15 октября 1961 года на свет появился Вячеслав Геннадьевич Бутусов – один из столпов многострадального русского рока, лидер легендарной группы Наутилус Помпилиус и просто хорошего коллектива Ю-Питер, человек, которым гордится и Екатеринбург, где взошла его звезда, и Санкт-Петербург, где Бутусов и поныне живёт и творит, да и вообще вся страна.
Вячеслав родился в маленьком поселке Бугач, разместившемся рядом с Красноярском. Родителей мальчика зовут Геннадий Дмитриевич и Надежда Константиновна. Жила семья в Бугаче совсем недолго. Вскоре Бутусовы переехали в Ханты-Мансийск, затем в Сургут, а старшие классы Вячеслав оканчивал в Екатеринбурге. После школы юноша стал студентом местного архитектурного института.
В вузе Бутусов знакомится с Дмитрием Умецким, с которым позднее создаст одну из ведущих советских рок-групп. Но пока ребята просто проводили время, играя на гитарах и пытаясь сочинять музыку. Музыканты даже записали дебютный альбом практически в домашних условиях.
Несмотря на серьезное увлечение роком, Вячеславу удалось окончить институт и получить высшее образование. По распределению в качестве инженера-проектировщика молодой человек попал в архитектурное бюро и даже участвовал в разработке внешнего вида станций Екатеринбургского метрополитена.
Музыка влекла Бутусова как магнит. Каждый вечер юноша с друзьями собирался в местном рок-клубе и часами репетировал, оттачивая мастерство игры на гитаре и тембр вокала. Только в 1986 году, когда о свердловской группе узнала вся страна, Вячеслав смог полностью сосредоточиться на любимом деле.
Первый альбом «Переезд» Вячеслав Бутусов записал чуть ли не как демо-кассету. В 1985 году молодой человек в составе группы «Степ» создает запись «Мост», которая много позже будет переиздана как сольник Вячеслава.
В том же году выходит профессионально смонтированный и аранжированный альбом «Невидимка». Именно тогда родились первые версии знаменитых хитов «Князь тишины» и «Последнее письмо» («Гудбай, Америка»). Эти и другие песни с первых альбомов позднее попадут в последующие пластинки.
Через год группа «Наутилус Помпилиус» в составе Бутусова, Умецкого и присоединившегося к ним Ильи Кормильцева выпускает диск, который мгновенно делает музыкантов популярными в масштабах Советского Союза. Это был альбом «Разлука», содержавший песни «Шар цвета хаки», «Скованные одной цепью», «Казанова», «Взгляд с экрана», которые зазвучали из каждого дома по всей стране.
"Для меня музыка – вообще тяжелый труд: мне всегда было сложно выходить на сцену и общаться с большим количеством народа.
Стесняюсь ужасно..."
Не меньшую популярность снискала и следующая запись «Князь тишины», на которую впервые была издана проникновенная баллада «Я хочу быть с тобой». Перестройка внесла коррективы – рок перестали запрещать, а в 1989 году группа «Наутилус» даже получила премию Ленинского комсомола, в главном издании организации ВЛКСМ «Смена» стали появляться положительные статьи о творчестве музыкантов.
Её лидеры отнеслись к этому событию по-разному: автор большинства текстов группы Илья Кормильцев от премии отказался, бас-гитарист Дмитрий Умецкий явился на вручение, получил премию и, если верить Алексею Дидурову, купил на эти деньги огромный белый «Линкольн», а Бутусов занял промежуточную и вполне человечную позицию. На вручение он не явился, а деньги отдал на благотворительность.
В 1993 году выходит альбом «Наутилуса Помпилиуса» «Чужая земля», песня из которого – «Прогулки по воде» – стала народным хитом. На нее были записаны два клипа, композицию перепевали другие группы и исполнители – «ДДТ», «Калинов мост», «Выход», Елена Ваенга. Сам автор называл песню общечеловеческой притчей, а не пересказом религиозного сюжета.
«Наутилус Помпилиус» просуществовал 15 лет, при этом состав регулярно менялся. Группа перебралась в столицу советского рока – Ленинград, где начался новый период в творческой биографии музыкантов, не менее плодотворный, чем предыдущий. Музыкальный коллектив выпустил 12 студийных альбомов, не считая нескольких концертных записей. Первым записанным в Северной столице альбомом группы стал диск «Крылья», куда вошли треки «Одинокая птица», «Живая вода», «Христос». Релиз диска состоялся в 1996 году.
Видео удалено или не является публично доступным
"Я лично воспринимаю то, что делаю, как служение. В любом действии должен быть какой-то смысл, иначе все происходит впустую. Я не придумал ничего нового: все, что транслируется в моих песнях, — это давно известные вещи, которые я сам только начинаю осваивать."
Помимо перечисленных, хитами становились песни «Прогулки по воде», «На берегу безымянной реки», «Титаник», «Дыхание».
В 90-ые неизменными участниками «Нау» были только Вячеслав Бутусов (вокал) и Илья Кормильцев (автор текстов, сопродюсер), все остальные музыканты периодически менялись.
Во второй половине 90-х Вячеслав Бутусов начал сотрудничество с режиссером Алексеем Балабановым. Постановщик пригласил музыканта на эпизодическую роль в социальную драму «Брат», для которой Вячеслав также записал саундтрек. Позднее режиссер использовал для второй части блокбастера с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли песню Бутусова «Гибралтар-Лабрадор», которую тот создал для диска «Пятиугольный грех», она
прозвучала во второй части Брата, равно как и Гудбай Америка. Также Бутусов участвовал в написании музыки к фильму Жмурки, который ему, правда, в итоге не понравился.
Видео удалено или не является публично доступным
Популярность группы начинала угасать, но тут вышел фильм «Брат» режиссера Алексея Балабанова с музыкой «Наутилуса», и это создало новую волну популярности группы, однако уже тогда Бутусов решил распустить «Нау», посчитав, что та в нынешнем своем виде себя изжила.
Через 4 года Вячеславом Бутусовым и Юрием Каспаряном была создана новая группа «Ю-Питер». Эти двое, а также Алексей Андреев и Евгений Кулаков вот уже много лет колесят по стране и практически всегда исполняют «солянку» из песен самого «Ю-Питера», а также «Наутилуса» и «Кино».
В 1997 году Вячеслав Бутусов начинает сольную карьеру. Музыкант выпустил самостоятельные альбомы «НезаконНоРожденный …» и «Овалы», куда вошли хиты «Берег», «Вертолет», «Звездочка», «Птица-паровоз».
Артист выпустил совместный диск «Элизобарра-торр» с петербургской командой «Deadушки». На песни альбома «Настасья», «Триллипут» создает клипы. Треки «Запасные сны» и «Моя звезда» становятся хитами.
Для записи альбома «Звездный падл» Бутусов собирает музыкантов группы «Кино», распавшейся после смерти Виктора Цоя. Вместе с гитаристом Юрием Каспаряном Вячеслав создает новый коллектив «Ю-Питер».
Эта группа стартовала с песни «Ударная любовь» и дебютного альбома «Имя рек». Затем последовали пластинки «Биографика», «Богомол», «Цветы и тернии» и последняя на сегодняшний день «Гудгора». Главными хитами этого коллектива считаются «Песня идущего домой», «Девушка по городу» и «Дети минут». Кстати, перед выходом диска «Гудгора» несколько песен вышли в качестве самодельных клипов, которые собственноручно монтировал Вячеслав Бутусов.
"Существуют законы вселенские и законы местечковые, по каким законам живет человек
— зависит от масштаба его мироощущения."
В 2006 году между Бутусовым и Кормильцевым разразился нешуточный конфликт, вызванный выступлением Вячеслава на пропутинском политическом форуме «Селигер-2006» перед участниками почившего в бозе движения «Наши». «Слава, пой «про девушку»! Твоей новой публике наши старые песни ни к чему!» — заявил тогда Кормильцев.
"Когда патриотизм проявляется на рефлекторном уровне, только потому, что ты — житель этой страны, в этом, мне кажется, есть какое-то лукавство. Чувство патриотизма во мне лично вызвано благодарностью за то, что я живу именно в том месте, где мне предназначено жить. Если бы я мог выбрать другое место, мог давно бы уже там скрючиться."
Вячеслав Геннадьевич не только талантливый музыкант, кроме музыки и текстов для песен, Бутусов пишет стихи и прозу. В 2007 году певец издал первую книгу «Виргостан», в которую вошли повести музыканта. Затем вышли произведения «Антидепрессант. Со-Искания» (совместно с Николаем Якимчуком) и «Архия». Первая из них содержит, помимо двух повестей, ещё и так называемый словарь житейских состояний.
"Нельзя сказать, что я стал писателем. Я просто увлекся графоманством. Это хобби. Я пишу для друзей. Записываю свои мысли, чтоб не забыть. Мне предложили это опубликовать, и я согласился."
Ещё артист вспомнил давнее увлечение рисованием. Сборник стихов Ильи Кормильцева вышел с иллюстрациями, созданными рукой Бутусова.
Дважды Вячеславу довелось выступить в роли иллюстратора. В этом качестве он поработал над собственной книгой Архия и сборником стихов Ильи Кормильцева "Скованные одной цепью", он вышел с иллюстрациями, созданными рукой Бутусова.
Если в советские времена музыкант олицетворял собой некую таинственную фигуру, то последние годы ему все чаще хочется выговориться. В недавней беседе с репортерами портала "Интервью" он признался, что если для большинства рок-исполнителей живой концерт – определенный обмен энергией со своими слушателями, то для Вячеслава живое исполнение на сцене, как правило, становится истинным мучением.
"Для меня концерт – это всегда мучение, преодоление. Выходя на аудиторию, пусть даже на небольшую, я очень тяжело выдерживаю этот натиск..."
Что ж, феномен Вячеслава Бутусова все последние десятилетия поистине остается загадкой. В то время, как большинство рок-коллективов эпохи 80-х ушло в небытие, оставив о себе память лишь на пластинках – коллектив Бутусова даже после "распада" получает всенародную любовь.
В карьере известного музыканта бывало всякое. Тут и попытки "понять себя" при помощи алкоголя, и бурная молодость с "окончательными" уходами со сцены и многое другое. Но сегодня Бутусов давно другой. Он не скрывает своих истинных эмоций, не занимается тем, чем бы ему не хотелось и просто занимается главным – своим творчеством...
Премьера клипа, дата выхода 15.10.2020.
Ты заметил, что кто-то из твоих знакомых, друзей не понял все-таки твоего отсутствия на панихиде по Кормильцеву?
Знаешь, я понял, что тут бесполезно оправдываться или что-то объяснять. Если люди себе что-то определенное втемяшили в голову, то чтобы выковырять это оттуда, им надо трепанацию черепа делать. И то вряд ли это поможет.
Я до последнего момента общался с Ильей, до последнего. Пока, находясь в Швейцарии, не узнал, что сегодня утром его не стало. Более того, я делал отчаянные попытки оформить там британскую визу, и к этому процессу прикладывали усилие многие, включая Питера Гэбриэла, который сделал специальное письмо, где просил, чтобы мне в одной из европейских стран, где я буду находиться в конкретный момент (а мы тогда колесили по Европе), в качестве исключения, открыли британскую визу. Ну, то есть чтобы я не возвращался ради этого в Россию. Письмо это мне передала Севара Назархан, которая работает с Гэбриэлом.
Была сделана бумага с гербами для "русской суперзвезды&qu...ЕщёТы заметил, что кто-то из твоих знакомых, друзей не понял все-таки твоего отсутствия на панихиде по Кормильцеву?
Знаешь, я понял, что тут бесполезно оправдываться или что-то объяснять. Если люди себе что-то определенное втемяшили в голову, то чтобы выковырять это оттуда, им надо трепанацию черепа делать. И то вряд ли это поможет.
