Часть 1.
1. Предыстория. Проекты 667А и 667АУ
В 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А.С. Кассациера начались работы по созданию атомного ракетоносца 2-го поколения проекта 667. Лодку предполагалось оснастить комплексом Д-4 с баллистическими ракетами подводного старта Р-21. Альтернативным вариантом являлось оснащение корабля комплексом Д-6 (изделие «Р», проект «Нейлон») с твердотопливными ракетами, разрабатывавшимися ленинградским КБ «Арсенал» с 1958 г. Дальность стрельбы «пороховой» ракетой должна была составлять не менее 800 км с перспективой доведения ее до 2500 км. В 1960 г., в соответствии с правительственным постановлением, дальность в первоначальном варианте комплекса Д-6 была увеличена до 1100 км при незначительном снижении точности. В качестве типоразмеров пусковых шахт как для Д-4, так и для Д-6 была задана шахта ракеты Р-13 комплекса Д-2.
По первоначальному проекту «667» лодка должна была нести восемь ракет комплекса Д-4 (или Д-6), размещенных в поворотных пусковых установках СМ-95, создаваемых ЦКБ-34. Сдвоенные пусковые установки располагались вне прочного корпуса, по его бокам, и перед пуском поворачивались на 90 градусов, устанавливаясь вертикально.
Разработка эскизного и технического проектов подводного ракетоносца была завершена в 1960 году. Однако практическая реализация разработки затруднялась из-за высокой сложности поворотных устройств ПУ, которые должны были работать в подводном положении при движении лодки.
В 1961 году была начата разработка новой компоновки, при которой ракеты Д-4 или Д-6 должны были размещаться в вертикальных шахтах. Однако в связи с низкой эффективностью твердого топлива, которое могло быть создано в то время, дальность полёта ракет не превышала 1500 км. Поэтому уже во время постройки головной подводной лодки пр. 667А было принято предложение В.П. Макеева о вооружении лодок малогабаритной одноступенчатой жидкостной баллистической ракетой Р-27, работы по которой в инициативном порядке велись в СКБ-385. А 24 апреля 1962 г. последовало правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (гептил).
В результате переориентации проекта 667 на новый ракетный комплекс появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда (как это сделали американцы на ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон»). Впрочем, 16-ракетный боекомплект был обусловлен не стремлением к плагиату, а тем фактом, что длина стапелей, на которых должны были строиться подводные лодки, оптимальным образом подходила как раз под корпуса с 16 шахтами комплекса Д-5.
Главным конструктором усовершенствованной ПЛАРБ проекта 667А (шифр «Навага») был назначен С.Н. Ковалев - создатель практически всех последующих советских стратегических ракетных атомоходов.
Строительство лодок проекта 667А началось в Северодвинске в конце 1964 года и велось необычайно быстрыми темпами. Первая ПЛАРБ К-137 была заложена на Северном машиностроительном предприятии 9 ноября 1964 г. Спуск корабля на воду (точнее, заполнение дока водой) состоялся 28 августа 1966 г. 1 сентября в 14 часов на К-137 был впервые поднят военно-морской флаг. Через год на ходовых испытаниях, в присутствии на борту корабля его главного конструктора, на максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, что на 3,3 узла превысило заданную. Таким образом, по своим динамическим характеристикам новый ракетоносец фактически сравнялся со своими основными потенциальными противниками в «подводных дуэлях» - американскими противолодочными атомоходами типа «Трешер» и «Стерджен» (29-30 узлов). В ноябре 1967 г., накануне празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, К-137 вступила в строй.
Всего, за период с ноября 1964 по июль 1974 г.г. было построено 34 корабля проекта 667А, АУ, 24 из которых в Северодвинске, 10 – в городе Комсомольск-на-Амуре.
Первые ПЛАРБ проекта 667А (К-137, К-26, К-210 и К-249) были включены в состав 31 дивизии 12 эскадры подводных лодок КСФ.
В соответствии с планами командования флота директивой НШ СФ от 19.02.69 12 эскадре было предписано в декабре 1969г. сформировать из подводных лодок 667А проекта 19 дивизию. С формированием 19 ДиПЛ 12 эскадра преобразовалась в 3 флотилию. Крейсерские подводные лодки К-137, К-26, К-210 и К-249 были переданы 19 ДиПЛ из состава 31 ДиПЛ с первыми и вторыми экипажами. К 1973 году в составе 19 дивизии находилось уже 10 кораблей проекта 667А, один корабль проекта 667АУ (К-228) и восемь вторых экипажей. В 1976 году приказом МО СССР крейсерские подводные лодки проекта 667А, АУ были переименованы в ракетные подводные крейсера стратегического назначения (рпк СН).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев