «Идиот». После первого успешного опыта Шварц написал музыку к спектаклю «Горе от ума» по комедии Грибоедова, а всего оформил в Большом драматическом театре шесть спектаклей, в их числе также «Не склонившие головы» и «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Товстоногова, «Доходное место» в постановке Р. Сусловича.
Он писал :«Я сделаю любую замороченную оркестровку, наплету любых самых многозначительных диссонансных пируэтов… Но по-настоящему самое трудное для каждого композитора и самое большое для него счастье — все этого хотят, пусть не врут, что это им всё равно… просто почти никому это не удаётся, потому что это не придумывается, а сваливается с неба, озаряет… — сочинить свежую, сильную, запоминающуюся мелодию! Всё остальное — дело техники».
В 1958 году началась плодотворная деятельность Шварца в кинематографе, которая стала главной в его творчестве. Первые картины с его музыкой — «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент», «Балтийское небо». Композитор успешно сотрудничал с кинорежиссёрами разных школ, стилей и поколений: Иваном Пырьевым, Михаилом Роммом, Иосифом Хейфицем, Владимиром Венгеровым, Михаилом Швейцером, Юлием Карасиком, Владимиром Мотылём, Сергеем Соловьёвым, Николаем Губенко, Григорий Ароновым, Алексеем Германом, Петром Тодоровским, Родионом Нахапетовым, Сергеем Бодровым-старшим, Павлом Лунгиным, Владимиром Бортко, Евгением Татарским и другими. Владея многообразными типами композиторской техники, Шварц умел подобрать скрипичный ключ к любому, самому замысловатому сценарию, выше всего ценил в музыке мелодическую естественность, простоту и искренность. По отзывам критиков, его музыка для кино насыщена состраданием, редким даром сопереживать как экранным персонажам, так и зрителям, добротой и человеколюбием. Сам Шварц называл отличительными качествами своей музыки и композиторской деятельности повышенную чувствительность и сентиментальность, — эти свойства он считал необходимыми в искусстве, однако в меру, «в пределах вкуса».
Шварц является автором музыки к более чем 125 кинофильмам, среди которых есть признанные шедевры руского и мирового кинематографа. Наибольший успех сопутствовал композитору в фильмах Мотыля и Соловьёва. Излюбленным жанром Шварца были романтические мелодрамы.
Весьма созвучными, по оценке Бориса Кушнера, оказались таланты Шварца и Булата Окуджавы. Мастеров сближал не только схожий художественный вкус, но и общая судьба: почти ровесники, и Шварц, и Окуджава были сыновьями «врагов народа», их отцы были репрессированы и расстреляны в 1937—1938 годах; оба вынужденно жили вдали от родных мест, затем воевали, были ранены на фронте; и того, и другого в начале творческого пути упрекали в «формализме». До Шварца попытки музыкально обработать тексты Окуджавы предпринимал Матвей Блантер, но его начинания потерпели неудачу: классик советской песни не почувствовал «нерв поэзии» барда. Плодотворный же союз Шварца и Окуджавы принёс 32 песни и романса, наиболее известные из которых — песня Верещагина «Ваше благородие…» («Белое солнце пустыни»), «Песенка кавалергарда» («Звезда пленительного счастья»), романсы «Эта женщина в окне» («Законный брак»), «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка»[9]. Тесное сотрудничество порой приводило к незаметной инфильтрации музыки Шварца в ткань притчевых произведений Окуджавы. В документальном фильме Валерия Балаяна (2002) композитор упоминал, что мелодия романса Окуджавы «После дождичка небеса просторней…», которую Булат искренне считал своей, фактически является вариацией лирической темы сюиты Шварца из фильма «Мелодии белой ночи».
Из кинематографистов больше всего Шварц работал с режиссёром Сергеем Соловьёвым. Композитор написал музыку к его фильмам «От нечего делать», «Предложение», «Егор Булычов», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Мелодии белой ночи», «Спасатель», «Наследница по прямой», «Избранные», к спектаклю «Дядя Ваня» в Малом театре.
Премии «Оскар» за лучший иностранный фильм (1976) была удостоена советско-японская картина «Дерсу Узала» (реж. Акира Куросава), музыку к которой написал Шварц. Приехав в СССР, японский кинорежиссёр изучил фрагменты фильмов с музыкой разных советских композиторов, и остановиться на кандидатуре Шварца Куросаву заставила восхитившая его элегия из «Станционного смотрителя».
Широко известные и популярные фильмы, узнаваемые в том числе и благодаря лирической музыке Шварца, — «Станционный смотритель», «Законный брак» (лучший советский фильм 1985 года), «Зеленые цепочки», «Сто дней после детства», «Братья Карамазовы», «Дикая собака динго» (1962), «Семейное счастье», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Егор Булычов», «Живой труп», «Карусель», «Из жизни отдыхающих», «Нас венчали не в церкви», «Обрыв», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва». Музыка для этих фильмов записывалась оркестрами под управлением дирижёров Юрия Темирканова, Эмина Хачатуряна, Александра Лазарева, Владимира Понькина, Евгения Колобова, Марка Эрмлера, Вахтанга Жордания.
