Это было 5 октября 1943 г. После кровопролитных боев под Ржевом и Смоленском наша 159 стрелковая дивизия ступила на белорусскую землю. Бойцы горели желанием скорее освободить многострадальный белорусский народ от угнетения фашистов.
А гитлеровцы, наоборот, возвели могучую оборону и мечтали надолго окопаться в Беларуси и не уступали без боя ни одного метра земли.
Первому стрелковому батальону, в котором я служил заместителем командира по политчасти, предстояла задача освободить деревни Клименки и Александрию Дубровенского района. Когда мы перебрались через речку Мерея и пошли в наступление, гитлеровцы кинулись в контратаку. Бойцы залегли, открыли по врагу огонь с минометов, пулеметов и автоматов. Контратака гитлеровцев захлебнулась.
Коммунисты и комсомольцы батальона, которых насчитывалось более ста человек, пламенным словом, личным примером и отвагой вдохновляли бойцов на ратные подвиги в борьбе с врагом. Батальон немного продвинулся вперед. Однако гитлеровцы не отказались от своей задумки откинуть советских воинов за Мерею. Подтянув новые резервы, они снова и снова шли в атаку.
Холодный октябрьский день был жарким для каждого из нас.
Исключительное мужество в этом бою проявил комсомолец Макарченко. Он уничтожил 19 гитлеровцев. Пулеметчик Махмут Валеев, оставшись один на два пулемета, умело маневрировал и огнем уничтожал врага поочередно с двух точек. Хорошим снайпером зарекомендовал себя кандидат в члены КПСС младший сержант Митрофанов. Огнем из карабина он уничтожил 9 гитлеровцев, в том числе двух снайперов.
Отважно действовали на дубровенской земле комсомольцы пулеметного расчета младшего сержанта Шершнева. Под их огнем нашли бесславный конец более двух десятков гитлеровцев. Пулеметчики подавили огневую точку противника, которая мешала нашим бойцам продвигаться вперед.
Комсомолец т. Чуб, в трудные минуты гибели командира взвода, сменил его в бою. Он умело руководил взводом во время фашистских атак, которые повторялись 17 раз в день.
Достойными звания советских офицеров оказались командиры первой и пятой стрелковых рот старший лейтенант Задиркин и младший лейтенант Кадулин. Они бесстрашно ввели в бой свои подразделения и первыми вступили в населенные пункты Клименки и Александрия.
Однако во время последней контратаки фашисты бросили в бой 8 танков. Боеприпасы у нас были на исходе. Доставить их было никак. Гитлеровцы все переправы через Мерею держали под постоянным артиллерийским огнем. Положение было критическим. Через редкую линию артогня несколько вражеских танков прорвали нашу оборону и стали месить траншеи. И все же, никто с бойцов не покачнулся, не отступил. Автоматным огнем бойцы отрезали пехоту врага от танков, и те, вынуждены были повернуть назад. Так были освобождены первые две деревни на белорусской земле.
Нелегко досталась нам Победа. Более половины личного состава батальона вышло со строя. Смертью храбрых погибли командир первой стрелковой роты старший лейтенант Задиркин, комсорг пулеметной роты Озимов, отважные бойцы Степанов, Гаврилов, Власов, Красиков и т.д. Много раненых было направлено в госпиталь.
Советское правительство высоко оценило подвиг батальона на белорусской земле. За проявленное мужество и отвагу в борьбе с гитлеровцами при освобождении деревень Клименки и Александрия, 43 человека были награждены боевыми орденами и медалями.
Николай Кичатый, старший лейтенант запаса
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев