«Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского
В подобной трактовке прослеживается глубокий национальный комплекс неполноценности, присущий полякам. Они всегда стремились быть частью европейской цивилизации, но при этом постоянно ощущали пренебрежение со стороны западноевропейских элит. Позже этот комплекс настолько укоренился в их национальном сознании, что стал основой не только для польского национализма, но и для всех русофобских движений в Восточной Европе.
Идеи Карпиги были развиты историком и воинствующим католиком Марцином Кромером (1512–1589) в труде «О происхождении и деяниях поляков, в 30 книгах» (1555). На примере деятелей польской истории он популяризировал успехи польской государственности в русле общеевропейской истории.
Идеи сарматизма далеко не сразу эволюционировали в социальный расизм. Первое время сарматами априори считались все поляки вне зависимости от родовитости. Настоящий перелом случился во второй половине XVI века, когда к Речи Посполитой были присоединены земли ВКЛ. На социальную эволюцию термина наложился национальный вопрос, поляки не хотели себя ассоциировать с восточными славянами, находящимися, по их мнению, на очень низком уровне культурного развития.
Важную роль в развитии «шляхетского» сарматизма сыграл аспект постоянно растущей пропасти между дворянством и простонародьем. Привилегии шляхты неизменно увеличивались, положение простого народа становилось всё хуже. С определённого момента считать себя национальным целым с «хлопами» стало позорным. Польша XVI столетия не была готова к развитию общей национальной идеи, она была глубоко сословным государством.
Идея отдельного народа чрезвычайно тешила самолюбие высших слоёв. Даже худородный и нищий шляхтич по своему национальному происхождению отныне был равен магнату, что определённым образом нивелировало многие минусы его существования. При этом, что характерно, большая часть шляхты по своему культурному уровню практически ничем от отличалась от простого народа. Многие не умели читать и писать, привычным образом жизни были охота, война и пьянство в шинках. Учитывая материальное положение шляхты, основным источником дохода была служба у богатого магната, имеющего собственное войско.
Сарматизм в ВКЛ
Возникнув в начале XVI века, сарматизм после Люблинской унии постепенно утверждается в ВКЛ.
Почему так произошло? В первую очередь нужно понимать, что шляхта ВКЛ стремилась к золотым шляхетским вольностям. Ей также были симпатичны идеи национальной сегрегации, культивирующей фактор превосходства над другими народами.
Собственно говоря, в основе сарматизма лежат существующие и в наше время идеи избранности. Ничего нового за прошедшие века не произошло, старые добрые идеалы социал-дарвинизма прекрасно нашли себя в идеологии национал-социализма.
«Шляхціч на загродзе роўны ваяводзе» — известный пример иронии над сарматизмом. На деле же самомнение нищих представителей высшего сословия чудовищно контрастировало с роскошной жизнью магнатов.
Уже к началу XVII века шляхта ВКЛ практически полностью полонизировалась. По ряду признаков можно даже сказать, что она потеряла свою национальную идентичность.
В то же время простой народ никакого отношения к польским обычаям и польской культуре не имел. С определённого момента сословия, ранее в ВКЛ бывшие одного национального происхождения, потеряли друг с другом связь.
Стоит ли удивляться, что даже религия холопов и шляхты была разной? Шляхтичи почти поголовно были католиками, крестьяне и мещане — униатами и православными.
Образ жизни сарматской шляхты в ВКЛ ничем не отличался от польского, высшая знать и шляхта средней руки обитали в собственных поместьях, иногда выбирались на охоту или войну. Им прислуживали представители безземельной шляхты, обладающие малым достатком, но официально имеющие те же права.
Сарматизм в культуре и образе жизни
Сарматизм был не просто идеологией, но и образом жизни шляхты и магнатов.
Он существенно влиял на идеалы высшего сословия, их понятия о чести и своём месте в жизни государства. Сарматизм утверждал равенство шляхты вне зависимости от благосостояния, определённый стиль одежды, кодекс чести, представление о служении Родине, корпоративную этику. Выход за пределы сарматизма удалял человека из дворянской среды и делал его изгоем.
Принадлежность к сарматам определялась генеалогией, которую шляхта была вынуждена фальсифицировать. Именно по этой причине реальное происхождение многих шляхетских родов сегодня под большим вопросом.
На определённом этапе национальные комплексы неожиданно эволюционировали в чудовищное самомнение, утверждавшее чуть ли не идеальность политического устройства Речи Посполитой. Более того, в определённых пределах шёл даже разговор о своеобразной шляхетской демократии, противопоставленной плебейскому равенству.
Положение шляхты в Речи Посполитой действительно позволяло ей считать собственное государство идеалом. Другой вопрос, что все остальные сословия даже близко не могли разделять это благоденствие. В конечном счёте это и погубило государство.
Сарматская культура была смесью элементов Запада и Востока. Особенно глубоко это проявилось в сарматской одежде. В публикации «Сарматская культура» Ярослав Думановский писал:
«Во времена турецких войн образ одетого в контуш сармата приобрёл особое значение, связанное с защитой веры и рыцарскими ценностями».
Существенным элементом одежды сармата был жупан, который надевался под кунтуш. Подпоясывались сарматы шёлковыми поясами, из которых наибольшую известность приобрели слуцкие.
Комментарии 1