Я до последнего момента общался с Ильей, до последнего. Пока, находясь в Швейцарии, не узнал, что сегодня утром его не стало. Более того, я делал отчаянные попытки оформить там британскую визу, и к этому процессу прикладывали усилие многие, включая Питера Гэбриэла, который сделал специальное письмо, где просил, чтобы мне в одной из европейских стран, где я буду находиться в конкретный момент (а мы тогда колесили по Европе), в качестве исключения, открыли британскую визу. Ну, то есть чтобы я не возвращался ради этого в Россию. Письмо это мне передала Севара Назархан, которая работает с Гэбриэлом.
Была сделана бумага с гербами для "русской суперзвезды", и я должен был обратиться с ней в посольство Великобритании сначала в Париже. Но туда я не успел, и мне назначили рандеву в британском консульстве в Кельне, но и оно не состоялось... Я впервые был в состоянии такой дезорганизованности, растерянности... Впал в жуткий мрачняк... Теперь уже понимаю, что, может, надо было на все плюнуть и как-то все же пробиться в Лондон...
Но во мне была какая-то надежда, что у Ильи все выправится или хотя бы перейдет в какую-то некритическую стадию. И то известие, что я услышал, когда мы добрались до Швейцарии, стало для меня неожиданностью.
Мы общались с ним до конца, когда он уже не мог говорить, мы обменивались эсэмэсками. Я чувствовал, что он в таком состоянии, когда нет смысла задавать ему какие-то дебильные вопросы. Его разум отсекал все лишнее, любую ерунду и выбирал только значимое в ту минуту.
Мы разговаривали предельно конкретно. Когда начались разговоры о материальной и прочей помощи, я спросил его: "Ты сам сейчас как представляешь, что может помочь тебе в теперешнем состоянии?" И он сказал: "Чудо". Про остальное я говорить не буду. Это носит сугубо личный характер.
Хочу только еще раз тебе сказать, что говорю все это не в оправдание свое и не чтобы восстановить какое-то там собственное реноме. Виню себя до сих пор. Потому что уверен, если бы я добрался тогда до него, то все могло быть иначе. И от этого я до сих пор чувствую тяжесть на сердце. Есть в этом что-то бесповоротное...
Вы успели простить друг другу что-то, что того требовало?
Это мы сделали сразу, еще до его отъезда в Англию. Мы встретились, простили друг другу всякие свои порывы, психозы, обиды и прочую невзрослую ерунду и наладили общение.
Но смерть Кормильцева многое в моем сознании поменяла. Нельзя поверхностно относиться к вещам, которые казались мне незначительными. Все наши мелкие прегрешения, какие-то странные поступки - все приводит к смерти. Все эти твари ядовитые съедают нас изнутри. Надо гнать бесов...
"Крылья", которые звучат в конце многих твоих выступлений, это теперь посвящение Кормильцеву?
Ну, наверное. Есть ведь такая условность. Хотя для меня существуют вещи куда более важные. То, что я об этом человеке помню, чувствую его присутствие рядом. Он мне даже во сне приснился. Я тогда ехал в поезде. Мы с Ильей просто сидели, разговаривали, и он мне ответил на все вопросы, которыми я себя мучил. И я в какой-то степени успокоился после этого. Все казалось настолько реальным, что только утром я осознал - это был сон... http://worldelectricguitar.ru/articles/vyacheslav_butusov_interview_9.php
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4
Знаешь, я понял, что тут бесполезно оправдываться или что-то объяснять. Если люди себе что-то определенное втемяшили в голову, то чтобы выковырять это оттуда, им надо трепанацию черепа делать. И то вряд ли это поможет.
Я до последнего момента общался с Ильей, до последнего. Пока, находясь в Швейцарии, не узнал, что сегодня утром его не стало. Более того, я делал отчаянные попытки оформить там британскую визу, и к этому процессу прикладывали усилие многие, включая Питера Гэбриэла, который сделал специальное письмо, где просил, чтобы мне в одной из европейских стран, где я буду находиться в конкретный момент (а мы тогда колесили по Европе), в качестве исключения, открыли британскую визу. Ну, то есть чтобы я не возвращался ради этого в Россию. Письмо это мне передала Севара Назархан, которая работает с Гэбриэлом.
Была сделана бумага с гербами для "русской суперзвезды&qu...ЕщёТы заметил, что кто-то из твоих знакомых, друзей не понял все-таки твоего отсутствия на панихиде по Кормильцеву?
Знаешь, я понял, что тут бесполезно оправдываться или что-то объяснять. Если люди себе что-то определенное втемяшили в голову, то чтобы выковырять это оттуда, им надо трепанацию черепа делать. И то вряд ли это поможет.
Я до последнего момента общался с Ильей, до последнего. Пока, находясь в Швейцарии, не узнал, что сегодня утром его не стало. Более того, я делал отчаянные попытки оформить там британскую визу, и к этому процессу прикладывали усилие многие, включая Питера Гэбриэла, который сделал специальное письмо, где просил, чтобы мне в одной из европейских стран, где я буду находиться в конкретный момент (а мы тогда колесили по Европе), в качестве исключения, открыли британскую визу. Ну, то есть чтобы я не возвращался ради этого в Россию. Письмо это мне передала Севара Назархан, которая работает с Гэбриэлом.
Была сделана бумага с гербами для "русской суперзвезды", и я должен был обратиться с ней в посольство Великобритании сначала в Париже. Но туда я не успел, и мне назначили рандеву в британском консульстве в Кельне, но и оно не состоялось... Я впервые был в состоянии такой дезорганизованности, растерянности... Впал в жуткий мрачняк... Теперь уже понимаю, что, может, надо было на все плюнуть и как-то все же пробиться в Лондон...
Но во мне была какая-то надежда, что у Ильи все выправится или хотя бы перейдет в какую-то некритическую стадию. И то известие, что я услышал, когда мы добрались до Швейцарии, стало для меня неожиданностью.
Мы общались с ним до конца, когда он уже не мог говорить, мы обменивались эсэмэсками. Я чувствовал, что он в таком состоянии, когда нет смысла задавать ему какие-то дебильные вопросы. Его разум отсекал все лишнее, любую ерунду и выбирал только значимое в ту минуту.
Мы разговаривали предельно конкретно. Когда начались разговоры о материальной и прочей помощи, я спросил его: "Ты сам сейчас как представляешь, что может помочь тебе в теперешнем состоянии?" И он сказал: "Чудо". Про остальное я говорить не буду. Это носит сугубо личный характер.
Хочу только еще раз тебе сказать, что говорю все это не в оправдание свое и не чтобы восстановить какое-то там собственное реноме. Виню себя до сих пор. Потому что уверен, если бы я добрался тогда до него, то все могло быть иначе. И от этого я до сих пор чувствую тяжесть на сердце. Есть в этом что-то бесповоротное...
Вы успели простить друг другу что-то, что того требовало?
Это мы сделали сразу, еще до его отъезда в Англию. Мы встретились, простили друг другу всякие свои порывы, психозы, обиды и прочую невзрослую ерунду и наладили общение.
Но смерть Кормильцева многое в моем сознании поменяла. Нельзя поверхностно относиться к вещам, которые казались мне незначительными. Все наши мелкие прегрешения, какие-то странные поступки - все приводит к смерти. Все эти твари ядовитые съедают нас изнутри. Надо гнать бесов...
"Крылья", которые звучат в конце многих твоих выступлений, это теперь посвящение Кормильцеву?
Ну, наверное. Есть ведь такая условность. Хотя для меня существуют вещи куда более важные. То, что я об этом человеке помню, чувствую его присутствие рядом. Он мне даже во сне приснился. Я тогда ехал в поезде. Мы с Ильей просто сидели, разговаривали, и он мне ответил на все вопросы, которыми я себя мучил. И я в какой-то степени успокоился после этого. Все казалось настолько реальным, что только утром я осознал - это был сон...
http://worldelectricguitar.ru/articles/vyacheslav_butusov_interview_9.php