Предыдущая публикация
В православном календаре - каждый день праздничный, если нет великого праздника, то непременно память святых или чудотворных икон. В этой теме вся информация о праздниках текущего дня. ПОМНИТЕ - КАЖДЫЙ ДЕНЬ СВЯТ!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9 517
Вторник
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Поста нет
Преподобный Герман Соловецкий был родом из города Тотьмы Пермской епархии. Раньше других иноков он побывал на Соловках. Возможно, он посещал Соловецкие острова в 1428 году с поморами, но в одиночестве не решился там жить. Он вернулся на Поморский берег и остался при часовне в селении Сорока на реке Выг, где встретил преподобного Савватия.
В 1429 году подвижники переселились на пустынный Соловецкий остров и провели около шести лет в трудах, посте и молитве. Повседневный труд и составлял главный подвиг преподобного Германа. В 1435 году, когда почил преподобный Савватий, инок Герман ненадолго вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они достигли Большого Соловецкого острова и вскоре основали общежительный монастырь.
Подвижник Герман более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвен...ЕщёКАЛЕНДАРЬ
Вторник
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Поста нет
Преподобный Герман Соловецкий был родом из города Тотьмы Пермской епархии. Раньше других иноков он побывал на Соловках. Возможно, он посещал Соловецкие острова в 1428 году с поморами, но в одиночестве не решился там жить. Он вернулся на Поморский берег и остался при часовне в селении Сорока на реке Выг, где встретил преподобного Савватия.
В 1429 году подвижники переселились на пустынный Соловецкий остров и провели около шести лет в трудах, посте и молитве. Повседневный труд и составлял главный подвиг преподобного Германа. В 1435 году, когда почил преподобный Савватий, инок Герман ненадолго вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они достигли Большого Соловецкого острова и вскоре основали общежительный монастырь.
Подвижник Герман более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в будничных трудах природные тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.
В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Тайн и мирно предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах и совершили погребение в веси Ховроньиной на берегу реки Свири.
Через пять лет, при игумене Исаии, братия перенесли святые мощи преподобного Германа в Соловецкую обитель и положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.
С 1692 года по благословению патриарха Иоакима установлено церковное почитание преподобного Германа.
Ныне святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Жела́нием духо́вным от ю́ности распаля́емь, преподо́бне Ге́рмане,/ Христу́ те́сным жития́ путе́м после́довал еси́/ и, в морски́й пусты́нный о́стров, а́ки в ти́хое приста́нище, всели́вся,/ в нем мно́га ле́та по́стнически пожи́л еси́,/ иде́же блаже́нным отце́м Зоси́ме и Савва́тию сожи́тель был еси́,/ с ни́миже моли́ Христа́ Бо́га о нас,// любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́.
Вы́шних жела́я,/ вся до́лу влеку́щая возненави́дел еси́/ и, отече́ство свое́ оста́вль,/ в помо́рие пусты́нное отше́л еси́,/ та́же в морски́й о́стров удали́вся,/ в нем мно́га ле́та Го́сподеви порабо́тал еси́./ Те́мже, па́мять твою́ пра́зднующе,/ любо́вию вопие́м ти:// ра́дуйся, Ге́рмане Богому́дре, о́тче наш.
Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на, Криске́нта, Епене́та и Андрони́ка
Мч. Иоа́нна Воина (IV).
Прп. Анато́лия II Оптинского, Младшего (1922).
Сщмчч. Полихро́ния, епископа Вавилонского, Парме́ния, Ели́мы и Хрисоте́ля, пресвитеров, Луки́ и Муко́, диаконов, мчч. Авдо́на и Сенни́са, князей Персидских, и Оли́мпия и Максима (ок. 251).
Сщмч. Валенти́на (Уаленти́на) Интерамского (Италийского), епископа, и трех учеников его мчч. Про́кула, Ефи́ва и Аполло́ния и прав. Аву́ндия (ок. 273).
Собор Самарских святых.
Прп. Ангели́ны, деспотисы Сербской (ок.1520).
Сщмч. Иоа́нна Плотникова, диакона (1918).
Среда
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Постный день
Святитель Герман Осерский (448 г.) родился в Осере (Auxerre) в христианской семье. После школы отправился в Рим, стал юристом, женился и вернулся на родину, получив назначение на пост «дукса» (позднее это слово стало означать «герцог»), правителя пограничных районов Арморики.
Когда в 418 году скончался епископ Осера Аматор, святого избрали на его место. Святитель Герман прославился тем, что не гнушался сам ухаживать за бедняками, кормить их обедами, строил церкви и монастыри, и тем, что сумел выпросить у префекта Галлии снижение налогов для Арморики.
В 429 году Герман вместе с епископом Труа Лупом был послан на Британские острова бороться с пелагианской ересью, а попал в разгар военных действий: на бриттов напали пикты и саксы. Беда Достопочтенный сообщает, что святитель помог одержать победу при помощи хитрости...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Среда
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Постный день
Святитель Герман Осерский (448 г.) родился в Осере (Auxerre) в христианской семье. После школы отправился в Рим, стал юристом, женился и вернулся на родину, получив назначение на пост «дукса» (позднее это слово стало означать «герцог»), правителя пограничных районов Арморики.
Когда в 418 году скончался епископ Осера Аматор, святого избрали на его место. Святитель Герман прославился тем, что не гнушался сам ухаживать за бедняками, кормить их обедами, строил церкви и монастыри, и тем, что сумел выпросить у префекта Галлии снижение налогов для Арморики.
В 429 году Герман вместе с епископом Труа Лупом был послан на Британские острова бороться с пелагианской ересью, а попал в разгар военных действий: на бриттов напали пикты и саксы. Беда Достопочтенный сообщает, что святитель помог одержать победу при помощи хитрости: он посоветовал расположить армию в узкой горной долине, а при появлении врага стал кричать «Аллилуйя», и все вторили ему. Горное эхо так умножило звук, что нападавшие переоценили силы обороняющихся и убрались восвояси. В 440 году, впрочем, Герману пришлось еще раз ехать в Британию спорить с пелагианами.
