АПЛ проекта 661 "Анчар"
Источник изображения: © ОАО "ПО "Севмаш"
Вернулись домой, а до Нового года осталась пара дней. Надо сдать заказ. Сказали, что этот заказ по тем временам и по тем деньгам в товаре со всеми опытными работами стоит 2 млрд рублей. И если этого не будет подписано, то не выполнит план ни завод, ни министерство. "Сделали в четвертом цехе две шайбы, как в мясорубке с дырочками, и поставили их на циркуляционную трассу. Запустили насосы, запустили установку, все работает. Корпус дырявый. Доложили, можем выйти в море, договорились с министерством, с военными, что заказ в таком виде можно подписать и передать в опытную эксплуатацию, все это дело восстановить и продолжать дальше", - рассказывает Палкин.
Так был подписан приемный акт, сдан заказ в опытную эксплуатацию. В период дальнейшей доработки ЦКБ выпустило чертежи новых усиленных решеток легкого корпуса, работы проводились в док-камере "Звездочки". Провели ремонт, и на следующий год весной в составе Военно-морского флота лодка смогла выполнить сверхсложное боевое задание. В 1971 году она вышла на полный ход - 44,7 узла. Это достижение не превзойдено до сих пор ни одной страной в мире. В 1971-м лодка вышла в автономку в Атлантический океан, пройдя от Гренландского моря до Бразильской впадины, где снова продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США.
"Рыбка" на "крючке"
На Западе лодку прозвали "Серебряным китом" за цвет корпуса, а в России "Золотой рыбкой" - за дороговизну постройки. Говорили, что ее стоимость в то время составляла 2% от оборонного бюджета страны, поэтому и стала "золотой". От серийного строительства этих подлодок отказались еще в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.
"Назначение на "Золотую рыбку" стало для меня радостным событием, - рассказал в интервью ТАСС капитан 2-го ранга в отставке Дмитрий Жиганов. - Об этой лодке я узнал еще в училище. Изучением корабля всецело обязан экипажу. Специалисты были классные, прошедшие все стадии строительства, испытания и подготовки подводной лодки к выполнению боевых задач". Он прослужил на К-162 (впоследствии К-222) с конца 1973 по 1986 год в должностях от командира гидроакустической группы - инженера до командира боевой части связи - начальника радиотехнической службы. На "Рыбке" прошел две автономки.
Корабль уникален своими техническими решениями: мощная ядерная энергетическая установка, десять крылатых ракет подводного старта "Аметист" и, конечно, титановый корпус. Чистота в отсеках и никакой ржавчины. Экипаж любил, знал и хранил свой корабль
Дмитрий Жиганов, капитан 2-го ранга в отставке
Однако уникальность корабля, по мнению подводника, тесно связывала его с заводом при проблемах технического характера. "За период службы корабль переходил из Западной Лицы (пункт базирования кораблей Северного флота в 45 км от границы с Норвегией - прим. ТАСС) в Северодвинск на завод и обратно шесть раз. Периоды отрыва экипажа корабля от боевой подготовки, подводников от семей достигали многих месяцев. И это негативно сказывалось на морально-психологической обстановке в коллективе", - говорит Жиганов.
Комментарии 3