КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ.
ГЕНИЙ ОТКРЫТИЯ.
Есть удивительное напряженное состояние ума, когда человек сильнее, умнее, красивее самого себя. Это состояние можно назвать праздником умственной жизни. Мысль воспринимает тогда все в необычных очертаниях, открываются неожиданные перспективы, возникают поразительные сочетания, обостренные чувства во всем улавливают новизну, предчувствие и воспоминание усиливают личность двойным внушением, и крылатая душа видит себя в мире расширенном и углубленном. Такие состояния, приближающие нас к мирам запредельным, бывают у каждого, как бы в подтверждение великого принципа конечной равноправности всех душ. Но одних они посещают, быть может, только раз в жизни, над другими, то сильнее, то слабее, они простирают почти беспрерывное влияние, и есть избранники, которым дано в каждую полночь видеть привидения и с каждым рассветом слышать биение новых жизней.
К числу таких немногих избранников принадлежал величайший из поэтов-символистов Эдгар По. Это — сама напряженность, это — воплощенный экстаз — сдержанная ярость вулкана, выбрасывающего лаву из недр земли в вышний воздух — полная зноя котельная могучей фабрики, охваченная шумами огня, который, приводя в движение множество станков, ежеминутно заставляет опасаться взрыва.
В одном из своих наиболее таинственных рассказов, «Человек толпы», Эдгар По описывает загадочного старика, лицо которого напоминало ему образ Дьявола. «Бросив беглый взгляд на лицо этого бродяги, затаившего какую-то страшную тайну, я получил, — говорит он, — представление о громадной умственной силе, об осторожности, скаредности, алчности, хладнокровии, коварстве, кровожадности, о торжестве, веселости, о крайнем ужасе, о напряженном и бесконечном отчаянии».
Если несколько изменить слова этой сложной характеристики, мы получим точный портрет самого поэта. Смотря на лицо Эдгара По и читая его произведения, получаешь представление о громадной умственной силе, о крайней осторожности в выборе художественных эффектов, об утонченной скупости в пользовании словами, указывающей на великую любовь к слову, о ненасытимой алчности души, о мудром хладнокровии избранника, дерзающего на то, перед чем отступают другие, о торжестве законченного художника, о безумной веселости безысходного ужаса, являющегося неизбежностью для такой души, о напряженном и бесконечном отчаянии. Загадочный старик, чтобы не остаться наедине со своей страшной тайной, без устали скитается в людской толпе; как Вечный Жид, он бежит с одного места на другое, и когда пустеют нарядные кварталы города, он, как отверженный, спешит в нищенские закоулки, где омерзительная нечисть гноится в застоявшихся каналах. Так точно Эдгар По, проникнувшись философским отчаяньем, затаив в себе тайну понимания мировой жизни, как кошмарной игры большего в меньшем, всю жизнь был под властью демона скитания и от самых воздушных гимнов серафима переходил к самым чудовищным ямам нашей жизни, чтобы через остроту ощущения соприкоснуться с иным миром, чтобы и здесь, в провалах уродства, увидеть хотя бы серное сияние. И как загадочный старик был одет в затасканное белье хорошего качества, а под тщательно застегнутым плащом скрывал что-то блестящее, бриллианты и кинжал, так Эдгар По в своей искаженной жизни всегда оставался прекрасным демоном, и над его творчеством никогда не погаснет изумрудное сияние Люцифера.
Комментарии 7
«Эврика» — последняя книга Эдгара Аллана По (1809–1849), вышедшая при жизни писателя. Автор знаменитых поэм («Ворон», «Аннабель Ли», «Колокола», «Улялюм», «Эльдорадо»), основоположник современного детектива и современной научной фантастики (можно вспомнить всеми любимые «Падение дома Ашеров», «Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Бочонок Амонтильядо», «Низвержение в Мальстрем», «Маска Красной смерти», «Король Чума»), в 1848 г. он написал удивительную, парадоксальную философскую космогоническую поэму «Эврика». В ней, как и в других произведениях, взаимодействуют вымысел и факты, невероятное превращается в правдоподобное.
«Могущественная магия правдоподобия», действующая в «Эврике», где момент интуитивного озарения — всего лишь исходная точка аналитических рассуждений автора, помогла приблизиться дилетанту в науке Эдгару По к решению загадки, многие века мучившей целые поколения философов и ученых: вопросу происхождения Вселенной.
Во времена По общеприн
...Ещё«Эврика» — последняя книга Эдгара Аллана По (1809–1849), вышедшая при жизни писателя. Автор знаменитых поэм («Ворон», «Аннабель Ли», «Колокола», «Улялюм», «Эльдорадо»), основоположник современного детектива и современной научной фантастики (можно вспомнить всеми любимые «Падение дома Ашеров», «Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Бочонок Амонтильядо», «Низвержение в Мальстрем», «Маска Красной смерти», «Король Чума»), в 1848 г. он написал удивительную, парадоксальную философскую космогоническую поэму «Эврика». В ней, как и в других произведениях, взаимодействуют вымысел и факты, невероятное превращается в правдоподобное.
«Могущественная магия правдоподобия», действующая в «Эврике», где момент интуитивного озарения — всего лишь исходная точка аналитических рассуждений автора, помогла приблизиться дилетанту в науке Эдгару По к решению загадки, многие века мучившей целые поколения философов и ученых: вопросу происхождения Вселенной.
Во времена По общепринятой была концепция, согласно которой Вселенная представлялась стационарной во времени и бесконечной в пространстве, и о гипотезе Большого Взрыва еще не было и речи. Именно По стал первым человеком, заговорившим о Вселенной как совокупности звезд, возникшей из некой единой и уникальной «первочастицы», в какой-то момент разделившейся на неисчислимое, но конечное множество элементов. Так, благодаря интуиции и логике художника, стало возможным открытие так называемых «черных дыр», и дано первое правдоподобное объяснение фотометрического парадокса Олберса (почему ночью небо не освещено равномерно, если считать, что равномерно распределение звезд во Вселенной).
Всю жизнь Э. По верил в Разум, который один только в его глазах способен вывести человека и человечество из трагических противоречий бытия. Однако это была вера не в тривиальное сознание примитивного рационализма, а в сознание, которому доступны интуитивные прозрения и которое способно поставить их под железный контроль логического анализа. Сам обладающий сильной интуицией, Э. По больше всего ценил эмоционально-психологическое воздействие своих произведений и называл «Эврику» поэмой и произведением искусства, а не науки, считал ее величайшим откровением, которое когда-либо слышало человечество.
(А. Терехова. Предисловие к поэме.)
Он был страстный и причудливый безумный человек.
Эдгар По.
«Овальный портрет»
Некоторые считали его сумасшедшим. Его приближенные знали достоверно, что это не так.
Эдгар По.
«Маска красной смерти»
«Эврика»: Теория Большого взрыва
Возможно ли, что Эдгар По описал происхождение Вселенной за 80 лет до того, как ученые начали разрабатывать теорию Большого взрыва? Разумеется, любитель астрономии без какого-либо серьезного образования вряд ли мог в точности описать принципы и законы существования Вселенной, опровергая при этом важнейшие элементы теоретического парадокса, который озадачивал всех астрономов со времен Иоганна Кеплера. Невероятно, но факт: именно это и произошло.
Предсказание явилось в виде озарения, описанного в прозаической поэме объемом 150 страниц, о которой критики отзывались не иначе как о продукте больного воображения и неоправданно сложном произведении. Речь идет о поэме с говорящим названием «Эврика», созданной в последний год жизни Эдгара Аллана По. В ней описана расширяющаяся Вселенная, которая зародилась в результате мгновенной вспышки и произошла из одной первоначальной частицы. По выдвинул первое правильное объяснение фотометрического
...Ещё«Эврика»: Теория Большого взрыва
Возможно ли, что Эдгар По описал происхождение Вселенной за 80 лет до того, как ученые начали разрабатывать теорию Большого взрыва? Разумеется, любитель астрономии без какого-либо серьезного образования вряд ли мог в точности описать принципы и законы существования Вселенной, опровергая при этом важнейшие элементы теоретического парадокса, который озадачивал всех астрономов со времен Иоганна Кеплера. Невероятно, но факт: именно это и произошло.
Предсказание явилось в виде озарения, описанного в прозаической поэме объемом 150 страниц, о которой критики отзывались не иначе как о продукте больного воображения и неоправданно сложном произведении. Речь идет о поэме с говорящим названием «Эврика», созданной в последний год жизни Эдгара Аллана По. В ней описана расширяющаяся Вселенная, которая зародилась в результате мгновенной вспышки и произошла из одной первоначальной частицы. По выдвинул первое правильное объяснение фотометрического парадокса Ольберса, ответив на вопрос «Почему, учитывая огромное количество звезд во Вселенной, ночное небо все равно темное?» Дело в том, что свет этих звезд в расширяющейся Вселенной еще не достиг Солнечной системы!
В интервью журналу «Наутилус» итальянский астроном Альберто Каппи говорит о проницательности Эдгара По следующее:
«Удивительно, как По пришел к идее динамически развивающейся Вселенной, ведь при его жизни не было никаких данных или наблюдений, которые допускали бы такую возможность. Ни один астроном во времена По и представить не мог нестатическую Вселенную».
Был ли Эдгар Аллан По не только талантливым писателем, но и пророком? Или в его распоряжении была настоящая машина времени? Как объяснить факты, изложенные выше, которые невозможно списать на обычные совпадения? Мы не знаем ответов на эти вопросы и можем только строить догадки. Возможно, больше информации можно найти в указанных и других произведениях классика американской и мировой литературы.
(источник: ЯндексДзен. ЛитРес)
Искрометный и ненасытный талант неподражаемого Эдгара ПО поражает своею гениальностью — его разум достиг непостижимых высот, когда интуитивные мысли приобретают убойную силу, облачены в истину прозрения, просто таки выворачивают мозг — уверенность Эдгара, трезвый логический анализ, понимание и подача материала ошеломляют и будоражат!
«ЭВРИКА» Эдгара ПО – величайшее откровение, произведение, которое приблизило человечество к разгадке происхождения Вселенной! Эдгар ПО стал первым человеком на Земле, который заговорил о Вселенной, как о некой совокупности звезд возникших из единой «первопричины», когда еще была принята всеобщая концепция, согласно которой Вселенная была стационарной во времени и бесконечной в пространстве. Эдгар ПО стал первооткрывателем теории БОЛЬШОГО ВЗРЫВА и непрекращающегося рассевания, более того! – он, следуя интуиции и тщательно все анализируя правдоподобно рисует формирование нашей солнечной системы и ее планет.
Не смотря на то, что
...ЕщёИскрометный и ненасытный талант неподражаемого Эдгара ПО поражает своею гениальностью — его разум достиг непостижимых высот, когда интуитивные мысли приобретают убойную силу, облачены в истину прозрения, просто таки выворачивают мозг — уверенность Эдгара, трезвый логический анализ, понимание и подача материала ошеломляют и будоражат!
«ЭВРИКА» Эдгара ПО – величайшее откровение, произведение, которое приблизило человечество к разгадке происхождения Вселенной! Эдгар ПО стал первым человеком на Земле, который заговорил о Вселенной, как о некой совокупности звезд возникших из единой «первопричины», когда еще была принята всеобщая концепция, согласно которой Вселенная была стационарной во времени и бесконечной в пространстве. Эдгар ПО стал первооткрывателем теории БОЛЬШОГО ВЗРЫВА и непрекращающегося рассевания, более того! – он, следуя интуиции и тщательно все анализируя правдоподобно рисует формирование нашей солнечной системы и ее планет.
Не смотря на то, что момента публикации поэмы прошло уже почти 200 лет, произведение завораживает, захватывает – заставляет ужаснуться – вырывает из повседневности и позволяет Вам на какое-то время почувствовать себя Творцом. Эдгар ПО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КОНЕЧНОМУ РАЗУМУ ПОСТИЧЬ БЕСКОНЕЧНОЕ, и увидеть самое прекрасное явление в нашей Вселенной – ЕЕ РОЖДЕНИЕ!!!
(из рецензии)
По, конечно, человек незаурядного ума и поразительной любознательности. Когда знаком со значительной частью произведений этого писателя, вызывает восторг широта его интересов и осведомлённость во многих науках. Да, во времена По количество научных знаний было несравнимо меньше нынешних, а их качество порою вызывает улыбку. Но это никак не отменяет того факта, что знаменитый новеллист создал весьма интересный философский труд (пусть По и называл его поэмой). Я не настолько знаком с историей науки, чтобы говорить о По как о первопроходце в некоторых вопросах понимания природы Вселенной. Но сила мысли писателя впечатляет. Там где, современная наука черпает знания о космосе с помощью высокотехнологичных приборов, По, как и учёные его времени (и их предшественники), полагались на относительно простые приспособления и творческую мощь собственного интеллекта. С этой точки зрения «Эврика» заслуживает всяческих похвал.
Главный минус произведения — её язык. Блестящий стилист, По
...ЕщёПо, конечно, человек незаурядного ума и поразительной любознательности. Когда знаком со значительной частью произведений этого писателя, вызывает восторг широта его интересов и осведомлённость во многих науках. Да, во времена По количество научных знаний было несравнимо меньше нынешних, а их качество порою вызывает улыбку. Но это никак не отменяет того факта, что знаменитый новеллист создал весьма интересный философский труд (пусть По и называл его поэмой). Я не настолько знаком с историей науки, чтобы говорить о По как о первопроходце в некоторых вопросах понимания природы Вселенной. Но сила мысли писателя впечатляет. Там где, современная наука черпает знания о космосе с помощью высокотехнологичных приборов, По, как и учёные его времени (и их предшественники), полагались на относительно простые приспособления и творческую мощь собственного интеллекта. С этой точки зрения «Эврика» заслуживает всяческих похвал.
Главный минус произведения — её язык. Блестящий стилист, По, похоже, так и не сумел внятно и понятно донести свои мысли. То есть они, конечно, понятны, но для их понимания необходимо продираться сквозь огромные тяжеловесные сложноподчинённые предложения, пестрящие абстрактными понятиями. Переварить это рядовому читателю ой как нелегко. Неудивительно, что произведение не нашло отклика у современников писателя. По — автор специфичный, а уж «Эврика» слишком специфична даже для его творчества.
(из рецензии)
«Делец»: Синдром лобной доли
В 1848 году железнодорожный рабочий Финнеас Гейдж получил страшную черепно-мозговую травму: металлический прут прошел сквозь его голову. Невероятно, но ему удалось выжить, однако личность бедолаги изменилась до неузнаваемости. Перемены в его характере и поведении были тщательно изучены и позволили медицинскому сообществу прийти к пониманию того, какую роль играет лобная доля мозга в социальном взаимодействии и когнитивных функциях.
За десятилетие до этого Эдгар По каким-то необъяснимым образом уже знал, что синдром лобной доли — так ученые назвали данный феномен — вызывает сильные и необратимые изменения в характере человека. В 1840 году он написал жуткий рассказ под названием «Делец», где фигурирует безымянный рассказчик, в детстве перенесший травму головы, что обусловило регулярные жестокие припадки на грани социопатии.
По обладал настолько точным пониманием синдрома лобной доли, что известный невролог Эрик Альтшуллер
...Ещё«Делец»: Синдром лобной доли
В 1848 году железнодорожный рабочий Финнеас Гейдж получил страшную черепно-мозговую травму: металлический прут прошел сквозь его голову. Невероятно, но ему удалось выжить, однако личность бедолаги изменилась до неузнаваемости. Перемены в его характере и поведении были тщательно изучены и позволили медицинскому сообществу прийти к пониманию того, какую роль играет лобная доля мозга в социальном взаимодействии и когнитивных функциях.
За десятилетие до этого Эдгар По каким-то необъяснимым образом уже знал, что синдром лобной доли — так ученые назвали данный феномен — вызывает сильные и необратимые изменения в характере человека. В 1840 году он написал жуткий рассказ под названием «Делец», где фигурирует безымянный рассказчик, в детстве перенесший травму головы, что обусловило регулярные жестокие припадки на грани социопатии.
По обладал настолько точным пониманием синдрома лобной доли, что известный невролог Эрик Альтшуллер впоследствии написал о нем:
«Существуют десятки симптомов, и По знал о каждом из них. В этом рассказе описано все и настолько точно, будто у него была машина времени».