Поступление в техникум
Из опыта абитуриентки 2021 года и ее родителей
На днях, 2 октября, многочисленные техникумы и колледжи нашей страны отметили свой праздник – День профессионально-технического образования, который пока не входит в число официальных. Думается, его признание на государственном уровне еще впереди. Эта дата неслучайна – более восьмидесяти лет назад, 2 октября 1940 года был ратифицирован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», положивший начало созданию в стране системы профтехобразования, ныне – системы среднего профессионального образования (СПО). Полтора месяца назад завершилась приемная кампания в средние специальные учебные заведения (сузы), студенты-первокурсники приступили к занятиям. Хочу подвести ее некоторые итоги через призму личного опыта и поделиться им с теми, кому еще предстоит пройти этот путь.
Скажу честно – я отношусь к числу сторонников высшего образования. Особенно для гуманитариев, тем более – для девушек. Поэтому раньше полагала, что тема СПО для нашей семьи неактуальна. Но никогда не говори «никогда», и со временем я стала задумываться над вопросом: а почему, собственно, нет? Правилами поступления в вузы и сузы я интересуюсь, за новыми тенденциями и веяниями слежу, поэтому сделала для себя несколько выводов. Во-первых, поступить на востребованную специальность на бюджетное отделение вуза – особенно гуманитарию – становится все сложнее даже при наличии, казалось бы, неплохих результатов ЕГЭ – уж очень высока конкуренция. Во-вторых: в сузах теперь достаточно много интересных специальностей и профессий, получив которые ребенок сможет зарабатывать себе на хлеб с маслом. Отсюда умозаключение: идти в десятый–одиннадцатый классы имеет смысл только при совпадении следующих условий – когда у школьника есть огромное желание получить высшее образование, его знания и устремления дают обоснованную надежду на поступление в вуз. А у родителей есть финансовая возможность подстраховать свое чадо в случае, если заполучить заветное бюджетное место в вузе все же не удастся и придется учиться платно или учебное заведение не предоставляет общежитие, и нужно будет снимать квартиру. И то, и другое стоит недешево, при этом порой даже сложно сказать, что обойдется дороже – многое зависит от того, в каком городе станет учиться студент.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу: наша девятиклассница будет поступать в колледж. Тем более, что результаты экзаменов (ОГЭ) здесь важны только как условие получения аттестата, средний балл которого и играет определяющую роль при поступлении в суз. Подробнейшим образом изучать ситуацию (наличие государственных колледжей, специальностей в них, проходных баллов) я начала с сентября. Ребенка ориентировала на то, что нужен хороший средний балл аттестата, а значит, очень нужно постараться, поднажать. Мы решили, что это должен быть колледж Тверской области. Специальность выбирали, связанную с программированием или разработкой мультимедийных приложений. Ориентировались только на бюджет, коммерческое обучение не рассматривали, хотя его стоимость, с моей точки зрения, вполне приемлемая. При этом, согласившись со мной, что оценки нужны хорошие, ребенок, тем не менее, не особо старался налечь на учебу, пустив этот процесс на самотек.
До января я примерно набросала круг колледжей, в которые мы могли и хотели бы поступить, выбрав и несколько запасных вариантов. После этого стали ждать, когда появятся контрольные цифры приема (КЦП) – по законодательству они должны быть определены до 1 июня. Стоит отметить, что у большинства наших тверских колледжей так оно и было. В других регионах цифры появились даже раньше.
С обнародованием КЦП пришло понимание того, что легко не будет. Например, в нашем Нелидовском колледже для парней есть хорошие, востребованные специальности, но для девочек все сложней. Здесь не оказалось той, по которой мы могли бы пойти учиться, в том числе по направлению, связанному с программированием. Нет, конечно, набирали абитуриентов на профессию «мастер по обработке цифровой информации», но это было не то, к чему мы стремились. Подавать документы не стали.
Следующее учебное заведение, которое мы рассматривали, – Западнодвинский технологический колледж имени Ковалева. Там программирования тоже не оказалось, но была специальность «компьютерные системы и комплексы» (КСК). При этом можно отметить хорошо отработанную систему привлечения в суз потенциальных абитуриентов – мы еще только подумали о возможности обучения, а мне уже позвонили из колледжа, пригласили подать документы, что и было сделано дистанционно, через электронную почту, благо такая возможность имелась. (Правда, до сих пор непонятно: откуда в этом колледже взяли мой номер телефона и другие личные данные?)
Но такой подход практикуется отнюдь не во всех сузах. Так, например, в тверском химико-технологическом колледже тоже была специальность «компьютерные системы и комплексы», но подать туда документы можно было только лично или через Почту России. Решили, что в нем пытать счастья не станем.
