— Привет, слушай, я через час прибываю в аэропорт. Встреть меня, пожалуйста! Денег на такси совсем нет. Ну, ты же мой лучший друг!
— Ладно, сейчас приеду — человек встает посреди ночи, мчится в Шереметьево, чтобы оправдать звание «Лучший друг». В итоге утром не слышит будильник, опаздывает на работу и получает за это штраф.
Подобных ситуаций в нашей жизни предостаточно. Сначала мы соглашаемся выполнить чью-нибудь просьбу, а потом сожалеем: о потраченном времени, о своих ущемленных интересах, о неумении сказать вовремя «Нет». Стоп! А почему нам так страшно отказывать людям? Давайте разбираться:
«Тот, кто всем помогает — хороший, его все любят, тот, кто отказывает — плохой, на него обидятся, с ним не будут дружить». Это убеждение родом из детства, например родители не предоставляли ребенку выбора: делать или нет, поощрялось только быстрое выполнение любых указаний, без объяснения «зачем и почему». Стремление прийти всем на выручку, чтобы заслужить одобрение и любовь сохраняется и во взрослом возрасте. Человеку кажется, что если он откажет, то от него могут отвернуться, а если согласиться помочь, то тот, кто попросил об одолжении, будет благодарен. В действительности безотказным людям редко бывают признательны, их помощь рассматривается как нечто само собой разумеющееся. Более того количество и сложность просьб вырастают в геометрической прогрессии. Проситель даже не пытается решить задачу собственными силами, он сразу пишет сценарий, в котором действовать будет кто-то другой: «Ну, он же не отказал мне в тот раз, значит и в этот раз поможет».
Так как же научиться говорить «нет»? Первое, мы понимаем, что когда к нам приходит какой-то человек, то он уже знает, зачем к нам идет — он уже принял какое-то решение и вписал нас в свой сценарий. Наша задача заключается в том, чтобы прояснить, что же ему нужно на самом деле: помощь, без которой ему действительно не обойтись или он просто хочет переложить ответственность за решение проблемы, с которой он вполне может справиться своими силами.
Второе, когда мы прояснили ситуацию, уточнили, что именно от нас человек хочет, на что рассчитывает, мы задаем себе вопросы: «А мне это зачем?»; «Это не идет вразрез с моими потребностями и интересами?»;
«Если я соглашусь помочь, успею ли решить собственные задачи?».
Если после такого анализа мы понимаем, что не хотим участвовать в этой ситуации ни сегодня, ни завтра, никогда, то говорим твердое, лаконичное «Нет». Когда же мы начинаем сомневаться в своем решении: «ну я не знаю, может не сейчас», то другой человек это хорошо чувствует и начинает давить на нашу жалость или совесть, пока не добьется желаемого. Случается, что мы сформулировали четкий отказ, но человек все равно не успокаивается, тогда можно пойти на небольшую хитрость, использовать то же оружие, что применили против нас: например сказать: «Да, я согласен быть поручителем по твоему кредиту на 1 миллион рублей, если ты станешь моим поручителем по кредиту на 2 миллиона. Ты же мне друг, и не откажешь, правда?» Человек в 100 процентах случаев оказывается не готов к такому повороту событий и больше не обратиться к вам с подобной просьбой.
Конечно, в нашей жизни бывают ситуации, когда оказать кому-то помощь бывает даже в удовольствие (объяснить маме, как пользоваться скайпом, сходить с любимыми племянниками в зоопарк и. т. д), но у нас просто нет сейчас на это времени. Тогда нужно об этом честно сказать: «Я с удовольствием помогу, но не сегодня, так как у меня свои дела, а в следующую субботу».
Говорить «нет» — это не эгоизм, а проявление внутренней силы и уважения к себе, своим потребностям, целям и задачам. Мы не оказываем людям медвежью услугу: решая за них проблемы, с которыми они, приложив чуть больше усилий, могут справиться самостоятельно. Мы оказываем помощь, только если нам действительно этого хочется, когда эта помощь не связана с желанием поощрения, когда она не приводит к нашему физическому и эмоциональному истощению, но когда она нам в радость.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев