«Столько кружева здесь сплели, что обтянешь вокруг земли … »
Казацким кружевницам посвящается …
Публикация «Прошлое и настоящее Елецкого края» создана в рамках проекта «Елецкий край – колыбель кружева». В материалах рассказывается об истории кружевного дела в Казаках и местных кружевницах.
В конце XIX- начале ХХ вв. Казацкая волость – крупный торгово-промышленный центр Елецкого уезда. К этому времени кружевоплетением в селе Казаки занимались целые семьи. В волости действовала школа для обучения крестьянских детей ремеслу, созданная на средства земства в с. Рябинки.
В книге «Русское кружево и русские кружевницы» С.А.. Давыдова пишет, что в 1865 году в Казаках было 387 кружевниц, а к концу 1880-х их число увеличилось до 500.
Некогда богатое на рукодельниц село, осиротело – ушли из жизни мастерицы, своими руками создававшие историю кружевоплетения Елецкого края. К счастью, живы их дети. Ольга Михайловна Щетинина в прошлом учитель русского языка и литературы казацкой школы рассказала нам о своей маме Александре Евлампиевне Черкашиной и ее старшей сестре Клавдии Евлампиевне Поздняковой, кружевницах, стоявших у истоков кружевного промысла в Елецком крае.
- В Казаках издавна занимались кружевоплетением. Бабушка по материнской линии Наталья Тихоновна Третьякова с малых лет учила детей кружевному мастерству. Из четырех дочерей – три стали кружевницами. Это Клавдия, Вера и Александра. После замужества Вера Евлампиевна Семенихина и моя мама Александра Евлампиевна Черкашина остались в родных Казаках, а Клавдия Евлампиевна Позднякова жила и трудилась в с. Аргмач-Пальна. Долгие годы Клавдия Евлампиевна руководила артелью «Заветы Ильича». В заметке «Кружевницы – съезду партии» начальник планового отдела Елецкого промсоюза кружевниц Е. Дякина особо отмечает артель, возглавляемую Поздняковой, коллектив которой «за хорошее качество и высокий художественный уровень кружевных изделий» был награжден Всесоюзной торговой палатой Дипломом 1-й степени.
Александра Евлампиевна – младшая в большой крестьянской семье. В 2019 году ее не стало, несколько месяцев не дожила она до 90-летия.
- Мама говорила, что кружево кормило, от голода спасало. Плели в основном ночью, днем работа в колхозе и по хозяйству. В послевоенные годы на вырученные за сданное в артель кружево, налоги платили, - рассказывает Ольга Михайловна.
Во время войны встретила Александра будущего мужа Михаила Самсоновича Черкашина. Сибиряк из Красноярского края находился в Казаках на лечении после ранения.
- На фронте отец был войсковым разведчиком, служил до 1947 года. После первой встречи переписывались, а демобилизовавшись, приехал к маме в Казаки. Поженились, построили дом, родили четверых детей. У папы руки – золотые – дом практически один возводил, отделывал, в технике разбирался, любую поломку мог устранить, а еще электриком был превосходным, - вспоминает дочь.
Александра Евлампиевна, как и ее сестры, посвятила жизнь любимому делу. Стаж работы кружевницей у нее 42 года. Сначала состояла надомницей в артели Имени Ленина. После их преобразования в 1960 году в Комбинат художественных промыслов работала там, затем в Производственном художественном объединении «Елецкие кружева». За многолетний и добросовестный труд А.Е. Черкашина была награждена Дипломом за активную работу по сохранению народных ремесел (кружевоплетению), благодарственными письмами и почетными грамотами, участвовала в выставках.
- Мама, одна из немногих кружевниц плела на знак качества, который в советское время присваивался особой комиссией товарам высшего качества. Плетение, натяжение нити у мамы было превосходное. На комбинате ей доверяли выполнять так называемые «пилотные» образцы по новым, разработанным художниками сколкам. К сожалению, с годами многое стерлось из памяти, но одно знаю точно, что она и еще три кружевницы, одна из которых была из Воронца, на экспорт плели покрывало стоимость 25 000 рублей.
Время безжалостно в отношении отдельной человеческой судьбы, отмеряя минуты, часы, годы, кому-то больше, кому-то меньше. Однако оно не властно над произведениями искусства. Елецкий кружевной промысел стал неотъемлемой частью самобытной народной культуры. Старательность, усидчивость, возможность дополнительного дохода – могли ли эти составляющие сделать изделия кустарного производства всемирно известными? Конечно, нет. Увлеченность любимым ремеслом, талантливость, художественное чутье, созерцательность – эти черты русского национального характера превратили поденщину в магию кружевного волшебства.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев