В. ВЕКШИНА, М.Н. АЛИМПИЕВА " УЧУСЬ ВЫПОЛНЯТЬ РАЗБОРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
Тренажёр для отработки умения разбирать слова и предложения. Разбор слова по составу, фонетический, морфологический и синтаксический разборы часто вызывают трудности у младших школьников. Данное пособие поможет ребёнку научиться правильно выполнять эти виды разборов. Для каждого разбора в книге представлен алгоритм его выполнения и подробные рассуждения ученика, которые помогут ребёнку запомнить последовательность действий при разборе. Тренажёр с практическими заданиями, который поможет ребёнку потренироваться в выполнении того или иного вида разбора.
ФРАГМЕНТ
Разобрать слово по составу (морфемный разбор) – это значит выделить в слове окончание, корень, приставку и суффикс.
Для того, чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно знать, что:
–окончание – изменяемая часть слова ( окно – к окну);
–корень – значимая (т.е. главная) часть слова, в которой заключается лексическое значение данного слова и его однокоренных слов ( дом – домик- домовой);
– основа слово – всё слово без окончания;
–приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем слова ( писать – записать);
– суффикс – часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит после корня слова (сад – садовник).
Алгоритм выполнения разбора
1. Выдели в слове окончание.
Для этого измени слово по числам, по падежам или по лицам. Та часть слова, которая изменяется, и есть окончание.
2. Выдели в слове основу.
Это всё слово без окончания.
3. Выдели в слове корень.
Для этого побери несколько однокоренных слов. Выели в этих словах общую часть. Общая часть родственных слов – это корень.
4. Выдели в слове приставку.
Для этого сравни однокоренные слова с приставками и без них.
5. Выдели в словах суффикс.
Для этого подбери к слову несколько однокоренных слов с суффиксами и без них.
Я рассуждаю так:
Мне нужно разобрать по составу слово школьник.
1. Выделяю в слове окончание.
Изменяю слово по числам (школьник – школьники) и по падежам (спросить у школьника). В слове школьник нулевое окончание.
2. Выделяю основу слова.
Основа слова- школьник.
3. Выделяю в слове корень.
Подбираю однокоренные слова: дошкольник, школа. В слове школьник корень – школ-.
4. Выделяю в слове приставку.
Подбираю однокоренные слова с приставками и без приставок: школа, дошкольник, пришкольный. В слове школьник приставки нет.
5. Выделяю суффикс.
Подбираю однокоренные слова с суффиксами и без суффиксов: школа, школьный. В слове школьник суффикс – ник-.
Морфемный разбор вводится после прохождения темы «Состав слова». В большинстве программ разбор слова по составу вводится в 3 классе.
Тренажёр
3 класс
1. Разбери по составу слово сосны.
2. Разбери по составу слово снежные.
3. Разбери по составу слово зелёный.
4. Разбери по составу слово зелёненький.
5. Разбери по составу слово городской.
6. Разбери по составу слово лягушонок.
7. Разбери по составу слово лисёнок.
8. Разбери по составу слово ежонок.
9. Разбери по составу слово цветок.
10. Разбери по составу слово письменный (стол).
11. Разбери по составу слово горный (хребет).
12. Разбери по составу слово водный (канал).
13. Разбери по составу слово речка.
14. Разбери по составу слово хлебные (поля).
15. Разбери по составу слово зерновой (склад).
16. Разбери по составу слово голубка.
17. Разбери по составу слово жёлтенький.
18. Разбери по составу слово лесник.
19. Разбери по составу слово голубятня.
20. Разбери по составу слово школьники. https://www.litres.ru/mariya-nikolaevna-ali/uchus-vypolnyat-razbory-po-russkomu-yazyku-1-4-klass/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев