До 1908 г. крейсер 2-го ранга, участник Цусимского сражения, в 1908 - 14 гг. яхта. В 1919 г. Уведен французскими интервентами в Константинополь, в 1920 г. Ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту.
Тактико-технические характеристики Тип «Алмаз»
Водоизмещение, т 3285
Длина, м 111,45
Ширина, м 13,26
Осадка, м 5,3
2 паровые машины общей мощностью, л.с. 7945
Винтов, шт. 2
Котлов Бельвиля, шт. 16
Скорость, узлов 19,2
Запас угля, т до 800
Дальность плавания (на 10 узлах), миль 3350
Экипаж, чел. 15/280
Вооружение: 4 гидросамолета; 7 - 120/45 мм орудий.
Первой операцией, в которой принял участие авиатранспорт «Император Николай I» с четырьмя гидроаэропланами на борту, стал поход черноморского флота к берегам Румелии — европейской Турции, — предпринятый 24 марта 1915 года. Вначале предполагалось использовать авиацию только для воздушной разведки, но в ходе операции самолетам было приказано нанести бомбовый удар по береговым объектам — впервые в истории российского флота самолеты авиатранспортов привлекались к действиям у вражеского побережья. А 27 марта 1915 года, когда черноморский флот вышел в третий поход к Босфору, в его составе было уже два авианесущих корабля: крейсер и авиатранспорт с пятью гидроаэропланами. Во время этой операции взлетевшие с воды самолеты произвели разведку и установили, что в Босфоре крупных кораблей противника нет. Самолеты сбросили две бомбы на турецкие береговые батареи и одну на миноносец. Турки отвечали безуспешным ружейным огнем и шрапнелью.
Следующий поход к Босфору 1—5 мая 1915 года ознаменовался еще одним успехом гидроавиации: третьего мая русские гидроаэропланы совершили первый налит на столицу Турции Константинополь!
Блокада Босфора была хоть и важной, но далеко не единственной задачей черноморского флота. Следующим по значимости считалось нарушение перевозок угля из Зонгулдакского угольного района в Константинополь: из-за слабого развития турецкой железнодорожной сети уголь перевозили только морем. В этих операциях самолеты с авиатранспортов чаще всего действовали совместно с артиллерийскими кораблями, но 6 февраля 1916 года русская морская авиация нанесла самостоятельный удар по гавани Зонгулдака и находящимся в ней судам и сооружениям. В этот день оба черноморских авиатранспорта, сопровождаемые несколькими кораблями, подошли к Зонгулдаку и в 15 милях от берега спустили на воду 14 гидроаэропланов. Из них в воздух смогли подняться 10. И хоть, густые и низкие облака закрывали Зонгулдак, русские летчики сбросили 18 больших и 20 малых бомб общим весом 368 кг, потопив пароход «Ирмингард» и несколько мелких судов.
25 августа 1916 года подобная операция была проведана против австровенгерских сил в Варне, но на этот раз противник оказал сильное сопротивление: при отходе вражеские гидросамолеты сбросили на русские корабли несколько десятков бомб, повредивших один миноносец. Спустя месяц авиатранспорт «Император Николай I» выдержал единоборство с тремя вражескими самолетами — на него было сброшено 28 бомб, не причинивших повреждений.
Решение третьей задачи черноморского флота — обеспечение крупных десантных операций — тоже не обошлось без участия морской авиации. Так, в апреле 1916 года вместе с другими кораблями оба авиатранспорта сопровождали из Новороссийска и Мариуполя к турецкому побережью в район Ризе транспортную флотилию из 27 судов. Гидроаэропланы вели непрерывное воздушное наблюдение над местом высадки и несли противолодочную охрану рейда. Месяц спустя «Император Александр I» участвовал в десантной операции столь же крупного масштаба, когда в течение недели неподалеку от Трапезунда (Трабзона) была высажена целая пехотная дивизия.
Гражданская война привела к гибели русского «авианосного» флота. Но эта же война дала истории совершенно уникальный корабль - речной авианосец! В боях на Волге на стороне Красной Армии принимал участие гидроотряд, состоящий из 4 гидросамолетов М-9 конструкции Григоровича.
Для базирования отряда революционные матросы переоборудовали баржу-нефтянку, снабдив ее по бортам кронштейнами со съемными спусками для приема и вывода на воду гидросамолетов. Барже придали буксир, и получился небывалый в истории речной авиатранспорт «Коммуна», придавший гидроотряду такую же подвижность, какая была у любого другого корабля флотилии.
С 29 августа 1918 года летчики гидроотряда Самарского воздушного дивизиона, делая иногда по 4—5 вылетов в день, наблюдали за действиями и передвижениями белогвардейской флотилии, следили за побережьем и расположением вражеских окопов, батарей и наблюдательных постов, бомбили корабли и укрепления белых, штурмовали вражеские колонны, зачастую снижаясь до высоты 300—500 м. Неожиданный эффект показали в этих сражениях металлические стрелы, которые нашли применение из-за нехватки боеприпасов. При падении с большой высоты они не только насмерть поражали пехотинцев и всадников, но пробивали даже палубы кораблей. От перебежчиков стало известно, что при атаке с воздуха стрелы однажды пробили палубу буксира и поразили несколько членов экипажа.
О применении стрел против кавалерии рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших летчиков гидроотряда, С. Столярский: «Часто мы усыпали стрелами грунтовые дороги, по которым двигалась конница врага. Стрелы крепко застревали в сухом плотном грунте. Концы их торчали над поверхностью на 5—6 сантиметров, превращая дороги в непреодолимое препятствие для лошадей, получавших ранения ног. В результате белые должны были посылать людей с молотками, чтобы они вгоняли стрелы в землю. Нетрудно представить себе, насколько это замедляло темп передвижения конницы!»
Одной из главных проблем для отряда стало появление у белогвардейцев новых английских самолётов. После их появления, самолёты стали летать на задания в ночное время, пользуясь для ориентировки находящиеся вдоль реки деревни и сёла. Одной из самых успешных операций считается обнаружение «кинжальной батареи» под городом Царицын (Волгоград).
Что самое интересное, «речной авианосец» - событие в отечественном флоте не единственное!
В декабре 1921 в Хабаровске была взорвана канонерская лодка «Вихрь» (одна из башенных канлодок типа «Шквал»). Во избежание захвата ее белогвардейцами и японцами. В 1928 году, 15 октября, корабль был восстановлен и снова вошел в состав флота, но уже в другом качестве. Теперь, это была «плавучая база несамоходная гидроавиации» (ПБНГ) или «авиаматка», как ее еще называли. В этом качестве «Амур» (новое имя корабля) в октябре-ноябре 1929 года принял участие в конфликте на КВЖД.12 октября 1929 года гидросамолеты с “Амура”, находившегося в то время в низовьях реки Амур, в течение нескольких часов были переброшены в устье Сунгари. На третий день в район боевых действий пришла сама авиаматка и полностью обеспечила дальнейшие действия гидроотряда. По оценке военных специалистов, он без “Амура” смог бы приступить к выполнению боевых задач лишь на 6-7-е сутки.
В бою 31 октября гидросамолеты 68-го отряда совершили девять боевых вылетов в районе Фугдина. Два самолета МР-1 потопили канонерскую лодку «Киан-Хын». У китайцев во всей Маньчжурии имелось только пять самолетов типа «Бреге», они ни разу за все время конфликта не появлялись над полем боя.
Нет комментариев