В 432 году святитель рукоположил в епископы Патрика, ставшего просветителем Ирландии.
Святитель Герман отошел ко Господу 31 июля 448 года в Равенне. Мощи святителя покоятся в крипте аббатства Сен-Жермен в Осере, одном из самых живописных мест Бургундии.
Святителю отче Германе, заступниче наш, / Церкве Галльския похвало и украшение, / славу земную и богатство оставил еси, / да смирением последуеши Христу Богу нашему, / ереси поборол еси, / да торжествует вера Православная; / пастырю Оксеррский, убогим прибежище, / моли Христа Бога // помиловатися душам нашим.
Предпразднство Изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.
Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина (IX).
Мц. Иули́тты Кесарийской (Каппадокийской) (304–305).
Прмч. Диони́сия Ватопедского (1822).
Сщмч. Вениами́на (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним прмч. Се́ргия (Шеина), архимандрита и Мчч. Ю́рия Новицкого и Иоа́нна Ковшарова (1922).
Мч. Максима Румянцева (1928).
Сщмч. Влади́мира Холодковского, пресвитера (1937).
Сщмч. Иоа́нна Румянцева, пресвитера, св. Константина Разумова, исп., пресвитера, мц. Анны Серовой и св. Елисаве́ты Румянцевой, исп. (после 1937).
Четверг
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Начало Успенского поста
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", сост...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Четверг
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Начало Успенского поста
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).
Семи мучеников Маккавеев: Ави́ма, Антони́на, Гу́рия, Елеаза́ра, Евсево́на, Али́ма и Марке́лла, матери их мц. Соломони́и и учителя их мч. Елеаза́ра (166 г. до Р. Х.).
Обретение мощей прп. Софи́и Суздальской (1995).
Мчч. в Пергии Памфилийской: Лео́нтия, А́ттия, Алекса́ндра, Кинде́я, Минсифе́я, Кириа́ка, Минео́на, Кату́на и Евкле́я (III).
Сщмч. Дими́трия Павского, пресвитера (1937).
Пятница
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Святой блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года в Москве. Блаженный родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, где мать его Анна горячо молилась.
Отрока отдали в учение сапожному ремеслу. Однажды один купец заказал сапоги и просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. «Сошьем такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. Мастер понял, что Василий не простой человек.
В шестнадцатилетнем возрасте блаженный Василий начал тернистый путь юродства. В палящий зной и лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Вскоре жители признали в нем юродивого, человека Божия, обличителя неправды. У Пречистенских вор...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Пятница
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Святой блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года в Москве. Блаженный родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, где мать его Анна горячо молилась.
Отрока отдали в учение сапожному ремеслу. Однажды один купец заказал сапоги и просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. «Сошьем такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. Мастер понял, что Василий не простой человек.
В шестнадцатилетнем возрасте блаженный Василий начал тернистый путь юродства. В палящий зной и лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Вскоре жители признали в нем юродивого, человека Божия, обличителя неправды. У Пречистенских ворот он увидел беса в облике нищего и немедленно прогнал. Посещая корчмы, блаженный видел зерна добра в падших людях, подкреплял их лаской. Когда святой однажды проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, то со слезами обнимал углы дома. На вопрос, что это значит, он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Очистив великими подвигами и молитвами свою душу, блаженный Василий сподобился дара предвидения. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы, молитвой угасил пожар в Новгороде. Не боялся обличать св. Василий и сильных мира сего. Однажды обличил блаженный царя Иоанна Грозного за то, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Проведя 72 года в подвиге юродства, блаженный Василий скончался 2 августа 1557 г. в возрасте 88 лет. Его тело было погребено в приделе Троицкого храма, который вместе с Собором Покрова, «что на рву», стал в народе именоваться храмом Василия Блаженного.
Прославлен блаженный 2 августа 1588 г.
Житие́ твое́, Васи́лие, нело́жное, и чистота́ нескве́рна,/ Христа́ ра́ди те́ло твое́ изнури́л еси́ посто́м и бде́нием,/ и мра́зом и теплото́ю со́лнечною,/ и слото́ю, и дожде́вным о́блаком,/ и просвети́ся лице́ твое́, я́ко со́лнце,/ и ны́не прихо́дят к тебе́ Росси́йстии наро́ди и вси́ лю́дие,/ прославля́юще свято́е твое́ успе́ние./ Тем Христа́ Бо́га моли́,/ да изба́вит ны от ва́рварскаго плене́ния и междоусо́бныя бра́ни,// и мир ми́рови пода́ст, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Ду́хом Бо́жиим води́м, преблаже́нне Васи́лие,/ отря́сл еси́ мирски́й мяте́ж,/ и жития́ треволне́ния возгнуша́лся еси́,/ и совле́кся одея́ний тле́нных, и обле́кся в ри́зу безстра́стия,/ убежа́л еси́ ловле́ния льсти́ваго мироде́ржца,/ и был еси́ стра́нен во твое́м язы́це,/ и, па́че земна́го бога́тства избра́в бога́тство Небе́сное,/ увя́злся еси́ венце́м терпе́ния./ И ны́не, преблаже́нне Васи́лие, моли́ Христа́ Бо́га/ о творя́щих святу́ю па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие.
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика Стефа́на, архидиакона (ок. 428).
обре́тение мощей правв. Никоди́ма, Гамалии́ла и сына его Ави́ва.
Блж. Васи́лия Спасо-Кубенского (Каменского) (XV).
Сщмч. Стефа́на I, папы Римского, и иже с ним (257).
Мч. Афана́сия Жуланова (1918).
Прмч. Плато́на (Колегова), иеромонаха (1937).
Иконы Божией Матери: Ачаирская (XXI).
Суббота
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Суббота
Седмица 10-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.
Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне.// Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне.
Прпп. Далма́та и Фавста (IV–V).
Прп. Анто́ния Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).
Мч. Ражде́на Перса, первомученика Грузинского (457) (Груз.).
Прп. Космы́ отшельника (VI).
Сщмч. Вячесла́ва Луканина, диакона (1918).
Сщмч. Николая Померанцева, пресвитера (1938).
 17 августа 2025 (4 августа по ст. стилю)
Воскресение
Неделя 10-я по Пятидесятнице
Успенский пост
 День памяти Святителя АРСЕНИЯ ЭЛАССОНСКОГО, архиепископа Суздальского (1550–1625).
Святитель Арсений (в миру Апостолис) родился около 1550 года в Греции в потомственной священнической семье. Он был пятым ребенком. Двое из его старших братьев стали епископами, двое — иеромонахами. Когда Апостолису было десять лет, скончался его отец, мать приняла иноческий постриг, а сына отдала на воспитание самому старшему сыну, епископу Стагонскому Иоасафу. Апостолис получил хорошее церковное образование, в 22 года был пострижен в монашество с именем Арсений. В 35 лет Арсений был уже греческим архиепископом.
В 1585 году святитель в составе посольства приехал в Россию и остался тут навсегда.
Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Здесь он много и упорно трудился: составил на греческом языке службу Василию Блаженному и передал ее в Грецию.
Именно он встречал Дмитрия Пожа...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 
 17 августа 2025 (4 августа по ст. стилю)
Воскресение
Неделя 10-я по Пятидесятнице
Успенский пост
 День памяти Святителя АРСЕНИЯ ЭЛАССОНСКОГО, архиепископа Суздальского (1550–1625).
Святитель Арсений (в миру Апостолис) родился около 1550 года в Греции в потомственной священнической семье. Он был пятым ребенком. Двое из его старших братьев стали епископами, двое — иеромонахами. Когда Апостолису было десять лет, скончался его отец, мать приняла иноческий постриг, а сына отдала на воспитание самому старшему сыну, епископу Стагонскому Иоасафу. Апостолис получил хорошее церковное образование, в 22 года был пострижен в монашество с именем Арсений. В 35 лет Арсений был уже греческим архиепископом.
В 1585 году святитель в составе посольства приехал в Россию и остался тут навсегда.
Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Здесь он много и упорно трудился: составил на греческом языке службу Василию Блаженному и передал ее в Грецию.
Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти.
Он участвовал в учреждении патриаршества на Руси и сослужил в рукоположении Первого Московского и Всея Руси Патриарха Иова, принимал участие в избрании и венчании на царство царя Михаила Феодоровича.
Святитель делал богатые пожертвования в различные обители Руси, Греции, Афона, Иерусалима.
В 1615 году он был назначен на Суздальскую кафедру.
За время пребывания Арсения Элассонского на Суздальской кафедре известны следующие его вклады: в 1619 г. в Николо-Шартомский монастырь рукописное Евангелие с собственноручной подписью и просьбой поминать его родителей и братьев; в 1623 г. медный ковшичек для теплоты в Боголюбовский монастырь и в 1624 г. такой же ковшичек в Евфросиниев Суздальский монастырь. Вероятно, были и др. пожертвования.
Скончался 29 апреля 1625 года в Суздале, погребен в Суздальском кафедральном Рождественском соборе. Вскоре после кончины установилось его местное почитание.
В 1660 г. над могилой святителя была устроена деревянная гробница и был написан его образ, в храмах Суздаля и епархии появились иконы, на которых Арсений был изображен вместе с канонизированными Суздальскими чудотворцами.
В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан обрел нетленные мощи Арсения Элассонского.
Канонизация святителя Арсения Элассонского, архиепископа Суздальского состоялась в 1982 году с включением его в Собор Владимирских святых.
В 2005 году частица мощей святителя Арсения была передана в Грецию.
 Тропа́рь, глас 4
Благочестия столп непоколебимый явился еси, святителю отче наш Арсение, /светом добродетелей твоих осиявый Суздальский удел. /Ныне же в селениих праведных водворяяся, /яко новая звезда, Небо церковное украшая, просиял еси. /Молися Господеви сыновом российским спастися, //священнолепно чтущим святую память твою.
 Конда́к, глас 8
Божественный гром, труба духовная, /веры насадителю и отсекателю ересей, /Троицы угодниче, /великий святителю Арсение, /со Ангелы предстоя присно, //моли непрестанно о всех нас.
 17 августа церковь также празднует и чтит память:
Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиа́на, Иамвли́ха, Мартиниа́на, Иоа́нна, Диони́сия, Ексакустодиа́на (Константи́на) и Антони́на (ок. 250; 408–450).
Обре́тение мощей прав. Алекси́я Бортсурма́нского, пресвитера (2000).
Прмц. Евдоки́и (И́и) Римляныни (362–364).
Мч. Елевфе́рия Византийского (IV).
Прмч. Михаила (Жука), иеромонахамчч. Симео́на Воробьева и Дими́трия Воробьева (1937).
Иконы Божией Матери: Казанская (Пензенская) (1717).
Понедельник
Седмица 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613–1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Понедельник
Седмица 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613–1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в ХVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня, перестроенная затем по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. Так совершилось его прославление. Лик преподобного описывается так: "Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: „Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити“".
Предпразднство Преображения Господня.
Мч. Евсигни́я Антиохийского (362).
Сщмчч. Анфи́ра (236) и Фа́вия (250), пап Римских.
Мч. По́нтия Римлянина (ок. 257).
Мчч. Канти́дия (Канди́дия), Кантидиа́на и Си́вела, в Египте.
Прав. Но́нны Назианзской, диаконисы, матери свт. Григория Богослова (374).
Сщмч. Стефа́на Хитрова, пресвитера (1920)мцц. Евдоки́и Шейковой, Да́рии Улыбиной, Да́рии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919) сщмч. Си́мона (Шлеева), епископа Уфимского (1921)сщмч. Иоа́нна Смирнова, диакона (1939).
Сегодня Святая Церковь совершает память:
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Сщмч. Николая Заварина, пресвитера (1937).
Иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих радость (Решневская) "
Четверг
Седмица 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Преподобные Савватий, Герман и Зосима Соловецкие жили на рубеже четырнадцатого - пятнадцатого веков. Их почитают как иноков, положивших начало монашеской традиции на Соловках. Савватий долгое время жил в Кирило-Белоезерском монастыре. В поисках уединения он переселился на остров Валаам, однако и там вскоре стало слишком сУетно. Тогда он направился к Белому морю, к пустынному Соловецкому острову. Местные жители удивлялись, как старец будет жить там и добывать пропитание. "У меня такой Владыка,который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта", - отвечал монах. На остров он отправился вместе с другим иноком, Германом. После кончины преподобного Савватия, к Герману присоединился монах Зосима. За несколько лет на Соловках сложилась монашеская община....ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Четверг
Седмица 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Преподобные Савватий, Герман и Зосима Соловецкие жили на рубеже четырнадцатого - пятнадцатого веков. Их почитают как иноков, положивших начало монашеской традиции на Соловках. Савватий долгое время жил в Кирило-Белоезерском монастыре. В поисках уединения он переселился на остров Валаам, однако и там вскоре стало слишком сУетно. Тогда он направился к Белому морю, к пустынному Соловецкому острову. Местные жители удивлялись, как старец будет жить там и добывать пропитание. "У меня такой Владыка,который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта", - отвечал монах. На остров он отправился вместе с другим иноком, Германом. После кончины преподобного Савватия, к Герману присоединился монах Зосима. За несколько лет на Соловках сложилась монашеская община. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Игуменом выбрали Зосиму. По молитвам к преподобным Савватию, Герману и Зосиме не раз происходили чудеса: спасались от бури рыбаки, исцелялись больные. Основанный ими Соловецкий монастырь стал духовной жемчужиной России и Православия. Двадцать первого августа тысяча пятьсот шестьдесят шестого года состоялся торжественный перенос мощей святых в устроенный в их честь придел Преображенского собора монастыря.
Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.
Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.
Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.
Попразднство Преображения Господня.
Свт. Емилиа́на исп., епископа Кизического (815–820).
Прп. Григо́рия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Перенесение мощей прпп. Зоси́мы и Савва́тия Соловецких (1566).
Свт. Миро́на чудотворца, епископа Критского (ок. 350).
Мчч. Елевфе́рия и Леонида.
Прп. Григо́рия Синаита (XIV).
Прмч. Ио́сифа (Баранова), иеромонаха (1918).
Сщмчч. Николая Прозорова и Се́ргия Тихомирова, пресвитеров (1930).
Сщмч. Николая Шумкова, пресвитера (1937).
Сщмч. Никоди́ма (Кроткова), архиепископа Костромского (1938).
Иконы Божией Матери: Толгская (1314).
 22 августа 2025 (9 августа по ст. стилю)
Пятница
Седмица 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост
 День памяти Апостола МАТФИ́Я (ок. 63).
Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим" (Лк.10:1). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян.1:15-26). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами (Деян.6:2,8:14). Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой о...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 
 22 августа 2025 (9 августа по ст. стилю)
Пятница
Седмица 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост
 День памяти Апостола МАТФИ́Я (ок. 63).
Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим" (Лк.10:1). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян.1:15-26). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами (Деян.6:2,8:14). Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.
 Тропа́рь, глас 3
Апо́столе святы́й Матфи́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
 Конда́к, глас 4
Светоза́рное, я́ко со́лнце, во весь мир изше́дшее веща́ние твое́/ просвеща́ет язы́ческую Це́рковь благода́тию,// чудоно́сче Матфи́е апо́столе
 22 августа церковь также празднует и чтит память:
Попразднство Преображения Господня.
Собор Соловецких святых.
Свт. Филаре́та, архиепископа Черниговского (1866).
Мч. Анто́ния Александрийского.
Прп. Псоя Египетского (IV).
Мчч. Иулиа́на, Маркиа́на, Иоа́нна, Иа́кова, Алекси́я, Дими́трия, Фо́тия (Фо́ки), Петра, Лео́нтия, Марии патрикии и других (730).
Прмц. Маргариты (Гунаропуло), игумении (1918).
Воскресение
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, являет собой удивительный пример самоотверженной русской христианки. Она была дочерью дворянина Иустина Недюрова. С молодых лет она жила благочестиво, строго постилась и много времени уделяла молитве. Рано осиротев, она была отдана на попечение родственниц, которые не понимали ее и смеялись. Иулиания сносила всё терпеливо и безропотно. Ее любовь к людям выражалась в том, что она часто ухаживала за больными и шила одежду для бедных. Благочестивая и добродетельная жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазарево (недалеко от Мурома) Юрия Осорьина, который вскоре женился на ней. Родители мужа полюбили кроткую невестку и передали в ее руки управление домом. Домашние заботы не прервали духовных подвигов Иулиании. Она всегда находила время для молитвы ...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Воскресение
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Успенский пост
Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, являет собой удивительный пример самоотверженной русской христианки. Она была дочерью дворянина Иустина Недюрова. С молодых лет она жила благочестиво, строго постилась и много времени уделяла молитве. Рано осиротев, она была отдана на попечение родственниц, которые не понимали ее и смеялись. Иулиания сносила всё терпеливо и безропотно. Ее любовь к людям выражалась в том, что она часто ухаживала за больными и шила одежду для бедных. Благочестивая и добродетельная жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазарево (недалеко от Мурома) Юрия Осорьина, который вскоре женился на ней. Родители мужа полюбили кроткую невестку и передали в ее руки управление домом. Домашние заботы не прервали духовных подвигов Иулиании. Она всегда находила время для молитвы и постоянно готова была накормить сирот и одеть бедных. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, отдавала последний кусок просящему. Когда вслед за голодом началась эпидемия, Иулиания целиком посвятила себя уходу за больными.
У праведной Иулиании было шесть сыновей и дочь. После гибели двух сыновей она решила удалиться в монастырь, но муж уговорил ее остаться в миру, чтобы продолжать воспитывать детей. По свидетельству сына Иулиании – Каллистрата Осорьина, написавшего ее житие, она в это время стала еще более требовательной к себе: усилила пост, молитву, спала ночью не более двух часов, положив под голову полено.
