белые дома выделяются на фоне зелени. Использование черепицы для крыш свидетельствует о более влажном климате, нежели на западном берегу, где в обычае плоские глиняные кровли. Пирамидальные тополя прекрасно рисуются на фоне пейзажа, где зелень винограда имеет более светлый, нежный оттенок, нежели листва деревьев, на фоне бледной, высохшей зелени луговин. Мечеть деревни с её толстым минаретом изяществом не отличается. Слева – ветряная татарская мельница с восемью крыльями является образцом конструкций такого рода, таких простых и лёгких, действующих наподобие немецких мельниц, называемых bockmuhle. Стены и даже пол сплетены из веток.
Многие частные лица занимаются в Отузе культурой винограда, которая здесь успешно развивается. Я разместился у немецкого колониста по имени Фридрих Шиг, главы одного из пяти семейств этой национальности, которые обосновались здесь. Я задавал ему вопросы о его владениях и об арендной плате. Он сказал мне, что получил от правительства 7 десятин земли (765 французских аров), за которые платил 12 рублей серебром и несколько копеек подушной подати, не считая правительственных налогов; сверх того он должен был давать 5 рублей серебром за землю; что поднимало его арендную плату до 50-60 французских франков в год.
14 июля я продолжил путь в Козы. Идти вдоль берега невозможно, так как над ним нависает Эчкидаг с его отвесными скалами, и я вынужден был пройти через высокий и дикий перевал, соединяющий Эчкидаг и Сандык-Кая. Один из утёсов этой скалы выглядит как суровая обнажённая стена к северу от дороги. Татары называют её Кизильташ-Кая (скала красного камня).
Вначале Козская долина с этой дороги выглядит чрезвычайно живописно, и пейзаж, окружённый со всех сторон голыми скалами, весьма дик; но, наконец, они расступаются, и дорога выходит в долину, утопающую в зелени благодаря ручейку, вытекающему у подножия скал. Делая изображение Коз, я стремился соединить в нём всё интересное в этой долине; оно уточнит то, что не смогут объяснить слова. Зритель обращён лицом к дороге, которую я только что проделал, и, следовательно, справа от него находится Эчкидаг с его известняковыми скалами, перекрывающими сланцем, а слева – Сандык-Кая, чьи отвесные склоны представляют собой первый, начиная от Феодосии, образец юрских обрывов, ограждающих крымское побережье вплоть до Балаклавы. Между обеими горами рисуется преграда в виде чёрного известняка, которую я только что пересёк: она разделена на два фрагмента: ближайший к Сандык-Кая несёт руины крепости Эльтиген, стена которой тянется по земляной площадке, видной посередине; слева видны три острые скалы, из них самая высокая называется Деликли-Кая. Около неё – остатки надгробий и древней церкви. <…>
На первом плане рисунка представлена Козская мечеть, в стиле деревенских мечетей, и вокруг неё татарское кладбище; его надгробия, как в Отузе и ряде других мест этой части Крыма выглядят как столбы прямоугольного сечения из серого лиазического песчаника с антрацитом. <…>
Нижняя часть долины длиной 5 вёрст до моря покрыта виноградниками, значительная часть которых принадлежит частным лицам из Феодосии. Козские вина считаются одними из самых лучших в Крыму; некоторые имеют особый привкус, зависящий от свойств почвы, который со временем утрачивается».
📝 Дюбуа де Монпере Фредерик «Путешествие вокруг Кавказа, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и в Крым» (1839-1843).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев