Привлекают внимание открытки, посвящённые историческим темам, русской природе, а также пасхальная открытка, издававшаяся специально к одному из самых крупных и любимых на Руси праздников православной церкви, и, конечно, рождественская открытка. На дореволюционных открытках, созданных русскими авторами, не было Деда Мороза, он - фигура иноземная, которую стали раскручивать в советские времена. А тогда были в ходу христославы с вифлеемской звездой, ряженые, добродушные колдуны, дети и лошади: тройки, пристяжные, в яблоках.
К другим крупным издательствам, осуществляющим выпуск иллюстрированных открыток, относится и основанное в конце 90-х годов в Петербурге издательство А. Фельтена, известного антиквара и владельца эстампного магазина. Оно специализировалось на выпуске открыток, выполненных в технике офорта. Русским гравёром М. Рундальцевым на рубеже XIX-XX веков была исполнена для открыток этого издательства серия офортов с величайших произведений мировой живописи из собрания Государственного Эрмитажа. Выпущенные небольшими тиражами, открытки этого издательства являются подлинными произведениями графического искусства и сегодня представляют большую редкость.
Более полутора тысяч открыток - многокрасочных репродукций с картин русских и зарубежных художников, видов городов России и портретов артистов петербургских театров - выпустило издательство «Ришар» в Петербурге. Благодаря ему, например, русский зритель познакомился с живописью на темы русской истории художника В.И. Якоби («Шуты при дворе Анны Иоанновны», «Свадьба в ледяном доме» и др.).
Около полутора сотен открыток-репродукций с картин художников-передвижников было выпущено издательством А. Маковского и А. Лажечникова; на открытках «Любанского общества попечения о бедных» Ольги Дьяковой (Санкт-Петербург), начавших выходить в годы первой мировой войны, репродуцировались картины, экспонировавшиеся на выставках Петроградского общества художников.
Высоким качеством полиграфического исполнения отличались открытки, выпускавшиеся издательствами «Русский музей» в Петербурге, «Дациаро» и «И. Кнебель» в Москве, «Ленц и Рудольф» в Риге, «Рассвет» в Киеве и др.
Изобразительные открытки печатались лучшими русскими типографиями, в том числе «Р. Голике и А. Вильборг», А.А. Левенсона, Экспедицией заготовления государственных бумаг. Одновременно множество мелких издательств выпускало антихудожественные открытки самой разнообразной тематики.
Массовость, доступность, мобильность, злободневность, художественная выразительность сделали открытку одним из важнейших средств пропаганды и агитации в период первой русской революции. Не имеющие выходных сведений, изданные анонимно или под псевдонимом, открытки этого времени отражают революционную борьбу рабочего класса, протест трудящихся против насилия и гнёта, показывают картины жестоких расправ царского правительства. К числу последних принадлежит, например, открытка «Баррикада из конок на Лесной улице» и более поздняя - «Жертвы Ленских золотых приисков, 4 апреля 1912 г.». Выходные данные на открытках отсутствуют.
Широкое распространение в этот период получили открытки-листовки агитационного содержания, выпускавшиеся различными политическими партиями и организациями, в том числе социал-демократическими, либерально-буржуазными, черносотенными и другими, а также сатирические рисунки-открытки.
Выпуск открыток революционной тематики (портретов, репродукций, листовок) осуществлял книжный склад «Вперед» (1906-07 гг.) - первое крупное легальное большевистское издательство, созданное при непосредственном участии В.И. Ленина. Открытки этого издательства являлись первой в России обширной подборкой репродукций с произведений изобразительного искусства разных времён и народов, отражающих революционную тематику. Среди них, например, открытка-репродукция с картины Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» и другие. Всего издательством было выпущено 85 открыток-репродукций с картин художников и сорок портретов революционных деятелей.
В период реакции началось господство открыток, ориентированных на вкусы обывателя. Выходило огромное число открыток с изображениями ангелочков, лубочных удальцов, так называемых «ню», в чем особенно преуспели художники-«открыточники» С. Соломко, Ю. Клевер, Елизавета Бем и другие. Выпускались «наполеоновские» серии (1912-1913) на сюжеты картин, где семейная и походная жизнь французского императора преподносилась как идеал. С ними полемизировали сатирические «наполеоновские» серии открыток-карикатур на ту же тему и другие.
После начала первой мировой войны жестокости цензуры еще усилились. Царское правительство всячески в это время поощряло лишь открытки ура - патриотического содержания, в подавляющем большинстве представлявшие грубые карикатуры на противника. Новые темы принесла Февральская революция. Появились открытки, приветствующие падение самодержавия, карикатуры на низложенных царских особ и другие.
Конякина Т.Ю., Агафонова М.В. Художественная открытка конца XIX – начала XX вв.
Комментарии 4