Трижды Шварц был удостоен кинопремии Российской киноакадемии «Ника». Первый раз композитор получил её в 1993 году за музыку к фильмам «Белый король, красная королева» и «Луна-парк». Второй раз — в 2001 году за романтическую музыку и романс на стихи Тимура Зульфикарова к артхаусной мелодраме «Послушай, не идёт ли дождь». Третий раз — в 2002 году за музыку к фильму «Дикарка» — экранизации пьесы А. Н. Островского.
Шварц недолюбливал телесериалы и сам их обычно не смотрел. Тем не менее по иронии судьбы его завершающие работы оказались связаны именно с этим вошедшим в моду киноформатом — композитор написал музыку к 12-серийному телефильму «Шахматист» (2004) и 4-серийной саге «Дом на набережной» по прозе Юрия Трифонова (2007.
Сам Шварц в финале карьеры кинокомпозитора своими любимыми работами называл музыку к фильмам «Станционный смотритель» и «Звезда пленительного счастья».
Композитор с 1964 года до конца своих дней, более 45 лет, жил и работал в собственном доме в дачном микрорайоне Кезево посёлка Сиверский (железнодорожная станция Сиверская, в 70 км от Санкт-Петербурга) Гатчинского района Ленинградской области. Здесь Шварца (которого ещё при жизни называли «сиверским отшельником») посещали Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Акира Куросава, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Соловьёв, Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Владимир Мотыль, Алексей Баталов, Олег Басилашвили и многие другие творческие деятели и друзья. В 1964 году Шварц хлопотал о трудоустройстве на «Ленфильме» только что вернувшегося из ссылки безработного поэта, в будущем Нобелевского лауреата Бродского. К числу кинокомпозиторов, которых Шварц называл «блистательными» и высоко ценил за мелодическую щедрость и творческую индивидуальность, относились Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Андрей Петров, Микаэл Таривердиев, Надежда Симонян, Геннадий Гладков.
В Ленинград (затем Санкт-Петербург), где у него была квартира, Шварц выбирался редко, творческие вечера обычно устраивал в сиверской библиотеке им. А. Майкова. В 1979 году 56-летний композитор женился на 20-летней поклоннице своего таланта Антонине Нагорной, с которой счастливо прожил 30 лет.
Помимо северной столицы из Сиверского Шварц изредка выезжал к родственникам в Киев, Одессу, а также регулярно по делам в Москву, где он не только работал с кинематографистами, но и отдыхал и лечился в Доме ветеранов кино, располагавшемся по соседству с «ближней дачей» Сталина в Кунцеве.
Исаак Шварц скончался во сне 27 декабря 2009 года в половине восьмого вечера, когда прилёг вздремнуть после работы за роялем. Похоронили его 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Шварц был женат дважды. Первая жена (с 1943 до середины 1960-х) — пианистка Соня Полонская. Дочь — Галина Лапшова (р. 1944). Репатриировались в Израиль в 1989 году. Внуки Кирилл и Магда, правнуки живут в Израиле.
Супруга с 1979 года — Антонина Владимировна Нагорная (р. 1959), экономист, с 2011 года — директор Мемориального дома-музея И. И. Шварца в Сиверском
Исаак Шварц вел размеренный образ жизни, соблюдая строгий режим. В этом ему помогала вторая жена Антонина Владимировна, которая вела все хозяйство в доме, ездила за покупками, отвечала на звонки и письма, составляла график работы композитора. Жену маэстро называл ласково Тонечкой. Вместе они были почти три десятка лет. В доме жил смешной лохматый эрдельтерьер Джоник, которому, как любимому «ребенку» прощались все шалости.
Между этими двумя браками находившийся в расцвете сил Шварц, по воспоминаниям Сергея Соловьёва, пользовался «даром своего всесильного обаяния и невероятного мужского шарма» весьма широко и непринуждённо.
Литератор и публицист Борис Горзев назвал Исаака Шварца «истинно интеллигентной личностью». Он рассказывал: «Когда-то я попытался определить, что такое интеллигентность, и определил: это — интеллект, оплодотворенный духовностью. Вот это и есть Исаак Шварц. А Бог еще и дал ему страсть услышать высшие мелодии».
Композитор Алексей Рыбников в интервью назвал Исаака Шварца «символом рыцарского служения искусству»: «Я, к сожалению, не был с ним знаком лично, о чем сейчас, конечно, очень сильно сожалею. Он обособленно держался и в советские годы, и в последнее время. Он был верен себе, писал музыку, которую считал для себя необходимым писать, и умел воздействовать на людей своим совершенно потрясающим мелодизмом. Его музыку нельзя было спутать ни с чем, он всегда и всеми был узнаваем, у него иногда были очень простые мелодии, но они были ни на что не похожи».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1