«Вокзал для двоих». Как Басилашвили жил среди заключённых и почему отказывался целовать Гурченко.
Трогательный, ироничный и душевный «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова — давно уже классика. Но мало кто знает, что в его основу легли реальные события — создатели фильма не афишировали это. Кинолента вышла на экраны в 1982 году и сразу понравилась советским телезрителям. «Вокзал для двоих» был назван лучшим фильмом года, режиссёр получил за него Государственную премию, а Людмила Гурченко — звание народной артистки СССР. Также фильм стал участником официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года, но мало кто знал тогда, что история, положенная в основу фильма, произошла на самом деле. В начальных титрах никакого упоминания об этом нет - создатели «Вокзала для двоих» не указали, что сценарий основан на реальных событиях, а между тем в фильм были включены сразу два эпизода из жизни.
Идею для киноленты подкинул автор множества бессмертных мелодий Микаэл Таривердиев. Именно он попал в своё время в ситуацию, аналогичную неприятности, в которой оказался герой Басилашвили – пианист Платон Рябинин. Композитор был в серьёзных отношениях с актрисой Людмилой Максаковой. Они вместе ехали в автомобиле, и Таривердиев уступил ей водительское место. Этот заезд закончился смертельным ДТП – погиб пешеход, а композитор решил взять вину на себя. Судебное разбирательство продлилось два года – Таривердиева в итоге амнистировали.
Композитор очень долго и тяжело переживал эту историю и мало кого посвящал в произошедшее. Одним из тех, кто знал об этом, стал Эмиль Брагинский. Он развил в ней драматическую линию — невиновный в аварии попадает в тюрьму, и положил в основу сценария фильма «Вокзал для двоих».
Единственное, что не учёл в своём сценарии Эмиль Брагинский, так это то, что в СССР осуждённый за ДТП со смертельным исходом должен был отбывать срок не в тюрьме или колонии, а в колонии-поселении, где ему могли позволить жить вместе с семьёй.
Вторая история связана с не менее громкими именами. Поэт Ярослав Смеляков (его стихотворение «Хорошая девочка Лида» звучало в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») был осуждён по политической статье и отбывал срок в лагере. К тому времени условия для «политических» смягчились — Сталина уже не было, вот-вот ожидалась амнистия. Так что следили за ними не слишком строго. Но всё же за неявку на утреннюю поверку ждало серьёзное наказание как за попытку побега. Поэт Смеляков отпросился у лагерного начальства в гости к друзьям — сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид отбывали срок на поселении поблизости. Встретившись, друзья засиделись допоздна, а наутро проспали. Пришлось из последних сил спешить на утреннюю перекличку. Когда Смеляков чуть не терял сознание от усталости, друзья тащили его на себе...
⠀
Эльдар Рязанов говорил, что «Вокзал для двоих» – завершающая часть в его трилогии фильмов о любви, в которую входят также «Ирония судьбы» и «Служебный роман». Правда, на этот раз замысел менялся в ходе съёмок. Позже режиссёр рассказывал, что снимать начали с финала, и во многом это предопределило дальнейшую работу над фильмом: «Сначала мы написали сценарий в немножко облегчённой манере. Но так сложилось, что уходила зима, и нам нужно было снять сначала финал – кадры в колонии, в лагере. Они наложили очень сильный отпечаток на всё то, что было затем нами написано».
⠀
Оператор Вадим Алисов добавляет: «Заключительную сцену, когда главные герои опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невесёлое настроение, потому что, если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит ещё больший срок. Но когда мы выехали на съёмки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актёры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже режиссёр».
Все падения актёров, заснятые при этом, были что ни на есть — натуральные, а Гурченко ещё долго после этого лечила повреждённые колени. Однако, как считается, сложнее всех процесс съёмок дался Олегу Басилашвили.
⠀
Рассказывали, что Эльдар Рязанов очень любил работать с этим актёром, даже взял однажды с него расписку о том, что Басилашвили обязуется сниматься в каждом фильме Рязанова. Конечно, расписка была шуточной, но, тем не менее, режиссёр старался снимать своего любимого актёра как можно чаще. Вот и «Вокзал для двоих» изначально задумывался «под Басилашвили», которому пришлось практически два месяца жить среди заключённых.
⠀
Заключительные эпизоды фильма на самом деле снимали не в Сибири, а в подмосковной Икшинской колонии усиленного режима для несовершеннолетних преступников. Олег Басилашвили вспоминал, что находиться среди заключённых ему пришлось довольно долго, иногда он проводил там по 12 часов в день, и поначалу заключённые отнеслись к нему настороженно и даже враждебно.
Актёр чувствовал себя очень неловко. «Ты знаешь, я не могу ничего играть, находясь в этой среде. Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, – святотатство!» – говорил он Рязанову.
Настоящих же заключённых очень раздражало то, что сытый и благополучный артист притворяется одним из них, и они не упускали случая продемонстрировать ему своё отношение: когда протаскивали мимо него железное приспособление для уборки снега, норовили задеть им по ногам актёра. Он не выдержал: «Ребята, чего вы хотите? Я сейчас на работе, я такой же подневольный, как и вы… Вы думаете, я пойду к начальнику на вас жаловаться? Никогда этого не сделаю».
⠀
Несколько дублей пришлось снимать в столовой, и полуголодные заключённые со злостью наблюдали за тем, как дубль за дублем актёр съедает одну миску еды за другой. Но Басилашвили начал делиться с ними «пайкой» в тайне от надзирателей, и так ему удалось расположить их к себе.
К этой роли Олег Басилашвили готовился очень серьёзно и основательно. Он рассказывал: «Во время съёмок меня консультировал известный авторитет Онофренков. Мы пили водку, и он учил меня, как выглядят и ведут себя люди на зоне. В конце этого «курса» у него была только одна просьба: увековечить его в картине. Я долго думал, как это сделать, и придумал. Помните, когда Гурченко приезжает ко мне на свидание в зону и утром трясёт и пытается меня разбудить, а я не могу проснуться и сквозь сон произношу фразу: «Онофренков, кончай!» Так я увековечил своего «наставника».
⠀
Сценарий фильма сразу писался под Олега Басилашвили, однако с Людмилой Гурченко они познакомились всего за несколько часов до начала съёмок. И в первый же съёмочный день главные герои должны были участвовать в сцене, где Платон целует Веру. Басилашвили стал уговаривать Рязанова, чтобы тот переписал сцену — он не хотел «целовать эту незнакомую женщину», дошло даже до того, что актёр стал угрожать отказом от съёмок в фильме. Ситуацию спасла сама Людмила Гурченко — она настолько изменила диалог, что поцелуй перенесли на другую сцену. К концу съёмок Басилашвили и Гурченко уже были близкими друзьями.
В одном из последних интервью она вспоминала: «Сначала я даже не знала его отчества. Вообще ничего! И вот первый кадр — зима, финал картины, мы где-то в Люберцах, холод, мороз 28 градусов. Обоим хочется в туалет. А это ж поле голое, гора. Ну, он с одной стороны сходил, я с другой (смеётся). А к концу картины это был родной человек».
⠀
Когда снималась сцена на рынке, рабочий процесс привлёк внимание прохожих. Число попадавших в кадр любопытствующих оказалось столь велико, что оставить это без внимания не представлялось возможным. Потому было придумано оригинальное решение: зевак задействовали в качестве массовки, заставив изображать рыночную толпу.
Киноартисты часто вспоминают, что на съёмочной площадке «Вокзала для двоих», как и других фильмов Эльдара Рязанова, часто играли «от бедра» - без импровизаций не обходилось. Так, например, растащенные на цитаты народом фразы проводника Андрея, сыгранного Никитой Михалковым, в сценарии изначально не прописывались («Сто грамм не стоп-кран: дёрнешь — не остановишься!», «Эх, едрить твою мать! Поезда опаздывают, стоянки сокращают… Никакой личной жизни!»...).
⠀
Интересно, что знаменитая сцена, где Андрей бьет Платона в ресторане, тоже была сплошной импровизацией Михалкова. Но, несмотря на то, что получилась она просто шикарной, Рязанов немного растерялся. Мало того, что драка получилась совсем не такой, как было написано в сценарии. Но после неё всем становилось ясно, что Платон — не мужик, а мямля и слабак. А разве такой способен взять на себя преступление жены?
Выход снова нашла Людмила Гурченко. Она предложила, чтобы Платон после драки подошёл к Вере и тихо спросил: «Тебе очень стыдно за меня, да?». А в ответ плачущая женщина прижалась к его плечу. И зрителям сразу становится понятно, что Вера будет любить Платона любым — и сильным, и слабым.
⠀
Автором «перлов» стал и сам режиссёр. Эльдар Рязанов, как и во многих своих фильмах, в «Вокзале для двоих» исполнил небольшую роль заместителя начальника вокзала, к которому на перроне обращается отставший от поезда герой Басилашвили. Именно персонаж режиссёра произносит фразу: «Железная дорога – это точность, комфорт и чистота». Также он признаётся, что никогда не ест в вокзальном ресторане: «Я, знаете ли, предпочитаю кушать дома — у меня жена хорошо готовит. А рестораны – это совсем другое ведомство».
⠀
Уже после выхода фильма на экраны с Аллой Будницкой, игравшей в кино эпизодическую роль супруги Платона Рябинина, произошёл нелепый, но забавный случай. Привыкшая всегда «отовариваться» на одном рынке актриса внезапно получила от ворот поворот. «Иди отсюда! Такого мужика засадила! Как ты могла?!» - такими словами встретил постоянную покупательницу мясник. Этот любопытный эпизод только снова доказывает, как быстро фильм полюбился простым людям и стал народным.
В 1983 году «Вокзал для двоих» участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Показ ленты в Каннах пришёлся на разгар шпионского скандала между Францией и СССР. Тогда были объявлены персонами нон грата и высланы из страны 47 советских дипломатов. Людмила Гурченко потом вспоминала, что на просмотре «Вокзала» приглашённые советские актёры сидели, будто прокажённые, - все места рядом с ними были пустыми. Никто не хотел садиться рядом с ними.
Зато на Родине картина получила ряд призов и по опросу журнала «Советский экран» была признана лучшим фильмом года. История любви пианиста и официантки в своё время побила все рекорды популярности, получила одобрительные отзывы критиков и ныне является классикой отечественного кинематографа. И вполне заслуженно.
Нет комментариев