Если посмотреть на статистику, то сразу видна разница в количестве заболевших и умерших между Западной и Восточной Европой, к которой относится и европейская часть России. В Западной Европе в 17 раз больше заболевших и в 60 раз больше погибших. Почему разница настолько велика? Есть несколько теорий, объясняющих данный факт.
Advance (Хорватия): почему количество умерших от коронавируса в Восточной Европе в 60 раз меньше, чем в Западной?
Текущий коронавирусный кризис продолжается уже несколько месяцев и, хотя в любой момент ситуация может измениться, сейчас мы все-таки можем осторожно, воспользовавшись существующими цифрами, выявить и оценить некоторые тенденции, аномалии и особенности. В общемировом масштабе мы сейчас находимся, наверное, на вершине «первой волны», которая, вероятно, еще продолжается. Разумеется, везде обстановка разная, но ориентируемся мы на самый близкий к нам регион — Европу. Каждый день в Европе от коронавируса умирают тысячи человек, но линейные и, что еще важнее, логарифмические кривые показывают нам, что неконтролируемое распространение вируса уже в прошлом. Конечно, этот оптимизм во многом основан на том факте, что ситуация «контролируется» (изоляцией, строгими мерами…). Однако на горизонте — уже новый вызов, поскольку в самое ближайшее время многие страны намерены ослабить введенные меры, ободренные последними данными. Правильным ли будет этот шаг или он станет крайне опасным (увертюрой ко «второй волне»), мы вскоре узнаем. В любом случае мудрее поступят те страны, кто еще выждет, чтобы посмотреть на развитие ситуации в тех государствах, где решили ослабить ограничительные меры.
При рассмотрении имеющихся статистических данных нельзя не заметить, насколько велика разница в количестве заболевших и умерших между Западной и Восточной Европой. В данном случае нам даже не нужно заниматься установлением границы, где «начинается» Запад, а где Восток. Линию разграничения можно провести между бывшим социалистическим блоком и демократическим западным лагерем. Разница разительная и слишком заметна, чтобы не проанализировать ее. Пришло ли время для этого, или еще слишком рано, покажет время, однако попытаться стоит.
Давайте по порядку. Начнем с населения. Сейчас на территории Европы проживают около 740 миллионов человек. В эту цифру включим и Россию (да, большая ее часть на самом деле расположена в Азии, однако большинство граждан Российской Федерации, 110 из 143 миллионов, проживают в Европе). Для сравнения: население Европы в два раза превышает население Соединенных Штатов (около 327 миллионов) и почти в два раза меньше, чем население Китая (около 1,4 миллиардов).
Теперь поделим население Европы на восточное и западное в соответствии с политическими границами времен социалистического блока. К «Восточной Европе» отнесем также территорию бывшей СФРЮ и всех тех, кто когда-то проживали в Восточной Германии (кстати, они как раз могут сыграть важнейшую роль в нашем анализе).
Суммировав все население всех стран бывшего социалистического блока, то есть всех «за железным занавесом» (и кое-кого «перед», то есть СФРЮ), мы получим 300 миллионов человек. Таким образом, Восточная и Западная Европа не делятся точно 50 на 50, но для целей нашего исследования допустим, что соотношение приблизительно такое (если в расчет также принять «коренных» жителей Восточной Европы, которые работают в Западной, то цифры были бы еще ближе). Итак, на востоке Европы проживают около 40% населения Европы, а на западе — около 60%.
Следующий параметр, который нам нужен, — это количество зараженных и количество погибших от последствий COVID-19 в Восточной и Западной Европе. Если обратиться к соответствующим открытым статистическим данным, то получим следующее.
Количество случаев заражения в Восточной Европе: 41 796
Количество случаев заражения в Западной Европе: 705 110
Количество смертей в Восточной Европе: 1 011
Количество смертей в Западной Европе: 60 297
(Данные на 9 апреля 2020 года.)
Не нужно отдельно подчеркивать, насколько огромна разница в цифрах. Хотя мы говорим об относительно сходном количестве людей (соотношение 60 к 40 в пользу Западной Европы), разница в количестве заболевших, а главное, погибших исключительная. По этим данным, в Западной Европе в 17 раз больше заболевших и аж в 60 раз больше погибших.
Исходя из этих данных, можно рассчитать, что сейчас на каждые 296 735 человек в Восточной Европе приходится одна смерть от коронавируса, а в Западной Европе одна смерть на 7 130 человек.
Повторю, что это данные на девятое апреля 2020 года. Учитывая, что кризис еще в самом разгаре, все может, конечно, поменяться, хотя, скорее всего, соотношения не слишком изменятся.
Теперь нам предстоит попытаться узнать, почему разница настолько велика. В связи с этим можно сформулировать несколько теорий. Я перечислю их ниже вне зависимости от их правдоподобности.
Теория номер один. Данные неточные, или подлинные цифры скрываются
Насколько мы можем быть уверены в данных, которые преподносятся как официальные? Всемирная организация здравоохранения, чьи представители работают во всех странах мира, считает эти данные достоверными. Конечно, методы сбора данных (хотя этого и не должно быть) могут варьироваться от страны к стране, а также зависеть от некоторых других факторов. Так, большинство специалистов сходятся во мнении, что подлинные цифры для все стран мира почти точно во много раз выше заявленных, по крайней мере что касается количества зараженных. По оценкам, реальное количество заразившихся COVID-19 в мире может в десять или даже 20 раз превышать заявленное. Причина, разумеется, заключается в том, что проводится недостаточно тестов, и, конечно, если какая-то из стран меньше тестирует, у нее будет меньше количество зараженных COVID-19.
Есть также предположения о том, что по крайней мере некоторые страны Восточной Европы скрывают подлинное положение, намеренно занижая число заразившихся и погибших. Подобные предположения и обвинения зачастую ничем не обоснованы. То же самое говорили (и говорят) о Китае, но факт в том, что город Ухань и провинция Хубэй снова открыты, а КНР не стала бы сама себе стрелять в ногу. Кроме того, обвинять в сокрытии подлинных данных могут и по политическим причинам.
Конечно, численность зараженных можно легко скрыть, можно ошибиться или просто их не выявить. Но есть вторая статистическая графа — количество погибших, а эту цифру скрыть уже труднее. Например, среди стран бывшего социалистического блока у Хорватии одни из лучших показалей. Если бы данные о погибших в Хорватии скрывались, то об этом уже стало бы известно, так как страна маленькая, а реальные данные нашли бы «путь» к общественности.
Поэтому, конечно, нельзя полностью отбрасывать теорию о неточных или скрываемых данных, и стоит ее учитывать. Однако если такое и имеет место быть, то вряд ли скрываемые данные могут сильно сократить разрыв между заболевшими и погибшими от COVID-19 в Западной и Восточной Европе.
Теория номер два. Вирус не распространился на востоке так же, как на западе
Эта теория уже более конкретна. Любой, кто когда-нибудь видел интерактивную карту воздушного движения над Европой, понимает, насколько оживленнее авиационное сообщение на западе, чем на востоке. На карте четко видны различия в плотности транспортного потока в воздухе над Восточной и Западной Европой. Так же было и в январе этого года, когда большинство стран еще не воспринимали коронавирус как нечто крайне опасное. Иными словами, вирус, прибывший из Китая, успел намного больше распространиться по Западной Европе благодаря плотной сети авиарейсов.
Кроется ли в этом причина того, что на востоке настолько меньше заболевших и погибших? Возможно, отчасти, но и тут есть загвоздка. COVID-19, как известно, болезнь очень заразная, и между ее распространением и введением строгих мер прошло достаточно времени. Иными словами, вирус успел широко распространиться и по востоку Европы. Тем не менее факт в том, что западная часть Европы «популярнее» восточной (карты красноречиво свидетельствуют об этом: в небе над Украиной, Румынией, Польшей видны «пустоты»). Эту теорию нужно учесть при прояснении ситуации.
Теория номер три. Менталитет
Эта тема обсуждается с первых дней нынешнего коронавирусного кризиса. Когда Китай начал вводить чрезвычайно жесткие меры и закрыл провинцию Хубэй, многие уже тогда задавались вопросом, возможно ли к чему-то подобному принудить европейского обывателя? С трудом. Однако с западными европейцами дела еще хуже, чем с восточными, потому что навязать им что-то еще труднее. Почему? Из-за менталитета, то есть накопленного опыта, конечно. Жители стран Восточной Европы на протяжении десятилетий жили под однопартийной коммунистической властью. Все эти режимы (кто-то больше, кто-то меньше, но в конечном итоге все) требовали от своих граждан послушания. С тех пор прошли 30 лет, однако образ мышления кое в чем, разумеется, остался прежним. В частности, приказание там, как правило, не обсуждают, а выполняют.
Вообще для кого-то это может прозвучать дико. Кроме того, этот фактор может влиять на внутреннюю политику восточноевропейских стран, где правители чаще авторитарны, в отличие от их западных коллег. Однако сейчас, в особенный период, этот менталитет, вероятно, спасает.
Нет комментариев