Даже при таком таком подходе (далеко не единственном) авторы современного белорусского учебного пособия впадают в противоречие с собственным понятийным аппаратом. В одном месте они пишут, что известные на территории Беларуси в VIII - IX вв. кривичи, дреговичи и радимичи были «этнотерриториальными общностями», в основе которых лежали не столько родоплеменные, сколько территориальные, экономические и культурные связи. В другом месте утверждают, что это были «славянские племена», ассимилировавшие балтов. Наконец, говорится, что у кривичей, дреговичей и радимичей были племенные княжения, то есть начальные формы государства, из которых сформировались первые государственные образования на территории современной Беларуси – Полоцкое и Туровское княжества. Спрашивается: кривичи, дреговичи, радимичи (наряду с другими сообществами, названными в Повести временных лет – полянами, древлянами, северянами и т.д.) были племенами или же все-таки новыми общностями, в которых над родственными преобладали территориальные, экономические и прочие связи? Далее, если на основе этих «этнотерриториальных общностей» формируются княжения и наступает государственная эпоха, значит, появляются «народности» кривичей, дреговичей, радимичей и т.д.
В итоге в учебном пособии появляется конгломерат из «общностей», занимающих некое переходное положение между племенем и народностью. Затем на этой основе якобы формируются «государства» – Полоцкое и Туровское княжества. А на соседних землях также складываются особые государства-княжества.
Конечно, с научной точки зрения, если вопрос сложный, то на него могут даваться различные, порой противоположные ответы; могут вводиться и переходные ступени между разными стадиями процесса этнического развития. Почему же авторы, выбравшие, по-видимому, плюралистическое изложение различных мнений по вопросу о расселении славянских племен и о начале государства Руси, не стали излагать альтернативную точку зрения о существовании «древнерусской народности»?
Нет комментариев