Согласно поверьям, у Кукушки нет пары: муж ее утонул или она сама убила его, сжила со свету или спрятала под мост. По одной легенде, “кукуш” покинул Кукушку еще во время всемирного потопа. Поэтому, согласно поверьям, Кукушка спаривается с удодом, самцом вороны, ястребом, соловьем или даже петухом. В легендах Кукушка - обращенная в птицу скорбящая вдова; жена, ждущая и зовущая загубленного мужа; Кукушкой становится также дочь в результате материнского проклятия (бел., пол.), часто проклятая больной матерью за нежелание принести ей воды, или сама больная мать с горя, что дети не подали ей воды. В ряде легенд происхождение Кукушки связано с любовно-брачной тематикой: в Кукушку превращается мать, пообещавшая дочери другого мужа, взамен убитого, королевна, отвергавшая всех сватов, дочь, проклятая матерью за отказ выйти замуж за навязанного ей жениха, девушка, соблазнявшая парней, распутная девка. Особо выделяется группа легенд, где с происхождением Кукушки связывается с наказанием за какой-либо проступок: жадность(нежелание накормить Бога), ложь (несправедливая защита св. Петра, укравшего коней, предательство (жена или сестра Иуды, выдавшая кукованием Христа), подшучивание над Христом или святыми, пугание их (кукование из укрытия — запрета работать в праздник (занятие кройкой на Пасху). Во многих из них Кукушкой становится женщина или девушка, кричавшая спрятавшись под мост, за забор, за дверь, за печку, за куст, в заросли и т. п.
В обряде крещения и похорон « кукушки» (см. «Крестить кукушку») участвуют в основном девушки.
Фигурку «кукушки», изготовленную из растений, одевали в сарафан, повязывали платком, чаще черным, как вдову (калуж.). Иногда фигурировали две куклы, изображающие брачную пару: кукушку одевали, как невесту, а в мужскую одежду. В кумлении участниц обряда, устанавливающем особый вид можно видеть стремление восполнить ущербность родственного статуса и у самой Кукушки, не имеющей брачной пары (Кукушка воспринималась как вдова или незамужняя девушка, которую нужно выдать замуж). Кумление парней и девушек совершалось и по окончании Петровского поста, когда разговляются сырными лепешками.
Прекращение кукования Кукушки связывается обычно с Петровым днем, 29.VI или с Ивановым днем, 24.VI . Пение Кукушки (как и соловья) ограничивается созреванием к этому сроку ячменя, реже — жита (ржи или пшеницы), черники, колошением озимой ржи и началом покоса (рус. ярослав.), первой копной хлеба или сена, увиденной Кукушкой (луж., кашуб.). Часто это объясняют тем, что Кукушка (или солодавится ячменным колосом или зерном и теряет голос — хрипнет или захлебывается (с.-рус., проглатывает ячменное зерно или буковый орешек давится ягодами (хмельниц.). Говорят: «Патерала кукушка (зезюля) голос на яшный колос». В Полесье и на Украине распространено представление, что на Петров день Кукушка давится сыром, вареником или сырной лепешкой, в чем находит отражение обычай сырного разговения в связи с окончанием Петровского поста. В некоторых селах центр. Полесья в Петров день варили вареники, чтобы «удавить» Кукушку. Мотив удавления Кукушки присутствует и в петровских песнях. После Петрова дня Кукушка летает молча и прячется в
капусте или в крапиве от птиц, которые бьют ее за то, что она подкидывает свои яйца в их гнезда. Своего гнезда Кукушка была лишена за то, что кукованием выдала Божью Матерь с младенцем Иисусом или нарушила запрет работать на Благовещение (рус). По другим, распространенным у всех славян умолкающая к осени Кукушка обращается в ястреба, коршуна или кобчика (реже - в орла, сокола, сову), с которым имеет внешнее сходство, и нападает на кур. Существуют поверья, что такое превращение не сезонный характер, а совершается через определенное число лет что происходит из Кукушки, вылупляется из ее яиц или возникает из нее в результате ее превращений, а также что вид Кукушки приобретает трехлетний орел или сокол (пол.). Иногда в Кукушке и ястребе видят одну птицу-оборотня превращение Кукушки в ястреба отражено во фразеологии, дающей
соответствия: [До Петра кукует, после Петра цыплят бьет], «U [jetu kuka, u zimi koke puka» [Летом кукует, зимой кур дерет]. С тем же поверьем связано и рус. выражение променять кукушку на ястреба (о невыгодном обмене), в диалектных вариантах которого Кукушка иногда заменяется на соловья или сокола, а ястреб — на сову или лягушку.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев