Сегодня школьникам 8-11 классов преподали историю Второй мировой войны. Урок читал глава Института нацпамяти Антон Дробович.
Война у него получилась исключительно продуктом агрессии двух тоталитарных режимов – Германии и Советского Союза. Причем второго даже больше. Поскольку он после войны "оккупировал" еще и пол-Европы.
В целом это был вообще не урок истории, а сборник идеологем, приправленных отдельными историческими событиями, а чаще – их тенденциозными трактовками.
Это предусматривал, впрочем, и сам формат. За 40 минут изложить историю такой войны невозможно. Зато вполне по силам воспроизвести набор лозунгов из методичек еще времен экс-директора ИНП Владимира Вятровича.
Что, собственно, и произошло. "Страна" разобрала очередной – третий по счету – урок истории во Всеукраинской онлайн-школе.
Гитлер = Сталин
Урок "Вторая мировая война: украинское измерение" начался с картинки подписания пакта Молотова-Риббентропа. С понятным намеком, кто начал всемирную бойню. Но предварительно Дробович начал обсуждать Первую мировую и ее невыученные уроки – которые и привели ко Второй мировой.
"Следствием этой войны (Первой мировой. – Ред.) является то, что в мире в конце концов устанавливается мир", – делает вывод лектор.
Дробович говорит, что итогами первой войны оказались недовольны многие страны – в том числе Германия. Преподаватель живописует страдания немцев после Версальского мира, по результатам котого на страну налагались большие репарации (правда, он не говорит о репарациях: у него страдания немцев идут как бы сами по себе, и никакой вины Германии в этом нет).
Вот это национальное недовольство и стало причиной прихода Гитлера. Дробович делает акцент, что примерно в это же время у власти в СССР утверждается Сталин, и между странами начинаются "довольно специфические отношения".
То есть уже в начале глава Института нацпамяти начинает объединять нацистов и коммунистов. Хотя у Гитлера отношения складывались до 1939 года намного лучше с государствами Западной Европы, а также США. А СССР и коммунистов вообще нацисты считали своими главными врагами.
Но об этом преподаватель не упоминает. Зато он постоянно сравнивает Советы и Германию с точки зрения становления тоталитаризма в обоих государствах.
Интересно также, что, перечисляя страдания немцев, Дробович не акцентирует, что Германия проиграла в Первой мировой войне. А также того факта, что лишь этот проигрыш заставил немцев уйти из той же Украины, которую они оккупировали в 1917-1918 годах.
Поэтому дальнейшие его умопостроения кажутся немного странными. Рассказывая, что Гитлер начал внезапно восстанавливать вооруженные силы, Дробович говорит, что Германия нарушила "мирный договор". Хотя это была капитуляция, которую подписали немцы. И соблюдение ее условий контролировали главные победители в той войне – Англия и Франция. Которые к тому же имели самые мощные в мире армию и флот.
То есть глава института всячески избегает темы, почему западные союзники из Антанты дали нацистам создать армию – хотя они могли легко этот процесс подавить в зародыше. Ведь Германия, по условиям Версальского мирного договора, имела только полицейские силы и армию численностью не более чем 100 тысяч человек. А тут вдруг "внезапно" создала вермахт – и никто не помешал.
Правда, когда тема подошла к аннексии Австрии и захвату Чехословакии, объяснить нейтралитет Запада все же пришлось. И объяснение следует достаточно интересное.
"Они не хотят вмешиваться и начинать войну. Еще свежими для них были воспоминания о Первой мировой", – заявил Дробович.
Также объясняется и Мюнхенский сговор 1938 года, в результате которого немцы и дружественные им страны разорвали Чехословакию: его заключили для того, чтобы умиротворить Гитлера. То есть западные союзники, отдавшие Германии (и, кстати, Польше) на растерзание независимое государство, как бы ни в чем и не виноваты.
Реальность, впрочем, опровергает эти тезисы. До захвата Чехословакии, у которой имелся мощный промышленный потенциал, германская армия была гораздо слабее, чем у союзников. И, уж конечно, Германия не была противником для Англии и Франции в середине 30-х, когда только начала нарушать положения Версальского мира и ковать свой военный меч.
До прямого столкновения с той же Францией немцы доросли только в 1940 году – вобрав промышленный потенциал Чехословакии с Австрией, а также разгромив Польшу.
Интересно, что до этого момента Антон Дробович ни разу не упомянул, в чем, собственно, состояла идеология нацистов. Он только рассказывал, как они обещали немцам снова сделать Германию великой и возродить ее.
А ведь Адольф Гитлер еще до прихода к власти четко обозначил свои внешнеполитические ориентиры: захват жизненного пространства на Востоке. А также обрисовал свою расовую теорию. То есть "умиротворял" Запад не просто реваншиста, а настоящего, открытого расиста, который был одержим идеей превосходства и войны – причем войны со славянами, которых считал недочеловеками, а не с близкой по духу Европой.
Что могло в принципе и Англию, и Францию вполне устраивать, поскольку их отношения с СССР безоблачными назвать было нельзя.
"Сговор тоталитаризмов"
Но если политику Европы Дробович называет "слабостью", то когда договориться с Гитлером решил Сталин, он называет это "сговором тоталитаризмов".
Комментарии 1