По смерти мужа Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Живя в крайней нищете, она тем не менее всегда была жизнерадостна, приветлива и за всё благодарила Господа. Святая удостоилась посещения святителя Николая Чудотворца и наставления Божией Матери в храмовой молитве. Когда праведная Иулиания отошла ко Господу, то была похоронена рядом с мужем в церкви святого Лазаря. Тут же погребена и ее дочь, схимонахиня Феодосия. В 1614 году были обретены мощи праведной, источавшие благовонное миро, от которого многие получали исцеление.
Просвети́вшися Боже́ственною благода́тию,/ и по сме́рти све́тлость жития́ твоего́ яви́ла еси́:/ источа́еши бо ми́ро благово́нное всем боля́щим на исцеле́ние,/ с ве́рою приходя́щим к моще́м твои́м,/ пра́ведная ма́ти Иулиани́е,/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.
Скоропослу́шливую помо́щницу вси, су́щии в беда́х и боле́знех,/ воспое́м Иулиани́ю святу́ю,/ та бо в ми́ре богоуго́дно поживе́/ и ми́лостыню к ни́щим безме́рну показа́,// сего́ ра́ди обре́те благода́ть чуде́с Бо́жиим ве́дением.
Попразднство Преображения Господня.
Сщмч. Е́впла Катанского (Сицилийского), архидиакона (304).
Прмчч. Фео́дора и Васи́лия Печерских, в Ближних пещерах (1098).
Прп. Фео́дора, инока, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483).
Прп. Иоа́нна Святогорского, затворника, иеросхимонаха (1867).
Мц. Соса́нны девы и с нею мчч. Га́ия, папы Римского, Гави́ния, пресвитера, Кла́вдия, Максима, Препеди́гны, Алекса́ндра и Ку́фия (295–296).
Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 августа).
Сегодня Святая Церковь совершает память:
Отдание праздника Преображения Господня .
Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника; обре́тение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (ок. 1547);
Преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) свт. Ти́хона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.
Мчч. Ипполи́та, Ирине́я, Аву́ндия и мц. Конко́рдии, в Риме (258).
Сщмчч. Иоа́нна Шишева, Иоаса́фа Панова и Константина Попова, пресвитеров (1918); сщмчч. Серафи́ма (Звездинского), епископа Дмитровского, Николая Орлова, Иа́кова Архипова, пресвитеров и Алекси́я Введенского, диакона (1937); мч. Васи́лия Александрина (1942).
Икон Божией Матери: Минская (1500); «Страстна́я» (1641); "Жиздринская Страстная (И Тебе Самой Душу Пройдет Оружие)",«Умягчение злых сердец» (Семистрельная) (1830).
Четверг
Седмица 12-я по Пятидесятнице
Поста нет
Успение Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых праздников, то есть двенадцати самых значимых для Церкви событий, связанных с жизнью Христа и Богоматери. Сегодня Церковь вспоминает кончину Приснодевы Марии. Перед Вознесением Христос завещал попечение о Богородице Иоанну Богослову. Подобно апостолам Божия Матерь также утверждала христианство и проповедовала весть о Спасителе мира. Она побывала в Ефесе, на Кипре, Новом Афоне. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви с апостольских времен. По преданию, незадолго до ее кончины перед Девой Марией предстал архангел Гавриил. Он возвестил о скором переходе Богородицы в жизнь вечную и вручил ей пальмовую ветвь. В эти дни Святой Дух собрал всех апостолов в Иерусалиме. Иоанн Богослов сообщил им горестную и одновременно радостную вест...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Четверг
Седмица 12-я по Пятидесятнице
Поста нет
Успение Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых праздников, то есть двенадцати самых значимых для Церкви событий, связанных с жизнью Христа и Богоматери. Сегодня Церковь вспоминает кончину Приснодевы Марии. Перед Вознесением Христос завещал попечение о Богородице Иоанну Богослову. Подобно апостолам Божия Матерь также утверждала христианство и проповедовала весть о Спасителе мира. Она побывала в Ефесе, на Кипре, Новом Афоне. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви с апостольских времен. По преданию, незадолго до ее кончины перед Девой Марией предстал архангел Гавриил. Он возвестил о скором переходе Богородицы в жизнь вечную и вручил ей пальмовую ветвь. В эти дни Святой Дух собрал всех апостолов в Иерусалиме. Иоанн Богослов сообщил им горестную и одновременно радостную весть. Ученики Христовы поняли, что они здесь для того, чтобы получить благословение Приснодевы. Внезапно в комнате засиял необыкновенный свет. Сам Христос с ангелами сошел с небес. Без всякого телесного страдания, словно засыпая, Богородица предала ему свою душу. Апостолы погребли тело Девы Марии в пещере и затворили дверь камнем. На третий день в Иерусалим прибыл апостол Фома, он не застал похороны и горько сожалел об этом. Остальные пожалели Фому, открыли гроб, но нашли в нем только погребальные пелены. Так они убедились в телесном вознесении Божией Матери на небо. Вечером апостолам явилась Сама Пресвятая Богородица и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». И тогда, и ныне - Приснодева Мария - небесная предстательница перед Господом за всех верующих и упование всех христиан.
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Иконы Божией Матери: София – Премудрость Божия (Новгородская), Успение Киево-Печерская (1073), Успение Овиновская (1425), Успение Псково-Печерская (1472), Успение (Семигородная) (XV), Успение Пюхтицкая (XVI), Моздокская (Иверская) (XIII), Ацкурская
Сегодня Святая Церковь совершает память:
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).
Мч. Диоми́да врача (298); Мчч. 33-х Палестинских.
Прп. Херимо́на Египетского (IV); мч. вел. кн. Константина Брынковяну (1714) (Румын.).
Сщмч. Алекса́ндра Соколова, пресвитера, прмц. Анны (Ежовой), монахини, мч. Иа́кова Гортинского (1937).
Икон Божией Матери: «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) (1904); Фео́доровская (1239).
