Это для монахов или мирян?
Чётки — это атрибут сугубо монашеский, как форма у военных: китель, погоны и так далее. Вот и у монахов так: клобук, мантия, чётки, крест, параман. Монашество возникло в ІV-V веках после Рождества Христова как результат прекращения гонений на Церковь извне и возникновение их внутри — секты, расколы, нестроения и так далее. У людей была жажда поиска подвижнической жизни ради Господа. Поэтому чётки — это такой духовный меч, напоминание, что монахи — молитвенники за весь мир. Это неотъемлемая часть даже внешнего вида монашествующих, предмет, имеющий не только практическое, но и определённое символическое значение.
Что касается мирян — наверное, каждый опытный священник сталкивался с проблемой, когда новоначальные верующие стремятся соответствовать каким-то монашеским стереотипам. Особенно мужчины: у них возникает желание отрастить бороду и длинные волосы, взять благословение на чётки, демонстративно их использовать во время церковного богослужения. Сразу надо предупредить, что в этом случае велика вероятность ошибки и ложного пути. Манифестация своих стремлений и духовных упражнений настораживает. Человек, сам того не понимая, может впасть в прелесть, ложное представление о себе, самомнение, гордость, тщеславие и так далее.
Можно? Да, но есть вопросы.
Когда люди обращаются ко мне с вопросом, можно ли использовать при молитве чётки, я обычно спрашиваю: а зачем вы будете подсчитывать количество молитв? Обычно мне отвечают, что есть же монашеские правила — пятисотница, стопятидесятница, Богородичное правило. Я понимаю, что люди сейчас все грамотные, насмотрятся интернета, начитаются книг монашеского содержания — и применяют потом это всё в своей жизни. Отвечая, пытаюсь у человека деликатно спросить: а вы читаете утренние и вечерние молитвы, Священное Писание Нового Завета — ежедневно? Хотя бы одну-две главы? Святых отцов — после обеда, когда уже силы не те, внимание притупляется?
Если у вас после всего перечисленного есть силы и время для молитвы сверх того, вы хотите исполнить монашеское правило — Бог вам в помощь. Берите чётки на сколько у вас есть звеньев — десять, тридцать, сто — и читайте молитву Иисусову. Её интерпретаций много, в греческой традиции в ней всего пять слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Могут быть варианты, когда добавляют слова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», по Серафиму Саровскому добавляется «молитвами Богородицы помилуй мя». Самое главное правило — это вкладывать ум в слова молитвы, сохранять внимание.
Чем эта молитва интересна, привлекательна и велика — она очень короткая, на ней хорошо сохранять внимание, но она очень содержательная, может многому научить, от многого спасти и помочь во многих моментах духовной жизни.
Опасайтесь фарисейства и прелести
Я хотел бы предостеречь наших мирян от фарисейства, потому что очень легко превратиться в человека, который «увеличивает воскрылия риз», как говорит Спаситель, обличая фарисейское тщеславие и гордость.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 8:8).
Читайте Иисусову молитву, пользуйтесь чётками, но не надо демонстрировать это окружающим. Есть традиция засыпать с чётками, когда человек читает перед сном молитву Иисусову — это очень хорошо. Не надо брать длинные чётки, возьмите самые маленькие, на палец, и читайте.
Мне бы очень хотелось призвать верующих, пользующихся чётками: не надо считать молитвы и заниматься арифметикой. «Я вчера 150 прочитал, сегодня 250 прочту!» — это не спорт. Когда такое начинается, очень боязно за человека. Дело не в арифметике. Очень грамотно об этом пишут святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Варсонофий Оптинский и другие святые отцы. Они учат: не надо молитвой заниматься, надо ей молиться. Это живое обращение к живому Богу. А с духовными подвигами надо быть очень осторожным.
У святителя Игнатия есть такой пример: к нему пришёл подвижник, который и голода не испытывал, и зимой в одном подряснике ходил, и не спал сутками. Святитель спросил: «Как вы, уважаемый, молитесь?» Тот рассказал, а святой попросил его молиться, как учат святые отцы. Через неделю подвижник пришёл в расстроенных чувствах с вопросом: «Что ты со мной сделал?!» У него появился огромный аппетит, он стал мёрзнуть, не мог проснуться утром. То есть ему помогал бес тщеславия, а когда тот монах начал не заниматься молитвой, а молиться, бес отошёл от слов молитвы Иисусовой, как от огня, и всё изменилось. Надо говорить мирянам об этом и предостерегать их.
Подчеркну: всё вышесказанное не касается монахов. У них своя жизнь, они подчиняются установленным правилам, исполняют благословение игумена и живут по послушанию. В миру же нужно быть очень осторожным с духовной нагрузкой.
Нет комментариев