Головной корвет проекта 20386 в момент начала стыковки блоков корпуса. 23 апреля 2019 года
Закончился 2019 год, на этот раз даже по старому стилю, и начался новый, 2020-й. Имеет смысл подбить кое-какие итоги в военном кораблестроении.
В строительстве надводных кораблей ближней морской зоны всё по-старому. Вместо многоцелевых кораблей, хотя бы лёгких, продолжают закладываться МРК, цель существования которых как специализированных ракетных кораблей после прекращения действия Договора РСМД потеряла всякую ясность. Не видно конца проблемам с новыми тральщиками, а старые не модернизируются и их модернизация не планируется.
Продолжается строительство "чемоданов без ручек" – патрульных кораблей проекта 22160. Продолжала строиться разная мелочёвка, но это вряд ли те новости, от которых хотелось хлопать в ладоши.
На этом унылом фоне, однако, имели место и другие события, связанные со строительством подлодок и кораблей Дальней морской зоны. Есть совсем радостные эпизоды, а есть такие, которые стали бы таковыми, если бы наступили некоторые условия. Которые, увы, не наступили. Но ещё могут. И есть весьма скандальная загадка, природа которой до сих пор остаётся невыясненной, и о которой стоит рассказать подробнее.
Когда 4 = 5, или Где пятый боевой корабль?
20 февраля 2019 года, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, президент России В. Путин заявил:
«…в ближайшее время будет заложено пять надводных кораблей дальней морской зоны, ещё шестнадцать кораблей такого класса будут введены в состав ВМФ до 2027 года».
Позже, 9 апреля 2019 года, министр обороны С.К. Шойгу анонсировал, что в тот же день на «Северной верфи» произойдёт стыковка блоков корпуса корвета 20386, который внезапно и без упоминания о предыдущей истории этого корабля (а он формально был заложен ещё в октябре 2016 года как «Дерзкий») начали называть именем «Меркурий». «Меркурий» выглядел настолько кораблём из ниоткуда, что даже погружённые в тему люди начали выяснять, что это такое и откуда взялось. Лишь ближе к делу стало ясно, что это тот самый «Дерзкий».
Вскоре последовали те события, которые мы все помним: 23 апреля произошла закладка… четырёх боевых кораблей, двух десантных кораблей по очень сильно измененному проекту 11711 и двух фрегатов проекта 22350 с усиленным составом ракетного оружия, а именно с тремя пусковыми установками 3С-14 вместо двух, и соответственно с 24-мя единицами ударного ракетного оружия (КР и ПКР семейства «Калибр», ПКР «Оникс», ПЛУР 91Р, в перспективе – ПКР «Циркон») вместо 16.
Пятый корабль не заложили, но тогда год ещё только начинался, времени было много, и никто этому значения не придал.
А потом начались загадки.
Примерно одновременно с закладкой двух фрегатов и двух БДК в среде лиц, близких к Главкомату и некоторым «околофлотским» структурам Минобороны, ходил слух, что, возможно, пятым кораблём будет ещё один 20386, который, как известно, «эпизодически» может выполнять боевые задачи в дальней морской зоне. Подробностей, правда, никто не приводил, с другой стороны, это было неудивительно, Главкомат не раз озвучивал планы иметь три таких корабля к 2025 году (например, устами бывшего зам. Главкома вице-адмирала В. И. Бурсука), а в «Программе кораблестроения до 2050 года» их было (тогда) десять, насколько можно судить об этом с учётом закрытости документа. И планы на закладку второго такого корабля ещё осенью 2018 года озвучивались, а по факту к тому моменту, спустя два года и один месяц после закладки, только резка стали началась для головного «Дерзкого-Меркурия». В общем, исключать закладку ещё одного 20386 было нельзя.
А в мае в околофлотскую среду на «профильном» форуме был одним, судя по сообщениям, хорошо информированным и «погружённым» в эту сферу анонимом было вброшено следующее.
Якобы 23 апреля должны были закладываться пять кораблей, одним из которых действительно должен был стать ещё одни 20386. Однако в ВМФ побоялись такого решения – ведь ещё неизвестно как, каким и когда получится головной корабль. А вдруг он не получится вообще?
Но ВГК уже доложили, что кораблей будет заложено пять, и он даже озвучил это вслух. И тогда где-то в недрах ВМФ якобы возник «гениальный» план – переименовать «Дерзкого» в «Меркурий», срочно начать его строить, и 23 апреля, произведя стыковку блоков корпуса, представить дело так, что это и есть обещанный президенту пятый корабль. Однако креативщиков кто-то опередил и о подлоге президенту заранее доложил, что в итоге закончилось вопросом с его стороны «А пятый-то корабль обещанный когда заложим? А то неудобно как-то, людям обещали пять, заложили четыре». После чего военно-морским начальникам ничего не оставалось, как, спасая шкуру, ответить, что заложим, мол, в конце года, в декабре. На что Путин попросил обязательно его пригласить на закладку.
Выглядела эта версия просто по-адски наивно и была полностью проигнорирована всеми без исключения, как заведомо нереальная.
Нет комментариев