Яков Яковлевич Вундер родился 28 августа 1919 г. в с. Моор Бельцерского кантона Саратовской области Поволжской автономной республики немцев. В 1934 г. окончил семилетку, а в 1939-м – Московское художественное училище имени 1905 года, после чего работал в театре г. Николаева. В начале войны семья Вундер была вынуждена эвакуироваться в Акмолинскую область Казахстана. Эвакуация в отношении немцев Поволжья стала насильственной мерой: 28 августа 1941 года их автономия была упразднена. Народ, с XVIII века обосновавшийся в Поволжье, был выселен со своей родины, как в те годы часто бывало, за 24 часа. За принадлежность к немецкой национальности людей отправили из Черноземья в голые, малообитаемые казахстанские степи… Всё трудоспособное население мобилизовали в трудармию, и обустраиваться на новых местах предстояло старикам и детям.
22-летний Яков также был мобилизован в трудармию, в 1941-1942 гг. он работал художником в клубе строителей города Атвассар Акмолинской области. Одной из его задач было распространение среди жителей тыла наглядной агитации. Приходилось создавать и портреты вождей. Кому-то из недоброжелателей молодого художника показалось, что на портрете Сталина его работы в складках рукава кителя вождя нарисована свастика. Так, по доносу, в ноябре 1942 года молодой художник-трудармеец был арестован и осужден ОСО по ст. 58-10, 11 (контрреволюционная группировка) к 10 годам ИТЛ. И из казахстанской ссылки попал в заполярную: местом отбывания наказания определили Воркуту.
Сюда он прибыл в январе 1944 г. из Свердловска. Сначала трудился на общих работах – в основном, на Первом кирпичном заводе. Сотоварищ Якова по заключению на этом заводе Фридрих Гаун вспоминал, что от гибели Вундера спасло умелое владение пером и кистью. В культурно-воспитательной части Яков писал лозунги и рисовал плакаты, призывающие томящихся здесь и выбившихся из сил немцев, венгров, чехов и поляков перекрывать суточные нормы. По окончании войны, в 1946 г., Вундера определили в музыкально-драматический театр «Воркутстроя». Продолжая отбывать лагерный срок, Я. Вундер стал выполнять функции художника-декоратора.
В театре Яков познакомился со своей будущей женой – танцовщицей Марией Барановской. Мария Георгиевна Вундер вспоминала, что, когда она 17-летней девушкой пришла в театр, «первым встречным» для неё оказался художник Вундер. В Воркуту она приехала из Абези, где также был лагерный театр (именно там с 15 августа по 15 сентября 1945 г. гастролировали наши артисты, пока под руководством архитектора Всеволода Лунёва шла реконструкция здания воркутинского театра). Там, в Абези, Мария впервые и попробовала свои танцевальные возможности.
Яков и Мария подружились во время работы над оперой «Евгений Онегин» в 1948-м. О взаимоотношениях заключенного Вундера и вольнонаемной Барановской (что было строго запрещено) вскоре стало известно лагерному начальству, и за них последовало наказание. Якова
перевели на общие работы, позже – на 40-ю шахту. Да и над Марией зависла угроза пятилетнего срока «за связь с заключенным». Ей пришлось уехать в Казахстан к родным Якова, где в апреле 1949 года родилась дочь Татьяна – названная в честь героини, воспетой в опере Чайковского, которая и сблизила её родителей. Семья смогла воссоединиться лишь после освобождения Якова Яковлевича.
Галина Трухина о нём пишет: «Жизнь художника в Воркуте в начале 50-х годов отражена в воспоминаниях бывшего заключенного Олега Боровского. «Клуб рос прямо со сказочной быстротой. Это было длинное здание с залом на 300 мест, с большой сценой и оркестровой ямой, были артистические уборные, комната художника, в которой после окончания стройки работал художник Яша Вундер, без конца писал маслом по квадратам «Мишки в лесу» и «Трех богатырей», все его работы уходили на квартиры лагерного начальства. Некоторые сердобольные жены начальников за его труды подбрасывали Яше и «копеечку». Жена художника позже рассказывала, что копий знаменитых авторов в то время Вундер сделал «два вагона», уставал так, что кисти падали из рук. Все заработанное в зоне он находил возможность переслать родным в Казахстан».
Срок заключения у Якова завершился в 1952 г.. Однако, несмотря на все сделанное для театра, после освобождения его работать туда не приняли из-за судимости. Ему вообще было очень сложно трудоустроиться: не взяли даже сторожем на шахту «Северная». Однако старые связи и профессионализм Вундера помогли ему вернуться в театр в 1953-м. Здесь он выполнял обязанности художника, художника-постановщика и заведующего постановочной частью.
Освободившись сам, Вундер «рыскал по лагерям, разыскивая еще не освободившихся художников, опьяненный свободой и верой в будущее...». Когда те выходили на свободу, Яков Яковлевич давал им первый приют в своей каморке. В 1955 г. вокруг него объединилась группа выживших в лагерях единомышленников. «Это был вольный клуб художников, любивших поболтать об искусстве и всем вместе, дружно, по совести, хорошо поработать над «халтурой» и разделить заработанные поровну, – вспоминал художник Константин Иванов, также бывший заключённый. – Мы все нуждались в душевной теплоте ближнего, в этом смысле Яков Яковлевич был для всех нас ярким примером человека-благодетеля, честного, энергичного, предприимчивого организатора».
Нет комментариев