Как это можно совместить с акцентом на стратегическую оборону? «Лучшая оборона — это хорошее наступление», — утверждают авторы, очерчивая контуры нового инструмента: быстрой, ограниченной по масштабам наступательной операции в зоне, непосредственно прилегающей к территории России. Вывод делается такой: если столкновение представляется Москве неизбежным, русские будут бить первыми «через забор», выигрывая темп.
Российский Генштаб, продолжают авторы, полагается на некий современный вариант блицкрига в виде достижения основных целей войны еще до того, как противник успеет полностью развернуть группировку для противодействия. Генеалогия этого подхода тянется из советского времени: в пример приводятся операции в Чехословакии в 1968 году, в Афганистане в декабре 1979-го, а также в Крыму весной 2014-го.
«Наступательная операция с оборонительными целями», проводимая у собственных границ, включает действия высокопрофессиональных мобильных сил (спецназ, ВДВ, морская пехота), а также широкое применение дальнобойного высокоточного оружия. Последнее приобретает характер «длинной руки», мешающей противнику разворачиваться и действовать поблизости от границ страны.
К этому оружию авторы относят не только ударные системы (крылатые и противокорабельные ракеты, новые авиационные средства поражения), но и зенитные ракеты большой дальности. Скажем, системы С-400, развернутые в Калининграде и Ленобласти, утверждается в докладе, становятся средством подавления любой активности авиации над Прибалтикой и частью Польши.
Доктрина строительства флота также подчинена этой логике. Пирамида его приоритетов составлена вполне традиционно. На первое место поставлено формирование и оборона «бастионов» — в российской традиции это «защищенные районы боевых действий» (ЗРБД), в которых в угрожаемый период разворачиваются лодки-ракетоносцы с баллистическими ракетами. Далее указаны операции с применением крылатых ракет большой дальности (еще один ударный элемент «длинной руки» в обороне), а также борьба с надводными кораблями и подводными лодками противника.
Кто выйдет в поле?
Оценивая российские операции, авторы пишут об акценте на межвидовых группировках и существенном улучшении взаимодействия между родами войск.
По-прежнему, отмечают они, сохраняется акцент на массированном огневом поражении противника, причем на большой дальности. Указано на важную роль ствольной и реактивной артиллерии в обеспечении операций сухопутных войск.
Нет комментариев