Из сузов Твери специальность «программирование» была лишь в двух – промышленно-экономическом и колледже имени Коняева. В оба отправили документы в электронном виде. Казалось бы, полдела сделано, теперь сиди за компьютером, мониторь ситуацию, выбирай. Но все, увы, не так просто. Когда пришла пора принимать решение, сложилась парадоксальная ситуация: а выбирать-то и не из чего.
В Западнодвинском колледже на КСК не набиралась группа, желающих обучаться на тот момент было менее половины от заявленной цифры. В конце концов, прием там был продлен, и еще в середине первого учебного месяца абитуриенты приносили документы, на 19 сентября было набрано 20 человек из 25. Но мы рисковать не хотели.
В промышленно-экономическом колледже за все время приемной кампании ни разу не были опубликованы рейтинговые списки. Зато в письме на мою электронную почту, пришедшем в ответ после отправки копий документов, нам рекомендовали привезти подлинники. Позвонив в приемную комиссию, я снова услышала: ждем от Вас оригиналы документов. На вопрос: а каков же на данный момент проходной балл, ответили вопросом: «А у вас сколько? 4,55? Привозите, вы проходите, хотя, конечно, все еще может измениться». Нам показалось, что слишком мало конкретики и невозможно отследить ситуацию. Кстати, какой там в конечном итоге оказался проходной балл, мы так и не узнали, этой информации на сайте просто не оказалось. Полагаю, могли бы пройти. Но существовала и вероятность остаться при своих интересах. И снова рисковать не стали.
Колледж имени Коняева. Безусловно, главную ставку мы делали именно на него. В прошлом году проходной балл на «программирование» равнялся 4,47. Мы со своим 4,55 рассчитывали на поступление. Но, как говорится, человек предполагает, а судьба располагает. Выяснилось, что такого балла нынче недостаточно для того, чтобы стать студентом этого колледжа – востребованное в регионе учебное заведение привлекло такое количество абитуриентов, что проходные баллы просто зашкаливали. По нашей специальности балл вырос до 4,56 (и это притом, что набирали три группы – 75 человек), по другим востребованным специальностям он был еще выше, доходя до 4,7–4,8 баллов – по «экономике и бухгалтерскому учету», «праву и организации социального обеспечения». Кстати, заметили такую тенденцию: в течение последних трех–четырех лет проходной балл в колледж только растет. Конечно, можно было поступить на «сетевое и системное администрирование», документы туда тоже подавали и по баллам проходили, но решили, что это не то, чего мы хотим. Пришлось напомнить ребенку о призыве поработать на аттестат и ее обещании сделать для этого все возможное, но это было сказано уже просто в качестве назидания.
Итак, какие же выводы можно сделать? Первый: престижность среднего профессионального образования растет. Спрос на квалифицированных специалистов, которые могут работать со сложным оборудованием на высокотехнологичном производстве, повышается. В колледжи и техникумы сейчас идут учиться отнюдь не троечники, а дети с весьма высоким баллом аттестата, среди которых немало круглых отличников. Правда, остается вопрос: а куда деваться троечникам, которые не прошли в сузы и вынуждены были вернуться в школы? Их шансы занять после окончания 11 класса бюджетные места в вузах стремятся к нулю, впрочем, как и в колледжах – специальностей для них здесь намного меньше, чем для тех, кто окончил 9 классов.
Вывод второй: сейчас не пользуются большим спросом колледжи, расположенные в маленьких городках. В Нелидовском колледже, в частности, по всем специальностям нынче был объявлен дополнительный набор, группы в основном сформировали уже к концу августа. И, например, мастеров по обработке цифровой информации набрали 22 человека из 25 возможных. А это говорит об одном: молодежь всеми силами стремится уехать из провинции в мегаполисы. И есть опасение, что эта тенденция в дальнейшем может лишь усилиться.
Не претендуя на роль знатока, тем не менее, хочу посоветовать родителям девятиклассников-потенциальных абитуриентов: уже сейчас начинайте штудировать сайты учебных заведений, изучать специальности, проходные баллы, обеспеченность общежитием. Совет детям: подумайте о том, что последний учебный год решает очень многое, подтяните оценки, заработайте хороший аттестат с высоким баллом.
Что касается нашей абитуриентки – она все-таки стала студенткой, учится в политехническом техникуме, поступила на специальность «программирование/разработка веб и мультимедийных приложений» – сработал запасной вариант, которых у нас было несколько. Где находится техникум, говорить не стану, дабы меня не упрекнули в его рекламе, скажу только, что это далеко от Твери, в которую мы стремились и где сейчас «грызут гранит науки» многие нелидовские выпускники-девятиклассники. Учеба нравится, к освоению программы наша студентка стала прикладывать намного больше усилий, чем в школе. Остается надеяться, что учиться ей не надоест. И еще: я все-таки лелею надежду, что это только первая ступень получения образования, и по окончании техникума появится возможность поступить в вуз. А как это будет на самом деле, покажет время.
Подготовила Светлана Цветкова
Нет комментариев