Воскресение
Неделя 12-я по Пятидесятнице
Поста нет
Преподобный Иоанн Рыльский - один из великих подвижников православия в Болгарии, родился в девятом веке, неподалеку от современной Софии. Рано оставшись сиротой, Иоанн знал и нужду, и тяжкий труд, и несправедливые обиды. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Долгое время об отшельнике никто не знал. Но однажды встревоженное чем-то овечье стадо прибежало к пещере праведника. Вслед пришли и пастухи. Преподобный Иоанн ласково угостил путников росшими неподалеку бобами. Все быстро насытились, и только один пастух исподтишка набивал бобами все карманы. По дороге домой он предложил товарищам перекусить. Каково же было их удивление, когда все стручки оказались пустыми. Раскаявшиеся ...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Воскресение
Неделя 12-я по Пятидесятнице
Поста нет
Преподобный Иоанн Рыльский - один из великих подвижников православия в Болгарии, родился в девятом веке, неподалеку от современной Софии. Рано оставшись сиротой, Иоанн знал и нужду, и тяжкий труд, и несправедливые обиды. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Долгое время об отшельнике никто не знал. Но однажды встревоженное чем-то овечье стадо прибежало к пещере праведника. Вслед пришли и пастухи. Преподобный Иоанн ласково угостил путников росшими неподалеку бобами. Все быстро насытились, и только один пастух исподтишка набивал бобами все карманы. По дороге домой он предложил товарищам перекусить. Каково же было их удивление, когда все стручки оказались пустыми. Раскаявшиеся пастухи вернулись за прощением к старцу. С тех пор к преподобному Иоанну стали приходить больные за исцелением, а здоровые - за мудрым советом. Вскоре рядом с пещерой святого Иоанна возник монастырь. За пять лет до своей кончины преподобный Иоанн Рыльский написал труд «Завет ученикам», ставший одним из памятников болгарской письменности. Мощи святого долго хранились на его родине, в нынешней Софии, а сейчас возвращены в Рыльский монастырь. Частица мощей преподобного Иоанна есть и в России, в городе Рыльске Курской области.
Твои́х моще́й возвраще́нием/ оби́тель твоя́ обогати́ся,/ це́рковь же твоя, прие́мши я́, просвети́ся/ и, крася́щися, ве́рных созыва́ет с весе́лием/ светоно́сный твой све́тло пра́здновати день,/ гряди́те, глаго́лющи,// и приими́те благода́тей дарова́ния.
Тве́рдым умо́м и непреста́нными моли́твами/ бори́теля врага́ си́лу всегуби́тельную до конца́ побори́в,/ досто́йно от Христа́ просла́вился еси́,/ Иоа́нне всеблаже́нне./ Тем твои́х днесь моще́й возвраще́ния/ све́тлый соверша́юще пра́здник в весе́лии,/ согла́сно вопие́м ти:/ ста́ду и лю́дем твои́м ты еси́ с Бо́гом, о́тче преподо́бне,// похвала́ и утвержде́ние.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Мчч. Флора и Лавра (II).
Мчч. Е́рма, Серапио́на и Полие́на (II)
сщмч. Емилиа́на, епископа Требийского и с ним прмч. Иларио́на, иеромонаха, мчч. Диони́сия и Ерми́ппа (ок. 300).
Свтт. Иоа́нна V (674) и Гео́ргия I (683), патриархов Константинопольских.
Прп. Мака́рия, игумена Пеликитского (ок. 830).
Собор Кузбасских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 31 августа).
Сщмч. Григо́рия Бронникова, пресвитера, мчч. Евге́ния Дмитрева и Михаила Ерегодского, чтецов (1937).
Иконы Божией Матери: Всецарица (Пантанасса), Прибавление ума (Подательница ума).
Понедельник
Седмица 13-я по Пятидесятнице
Поста нет
Мученик Андрей Стратилат был римским военачальником при императоре Максимиане. Во время войны с Сирией святому Андрею дали титул «стратилат», то есть главнокомандующий. Выбрав небольшой отряд, св. Андрей выступил против противника. Его воины были язычниками, и сам он еще не принял Крещение, но уверовал во Христа. Перед сражением святой Андрей убеждал воинов, что языческие боги – бесы, и проповедовал им истинного Бога. С верою в помощь Божию небольшой отряд воинов обратил в бегство многочисленное войско персов.
Когда св. Андрей вернулся из похода с победой, то многие стали завидовать его славе и донесли правителю Антиоху, что святой – христианин, обративший ко Христу подчиненных воинов. Святой, вызванный на суд, исповедовал Христа, за что был подвергнут пыткам. Воинов, бывших ...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Понедельник
Седмица 13-я по Пятидесятнице
Поста нет
Мученик Андрей Стратилат был римским военачальником при императоре Максимиане. Во время войны с Сирией святому Андрею дали титул «стратилат», то есть главнокомандующий. Выбрав небольшой отряд, св. Андрей выступил против противника. Его воины были язычниками, и сам он еще не принял Крещение, но уверовал во Христа. Перед сражением святой Андрей убеждал воинов, что языческие боги – бесы, и проповедовал им истинного Бога. С верою в помощь Божию небольшой отряд воинов обратил в бегство многочисленное войско персов.
Когда св. Андрей вернулся из похода с победой, то многие стали завидовать его славе и донесли правителю Антиоху, что святой – христианин, обративший ко Христу подчиненных воинов. Святой, вызванный на суд, исповедовал Христа, за что был подвергнут пыткам. Воинов, бывших с ним, распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа.
Тогда император, боясь возмущения войска, отпустил св. Андрея и его дружину, но тайно приказал под каким-либо предлогом казнить порознь каждого. Освободившись, святой вместе со своими воинами пришел в г. Тарс, там они приняли Крещение, а затем были умерщвлены в ущелье Тавра. Перед смертью святой Андрей молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы мученики были усечены мечом. И в тот же миг из земли истек источник.
Епископы Петр и Нон, которые крестили воинов, вместе с клириком погребли тела мучеников. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника и сразу получил исцеление. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и по молитвам св. Андрея и 2593-х мучеников получали благодатную помощь от Бога.
Мученическая кончина святых последовала около 302 г.
Земна́го са́на сла́ву оста́вив,/ Небе́сное Ца́рство насле́довал еси́,/ кро́вными ка́плями, я́ко пречу́дным ка́мением,/ нетле́нныя венцы́ украси́л еси́/ и ко Христу́ приве́л еси́ собо́р страстоте́рпец./ С ли́ки а́нгельскими в невече́рнем све́те/ незаходи́маго Со́лнца Христа́ обре́л еси́,/ свя́те Андре́е Стратила́те,/ Его́же моли́ с пострада́вшими с тобо́ю при́сно,// да спасе́т ду́ши на́ша.
В моли́твах Го́сподеви предстоя́,/ я́коже звезда́ со́лнцу предтеки́й,/ и жела́емое сокро́вище Ца́рствия узре́л еси́,/ ра́дости неизрече́нныя исполня́яся./ Безсме́ртному Царю́ в бесконе́чныя ве́ки,/ от А́нгел безпреста́ни хвали́мому, пое́ши, Андре́е Стратила́те.// С ни́миже моли́ся непреста́нно о всех нас.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Свт. Питири́ма, епископа Великопермского (1455).
Мчч. Тимофе́я, Ага́пия и Фе́клы (ок. 304.)
Св. Николая Лебедева, исп., пресвитера (1933).
Прп. Марии Кореповой, исп. (после 1942).
Иконы Божией Матери: Донская (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).
Среда
Седмица 13-я по Пятидесятнице
Постный день
Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70–ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12–ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. – Память 19 июня). Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк.10,1). После Вознесения Спасителя на небо апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь пи...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Среда
Седмица 13-я по Пятидесятнице
Постный день
Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70–ти Фаддея следует отличать от апостола из числа 12–ти Иуды, прозванного Фаддеем или Леввеем. – Память 19 июня). Придя в Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником и был избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам намеревался посетить (Лк.10,1). После Вознесения Спасителя на небо апостол Фаддей благовествовал в Сирии и Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с проповедью в другие города, обращая многих язычников в христианскую веру. Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44 году. (Это место кончины указывается в славянской минеи; по другим источникам, он скончался в Едессе; по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 году).
Днесь Еде́с град весели́тся,/ прие́м тобо́ю Креще́ния ба́ню,/ и А́вгарь, страсте́й премене́н, твою́ па́мять сла́вит./ С ни́миже пое́м и мы:/ весе́лия духо́внаго испо́лни живо́т наш/ и стра́сти исцели́,// Фадде́е апо́столе, моли́твами твои́ми.
Я́ко звезду́ пресве́тлую/ Це́рковь тя стяжа́,/ апо́столе Фадде́е,/ чудесы́ твои́ми всегда́ просвеща́ема,// спаси́ ве́рою чту́щия па́мять твою́.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Мц. Ва́ссы и чад ее, мчч. Фео́гния, Ага́пия и Писта (305–311).
Прп. Авраа́мия Смоленского, архимандрита (XIII).
Прп. Ма́рфы Дивеевской (Милюковой) (1829).
Прп. Авраа́мия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII).
Прмч. Рафаи́ла (Момчиловича), игумена Шишатовацкого (1941) (Серб.).
Сщмч. Алекса́ндра Елоховского, пресвитера (1918).
Сщмчч. Павла Ягодинского и Фео́дора Каллистова, пресвитеров (1937).
Прмч. Игна́тия (Даланова), иеромонаха (1942).
Иконы Божией Матери: Светописанная (Светописанный образ) (1903)
Пятница
Седмица 13-я по Пятидесятнице
Постный день
Святитель Каллиник, патриарх Константинопольский (693–705), первоначально был пресвитером в храме Пресвятой Богородицы во Влахерне, а в 693 году, после смерти патриарха Павла (686–693), был возведен на Константинопольский престол. В то время царствовал жестокий Юстиниан II (685–695). Он предпринял постройку дворца близ самой церкви Пресвятой Богородицы и решил разрушить ее. Император повелел патриарху Каллинику дать благословение на разборку храма. Патриарх ответил, что имеет молитвы лишь на созидание храмов, а не на разрушение. Когда храм был разрушен, он со слезами воскликнул: "Слава Тебе, Господи, терпящему все".
Вскоре Юстиниана постигло наказание Божие. Он был свергнут с престола и сослан в заточение в Херсон, где ему отрезали нос (отчего он и получил прозвище "Коротконос...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Пятница
Седмица 13-я по Пятидесятнице
Постный день
Святитель Каллиник, патриарх Константинопольский (693–705), первоначально был пресвитером в храме Пресвятой Богородицы во Влахерне, а в 693 году, после смерти патриарха Павла (686–693), был возведен на Константинопольский престол. В то время царствовал жестокий Юстиниан II (685–695). Он предпринял постройку дворца близ самой церкви Пресвятой Богородицы и решил разрушить ее. Император повелел патриарху Каллинику дать благословение на разборку храма. Патриарх ответил, что имеет молитвы лишь на созидание храмов, а не на разрушение. Когда храм был разрушен, он со слезами воскликнул: "Слава Тебе, Господи, терпящему все".
Вскоре Юстиниана постигло наказание Божие. Он был свергнут с престола и сослан в заточение в Херсон, где ему отрезали нос (отчего он и получил прозвище "Коротконосый"
Пусты́нный жи́тель Ца́рствующаго гра́да,/ прия́л еси́ патриа́ршество богому́дре,/ и Святы́я Горы́ сла́ва, Серре́са сокро́вище,/ дру́же и защи́титель боже́ственных во Христе́ безмо́лвников./ Те́мже вси́, о́тче Ка́ллисте, ра́достно воспева́юще, вопие́м:/ сла́ва в тебе́ просла́вльшемуся Христу́,/ сла́ва чудоде́йствующему в тебе́,// сла́ва подаю́щему на́м тобо́ю награ́ды.
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Мч. Луппа Солунского (ок. 306)
Сщмч. Ирине́я, епископа Лионского (202).
Прпп. Евти́хия, игумена (ок. 540), и Флоре́нтия (547).
Сщмчч. Ефре́ма (Кузнецова), епископа Селенгинского, Иоа́нна Восторгова, пресвитера и мч. Николая. Варжанского (1918).
Сщмчч. Павла Гайдая и Иоа́нна Карабанова, пресвитеров (1937).
 7 сентября 2025 (25 августа по ст. стилю)
Воскресение
Неделя 13-я по Пятидесятнице
Поста нет
 День памяти перенесения мощей апостола ВАРФОЛОМЕЯ (VI).
Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в городе Альбане (ныне город Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491–518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.
Когда город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами апостола Варфоломея, бежали с ним к берегам Черного моря. Настигшие их жрецы бросили ковчег с мощами апостола Варфоломея в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мученик...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 
 7 сентября 2025 (25 августа по ст. стилю)
Воскресение
Неделя 13-я по Пятидесятнице
Поста нет
 День памяти перенесения мощей апостола ВАРФОЛОМЕЯ (VI).
Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в городе Альбане (ныне город Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491–518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.
Когда город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами апостола Варфоломея, бежали с ним к берегам Черного моря. Настигшие их жрецы бросили ковчег с мощами апостола Варфоломея в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией ковчеги не потонули в морской пучине, но совершили чудесное плавание по морям и достигли Италии. Ковчег с мощами апостола Варфоломея пристал к берегу у острова Липары, а остальные ковчеги продолжали свой путь и пристали к берегу в разных местах Италии. Ковчег с мощами мученика Папиана остановился в Сицилии, мученика Лукиана – в Мессине, мученика Григория – в Калабрии и мученика Акакия – в Аскулусе. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В церкви острова Липары святые мощи оставались до середины IХ века. Когда остров был захвачен язычниками, христианские купцы взяли святые мощи апостола Варфоломея и перевезли в город Беневент, где их приняли с великой честью и положили в главной церкви города.
 Тропа́рь, глас 3
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
 Конда́к, глас 4
Яви́лся еси́ вели́кое со́лнце вселе́нней/ уче́ний сия́ньми и чуде́с стра́шных, световодя́ почита́ющия тя,// Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.
 7 сентября церковь также празднует и чтит память:
Перенесение мощей апостола Варфоломе́я (VI).
Свтт. Варси́са и Евло́гия, епископов Едесских, и Протоге́на исп., епископа Каррийского (IV).
Свт. Ми́ны, патриарха Цареградского (552).
Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 11 сентября).
Прмч. Моисе́я (Кожина), иеромонаха (1931).
Сщмч. Влади́мира Мощанского, пресвитера (1938).
Вторник
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Поста нет
Не место многим словам там, где дела представляют ясное свидетельство, как это можно сказать о этих блаженных; ибо блаженный священномученик Кукша, – один из отцов святого печерского монастыря, – был всем известен, так как крестил вятичей, – помраченных ранее неверием, и просветил многих верою. Сей святой Кукша сотворил много преславных чудес, – изгонял бесов, низвел дождь с неба, осушил озеро, сотворил много и других удивительных чудес. Наконец, после многих мучений был усечен неверными вместе с учеником своим.
В то же время в Печерском монастыре подвизался блаженный Пимен постник, угождая Богу; за свое великое пощение и труды он получил от Бога столь великий дар, что прославился не только исцелением больных, но и предвидением будущего и соверш...ЕщёПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Вторник
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Поста нет
Не место многим словам там, где дела представляют ясное свидетельство, как это можно сказать о этих блаженных; ибо блаженный священномученик Кукша, – один из отцов святого печерского монастыря, – был всем известен, так как крестил вятичей, – помраченных ранее неверием, и просветил многих верою. Сей святой Кукша сотворил много преславных чудес, – изгонял бесов, низвел дождь с неба, осушил озеро, сотворил много и других удивительных чудес. Наконец, после многих мучений был усечен неверными вместе с учеником своим.
В то же время в Печерском монастыре подвизался блаженный Пимен постник, угождая Богу; за свое великое пощение и труды он получил от Бога столь великий дар, что прославился не только исцелением больных, но и предвидением будущего и совершающегося в отдаленных и неизвестных местах. Сей святой Пимен исцелял многих болящих, пророчествовал многое и предузнал о своем отшествии ко Господу за два года до кончины. Святой Пимен, прозрев усечение блаженного Кукши, находившегося вдали от него, громогласно возгласил среди церкви печерской:
– Брат наш Кукша в нынешний день умерщвлен!
Сказав сие, Пимен преставился в один день с святым Кукшею и учеником его.
Таким образом сии трое вместе получили тройственную радость, которую око не видело, ухо не слышало и которая не восходила на сердце человеку (ср. 1Кор.2:9); сию радость приготовил Бог, Единый в Троице, для всех, любящих Его: Ему воссылается слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь.
Му́ченическою кро́вию, свяще́нне Ку́кше,/ в про́поведи Ева́нгелия со ученико́м ти блаже́нным Ни́коном, че́стне украси́выйся,/ и Пи́мене, в по́стничестве светоза́рне просия́вый,/ в еди́н день и час внидо́сте в свет незаходи́мый,/ иде́же моли́теся Го́сподеви,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.
Свети́ла разу́мная, соше́дшеся, хвала́ми воспое́м, лю́дие,/ просия́ли бо суть в ми́ре сем:/ Пи́мен мно́гими по́двиги,/ Ку́кша же со ученико́м Ни́коном про́поведию Сло́ва,/ и си́и трие́, единоу́мно предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ я́ко со́лнце сия́ют и просвеща́ют// любо́вию па́мять их восхваля́ющих.
Прп. Пи́мена Великого (ок. 450).
Свт. Оси́и исп., епископа Кордуви́йского (359).
Свт. Ливе́рия исп., папы Римского (366).
Прп. Пи́мена Палестинского (ок. 602).
Мц. Анфи́сы (Анфу́сы) Новой.
Прп. Са́ввы Венефальского.
Сщмч. Стефа́на Немкова, пресвитера, и с ним 18-ти мучеников (1918).
Сщмч. Павла Фокина, пресвитера (1918).
Сщмчч. Иоа́нна Лебедева, Иоа́нна Смирнова, пресвитеров и прмч. Мефо́дия (Иванова), игумена (1937).
Сщмч. Алекса́ндра Цицерова, пресвитера (1939).
Сщмч. Влади́мира Соколова, пресвитера (1940).