Биография Сандро Боттичелли очень богатая. Начнем с того, что его имя это прозвище. На самом деле его звали Алессандро ди Мариано Филипепи. Сандро – это сокращение от Алессандро, а вот прозвище Боттичелли прилипло к нему, потому что так называли одного из старших братьев художника. В переводе это означает «бочоночек». Родился он во Флоренции в 1445. Отец будущего художника был кожевником. Примерно в 1458 году маленький Сандро уже работал подмастерьем в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев. Но он там долго не задержался, и уже в начале 1460-х годов был записан в ученики к художнику Фра Филиппе Липпи.
Годы в художественной мастерской Липпи проходили весело и продуктивно. Художник и его ученик хорошо ладили между собой. Впоследствии Липпи сам стал учеником Боттичелли. С 1467 года Сандро открыл свою собственную мастерскую.
Первый свой заказ Боттичелли выполнил для зала суда. Это было в 1470 году. А к 1475 году Сандро Боттичелли был вполне известным и востребованным мастером. Он стал создавать фрески, писать картины для церквей.
Боттичелли считали «своим» человеком практически везде, в том числе и в богатых королевских семьях. Так, Лоренцо Медичи, когда купил себе виллу, пригласил Сандро Боттичелли жить у него и писать картины для интерьера. Именно в это время Боттичелли пишет две свои самые знаменитые картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Существуют несколько картин, с которыми у людей ассоциируется эпоха Возрождения. Эти картины всемирно известны и превратились в настоящие символы того времени - именно к таким относятся два этих полотна. Художник написал их в расцвете сил, который пришелся на время, когда он сблизился с кружком гуманистов - поэтов, писателей, философов, художников - при дворе Медичи во Флоренции. Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции, писал стихи и покровительствовал искусствам. Его брат Джулиано Медичи стал другом художника. В это время во Флоренции появляется прекрасная Симонетта Веспуччи жена Марко Веспуччи(брата Америго Веспуччи давшего название Америке). Она становится дамой сердца Джулиано Медичи. По ней вздыхала вся Флоренция. В ее честь проводились пиры и турниры. Флорентийцы называли Симонетту "Несравненной" и "Божественной". Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы» Не избежал ее чар и Сандро Боттичелли. Практически на всех картинах написанных в эти и последующие годы присутствует Симонетта. Она - Венера в "Рождении Венеры", Флора в "Весне" и еще на многих-многих полотнах угадывается ее облик. Симонетта умерла в 23 года от чахотки в 1476 году. Джулиано погиб ровно через два года после её смерти в результате заговора. На ступенях церкви он загородил от убийцы своего брата Лоренцо. Образ Симонетты и ее ранняя смерть настолько поразили художника, и хотя, как считается, она ни разу не позировала ему для мифологических или религиозных полотен,он повторял её лицо, ставшее воплощением идеала флорентийской красоты, из картины в картину — вероятно, по памяти, и во многих случаях уже после её смерти. В. Липатов пишет: «Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно. Был он, что называется, не от мира сего. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Не построил своего дома, не свил семьи. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него подлинной жизнью». «Портреты женщин редко встречаются у Сандро Боттичелли, но он воспел и прославил Симонетту Веспуччи — женщину, знаменитую своей красотой и любовью. Она была возлюбленной другого человека — Джулиано Медичи. Она — сама Красота, царица всемогущего искусства. И оттого с такой болезненной страстью греет Боттичелли руки у чужого костра. И оттого говорит о Симонетте Веспуччи то, что никогда еще не было сказано ни об одной женщине».
В 1481 году Боттичелли отправился в Рим по приглашению папы Сикста IV. Он принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, которую только-только закончили строить. А после смерти отца в 1482 году, Боттичелли вернулся в свою родную Флоренцию. Пережив трагедию, художник взялся снова за картины. Заказчики толпами шли в его мастерскую, поэтому некоторые работы выполняли ученика мастера, а он же брался только за более сложные и престижные заказы. Это время было пиком славы Сандро Боттичелли. Он слыл самым лучшим художник Италии. Но через десять лет власть сменилась. Властителем дум во Флоренции стал священник Савонарола, который презирал Медичи, бичевал их пороки, их роскошный образ жизни. Боттичелли подпал под его влияние. Известно, что Боттичелли написал более 150 работ, но Савонарола призывал уничтожать картины, скульптуру современных художников как языческие и светские. По легенде Боттичелли сам собрал свои полотна и бросил их в огонь. «Рождение Венеры» была чудом спасена,её защитил Лоренцо де Медичи в память о своем брате и любви к Симонетте. В 1493 году умер брат Боттичелли – Джованни, которого он очень любил и который поддерживал весьма непрактичного в жизни художника. Боттичелли лишился всякой поддержки. В 1498 году Савонарол был отлучен от церкви и сожжен на костре публично, но картин было уже не вернуть. К концу своей жизни Боттичелли был очень одинок. От его былой славе не осталось и следа. Его отвергали как художника, у него не было больше заказов. Умер он в 1510 году. Очень горевал о нем Леонардо да Винчи. Он описывал, что как-то шел по Флоренции и увидал распластанную человеческую фигуру, похожую на птицу. И никак не мог понять, кого она ему напоминает. Он прошел мимо и только потом понял: "Это же был мой Сандро". В этих словах любовь и нежность, которые в общем-то Леонардо были не свойственны, он был довольно резким и язвительным человеком. А вот Боттичелли любили все - славного, хорошего человека и замечательного художника. Только у него из всех его современников есть это замечательное музыкальное чувство ритма. Боттичелли - великий поэт линии. И во всех его картинах присутствует интонация глубокого и абсолютного одиночества и печали.
Похоронить он себя завещал рядом с Симонеттой, что и было исполнено.
Боттичелли оставил нам свой автопортрет. Он написал картину "Поклонение волхвов". Там на троне сидит Мадонна( в ее чертах угадывается конечно же Симонетта), рядом Иосиф. Справа и слева члены семьи Медичи, слева - Джулиано, справа Лоренцо. У самого крайнего правого края картины стоит человек в желтой тоге и желтом плаще и смотрит на нас - это и есть автопортрет художника.
#художники
Нет комментариев