ТТД:
Водоизмещение: 15 280 т.
Размеры: длина - 189,1 м, ширина по ватерлинии 25,9 м, ширина по взлётной палубе - 34 м, осадка 7,7 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 14900 миль при 13,5 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 4 котла на нефтяном отоплении, 2 винта, 2х45000 л.с.
Вооружение:
авиационное: 14 вертолетов Ка-25; 4 вертолётных ВПП; 2 подъёмника.
противолодочное: 1х2 ПУ ПЛРК "Вихрь" (8 ракето-торпед), 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60)
зенитное: 2х2 ПУ ЗРК "Шторм" (48 ракет).
артиллерийское: 2х2 57мм орудия (ЗИФ-72)
Экипаж: 850 чел.
Крейсер 11 раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды выходил в Атлантический океан. Он участвовал в крупных учениях "Весна" (1969), "Броня" (1969), "Океан" (1970). 8-13 апреля 1970 года и 26-29 апреля 1973 года крейсер нанёс визиты в Александрию (Египет), 5-10 июня 1974 года и 12-19 апреля 1982 года - в Риеку (Югославия), 8-13 апреля 1978 года - в Алжир, 27 сентября - 5 октября 1979 года - в Дубровник (Югославия), 12-18 июня 1982 года - в Луанду (Ангола), 25 июня - 2 июля 1982 года - в Лагос (Нигерия), 10-11 августа 1991 года - в Варну (Болгария), 20-25 ноября 1991 года - в Тартус (Сирия). 18 ноября 1972 года на палубу ПКР "Москва" впервые совершил посадку самолёт вертикального взлёта Як-36М (лётчик-испытатель М.А.Дексбах).
В марте 1974 года ПКР "Москва", находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта.
С 1976 года крейсер входил в состав 11 бригады 30 дивизии КЧФ. В 1982-1989 годах корабль проходил ремонт на "Севморзаводе".
Последний выход в море состоялся 26 мая 1993 года. 27 апреля 1994 года крейсер выведен в резерв 2 категории. 22 июня 1995 года переименован в "ПКР бортовой №108" (имя "Москва" получил ракетный крейсер "Слава" пр.1164). 7 ноября 1996 года торжественно спущен Военно-морской флаг.
27 мая 1997 года корабль на буксире вышел из Севастополя в Индию для разделки на металл.
Вторым кораблем серии был ПКР «Ленинград». В самом кратком изложении его биография выглядит так:
В 1969 г. принят на вооружение в Черноморский Флот.
За годы службы многократно принимал участие в учениях и походах в Средиземное море, Атлантику, Балтийское море. Посетил много зарубежных стран.
В марте 1972 г. участвовал в спасательной операции при аварии атомной подводной лодки К-19 в Северной Атлантике.
В 1974 года по просьбе египетского правительства участвовал в разминировании акватории Суэцкого канала.
В 1977-1978 гг. прошел средний ремонт.
В 1984 года участвовал в разминировании акватории Красного моря у побережья Йемена и Эфиопии.
В 1985-1987 гг. прошел ремонт.
В 1990 г. совершил последний поход в Средиземное море.
В 1991 г. из-за проблем с финансированием исключен из состава флота.
В 1992 г. разукомплектован.
В 1995 г. продан на слом в Индию.
История ПКР «Москва» знает немало интересных, иногда трагических, иногда даже комических случаев.
В июле 1967 года во время парных ночных полетов на качке, упал в воду за кормой "Москвы" летевший первым вертолет Ка-25. Это случилось за один день до завершения заводского этапа испытаний комплекса авиационного вооружения корабля. Летчик Игорь Николаевич Евдокимов спасся, а штурман Иван Ефимович Михайлов погиб. Второй вертолет, ведомый летчиком Е.И.Ларюшиным, благополучно совершил посадку на полетную палубу. Испытания прервали. Причиной катастрофы установили нарушение контровки в механизме колонки несущих винтов вертолета. По программе заводских ходовых испытаний, кроме этих полетов не успели выполнить лишь полеты четверки вертолетов ночью на ходу и на качке. В августе 1967 года в Москве в Главном штабе ВВС собрали совещание, чтобы решить - что делать дальше. От Черноморского завода и Министерства судостроительной промышленности в совещании принимал участие ответственный сдатчик ЧСЗ по авиационному вооружению "Москвы" А.И.Середин. Он вспоминает.
"Над программой создания вертолета Ка-25 нависла угроза закрытия. Представители ВВС считали, что камовская схема очень сложная, указывали на большое количество отказов при создании всех типов соосных вертолетов и высказывали недоверие фирме Камова в ее возможностях реализовать эту схему. В то время фирма Миля гремела на весь мир, его вертолетами ставились один за другим мировые рекорды. На совещании было подготовлено решение о доработке для морского базирования на ПКР пр.1123 "Москва" одной из моделей милевских вертолетов. Это был драматический момент в истории ОКБ Камова. Но перед подписанием уже готового решения 6-го августа 1967 года при тушении лесного пожара во Франции потерпел катастрофу вертолет Ми-6, пилотируемый известным летчиком-испытателем Ю.А.Гарнаевым. Погибло семь членов экипажа и два французских специалиста. У фирмы Миля возникла масса проблем. После этого представитель милевской фирмы на совещании сообщил: "Михаил Леонтьевич Миль просил всем передать, что у него достаточно дел на земле, а морем пусть занимается Камов".
Тогда быстро приняли график доработки вертолетов Ка-25, а в проект решения записали фразу "сдачу ПКР "Москва" с окончанием испытаний его авиационного вооружения не связывать". Проект решения подписали МАП, ВВС и ВМФ. Однако прибывший в Москву директор Черноморского завода А.Б.Ганькевич с таким решением не согласился. Он твердо сказал: "Москва" должна сдаваться с вертолетом". МСП решение подписало, исключив компромиссную фразу. Корабль продолжил программу госиспытаний по другим частям, а испытания комплекса авиационного вооружения прервали почти на месяц. После выполнения доработок, испытания вертолета завершили по корабельным программам вместе с "Москвой".
За время испытаний вертолетов Ка-25 на ПКР "Москва", летом и осенью 1967 года, было выполнено около 100 полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на "стопе" и на ходу, на качке при спецификационных крене и дифференте корабля, при различных скоростях воздушных потоков над полетной палубой.
Время показало, что камовцы сумели создать надежный вертолет. 19 сентября 1968 года ПКР "Москва" вышел для несения первой боевой службы в Средиземном море. В течение 48-ми суток было 39 ходовых дней. В обстановке постоянного контакта с кораблями и авиацией НАТО, при волнении моря до 6-ти баллов, было совершено 497 вылетов вертолетов. В сутки обследовалось до 2000 квадратных миль моря с хорошими результатами по поиску, обнаружению и длительному слежению за атомными и дизельными подводными лодками. Пройдено 10500 миль, и по нормам ВМФ и ВВС на этой боевой службе было выработано 70-80% годового ресурса, что подтвердило надежность вооружения и технических средств корабля и вертолетов. Создание ПКР "Москва" и вертолета Ка-25 было отмечено в 1971 году Государственными премиями СССР. В числе лауреатов был и главный конструктор вертолета Н.И.Камов.
3 января 1970 года вертолетоносец ПКР "Москва" вышел в Средиземное море и Северную Атлантику для проведения мореходных испытаний и участия в учениях "Океан 70". Испытания походили на научные исследования с тщательным соблюдением всех условий эксперимента - замером высоты волн, различных курсовых углов по отношению к бегу волн и на различных скоростях хода. Съемку всего происходящего вела кино-фото группа, размещенная на БПК "Решительный".
В том походе в полной мере проявил себя конструктивный недостаток вертолетоносца ПКР "Москва" - корабль на сильном волнении зарывался носом в волну. В первые же дни испытаний в Средиземном море при движении полным ходом против пятибалльной волны с фундамента была сорвана носовая реактивная бомбометная установка - РБУ-6000 № 1. Напор воды был настолько сильным, что стальная фундаментная плита толщиной 18 мм была сорвана с болтов. Установка чудом не вылетела за борт. Вода поступала в погреб РБУ, заливая устройство подачи боезапаса КАУ-37 и размещенные в нем реактивные глубинные бомбы РГБ-60. Фундамент РБУ № 2 ПКР "Москва" тоже был деформирован и установка отклонилась от вертикального положения на угол 15°.
Ответственным сдатчиком от ЧСЗ на этих испытаниях был А.И.Середин. Он вспоминает, что когда председатель Госкомиссии доложил главкому о случившемся, тот ответил лаконично: "Вам поручено испытать корабль, а не ломать его. Впредь будьте осмотрительнее". Находившийся на борту противолодочного крейсера Москва монтажник цеха № 34 ЧСЗ Анатолий Белан с помощью личного состава крейсера в сложных условиях установил РБУ на место для возможности продолжения испытаний корабля.
Далее, корабль вышел в Атлантический океан. В поисках штормовой погоды поднимались до 56° северной широты. В условиях шестибалльного шторма были проверены без замечаний работа успокоителей качки, гидроакустической станции "Орион", выполнены стрельбы 57-мм артустановками. Ходовой мостик вертолетоносца ПКР Москва, возвышающийся над ватерлинией на 23 метра, находился в сплошном потоке воды, максимальный крен корабля при выключенных успокоителях качки достигал 29°. Успокоители понижали амплитуду качки вдвое. Выявилось, что на определенных курсовых углах вода через воздухозаборники попадает в топки котлов. После мореходных испытаний были даны рекомендации по использованию оружия корабля в штормовых условиях и внедрению конструктивных мероприятий, улучшающих его мореходные качества.
Соединение наших кораблей на этих испытаниях почти непрерывно сопровождал американский эсминец "Уоррингтон". Командир вертолетоносца ПКР "Москва", капитан 1-го ранга Б.С.Романов вспоминает, что на переходе иностранные корабли занимали свое место в ордере и удерживали его всегда очень точно. Несколько раз "Уоррингтон" покидал дежурство и уходил на отдых в Лиссабон, а ему на смену приходили другие - английские, французские и американские корабли. Прощаясь, командир "Уоррингтона" передал на противолодочный крейсер "Москва": "До свиданья, с вами было приятно плавать".
18 НОЯБРЯ 1972 г. на Феодосийском рейде произошло знаменательное событие в истории ВМФ СССР. Впервые на корабль сел самолет с вертикальным взлетом, пилотируемый летчиком-испытателем Михаилом Александровичем Дексбахом, впоследствии заслуженным летчиком СССР, Героем Советского Союза. Все ликовали от восторга. Командир крейсера распорядился, чтобы на фюзеляже самолета ЯК-36 с обоих бортов за ночь нарисовали Военно-морские флаги, что и было сделано. А утром эту затею одобрили все. С тех пор вся корабельная авиация на своих фюзеляжах носит Военно-морской флаг.
Нет комментариев