Главная премьера в жизни актрисы Вивьен Ли.
Шестого февраля пришла очередь самой важной для Вивьен Ли премьеры. Несколько лет она убеждала мужа поставить «Антигону» Жана Ануя. Оливье утверждал, что Вивьен Ли создана для легкой комедии, ее голос не годится для трагедии (традиция требует от трагических актрис сильного и низкого голоса), а «Антигона» принесет его жене одни разочарования.
Вивьен Ли, естественно, хотела доказать Оливье, что она может играть трагические роли. Ей было необходимо покончить с ярлычком «дрезденской статуэтки», которая оттеняет мужественность своего великого партнера. В их дуэте с Оливье, в конце концов, отвага, талант, сила Нельсона опирались не на женскую хрупкость леди Гамильтон, а на ее интеллект, высоту духа, силу чувства. Вивьен Ли твердо знала, почему она выбрала «Антигону», и Оливье уступил.
В день премьеры сторонники Вивьен Ли в театре «Нью» были в меньшинстве. Занавес поднялся. Оливье в вечернем костюме представил действующих лиц на аскетически оформленной сцене. Посредине - столик, за которым задумался правитель Фив Креон. На ведущих к трем дверям ступеньках - три в шинелях, старая кормилица, сестра героини Йемена, жених Антигоны Гемон. В глубине, у низкого барьера, обозначающего стены, вяжет жена Креона Эвридика. С противоположной стороны, также у «стены», стоит, задумавшись, Антигона - Ли.
Чем-чем, а даром сценического присутствия Вивьен Ли обладает - ее нельзя не заметить, хотя стоит в глубине и молча, положив худенькие руки на колени, смотрит в себя, вглубь, в будущее. Маленькая, бледная, по-мальчишечьи остриженная девушка. Серьезное, значительное лицо. Спокойная, слишком спокойная поза подсказывает - она на пределе, как пружина, что вот-вот освободится, и тогда несдобровать никому из остальных героев, даже не заметивших, что Хор закончил свой печальный комментарий.
Поначалу казалось, что актриса не изменила своей, не раз подвергавшейся нападкам манере: трогательно высокий голосок, хрупкая женственность, очаровательно светлая улыбка. Кормилице и в голову не придет, что такая девушка может ночью - в поле - подстерегать момент, чтобы похоронить тело брата, оставленное разлагаться на страх возможным бунтовщикам. Вивьен Ли - опытная актриса, и, когда надо, в ее голосе пробегает усталость, в улыбке проскальзывает тоска, а романтическая приподнятость ее гимна природе (в контраст с окаменевшей пластикой движений) предвещает драму, не понятную ни кормилице, ни публике. И все же - разве может эта романтическая инженю сыграть Антигону?!
И вдруг зал затаил дыхание. Когда на сцену вышла Йемена и в первых же звуках ее поспешной, льстиво извиняющейся речи зазвучала ложь и трусость, когда в качестве якоря спасения она бросила в лицо сестре подленькую фразу: «Ты сошла с ума!» - Антигона преобразилась. Низкий, властный голос (как не удивиться - на целую октаву ниже!) - по коже пробегает холодок... Глубокий, потемневший от разочарования взгляд.
Спокойная, непреклонная воля - как будто Скарлетт предложили сохранить Тару, если она предаст Эшли, или Эмма Гамильтон узнала, что ей придется отречься от Нельсона, или Майре Лестер обещали вернуть молодость и любовь ценой подлости и унижения.
Поразительнее всего в этой Антигоне ее одиночество, отделившее героиню от остальных невидимой, но совершенно реальной стеной. Вот откуда этот режущий укором взгляд, усталое спокойствие, низкий, негодующий голос: Антигона знает главное - не слова, не доводы разума определяют выбор людей, а сила или слабость их духа, и по игре судьбы она - юная, влюбленная в красоту девушка - сохранила здесь силу духа и обязана бросить вызов Пустоте. Потому-то она мешает всем, всех раздражает, кажется всем безумной.
Конечно, Оливье рисковал: эта пьеса - поединок идей, но зал уже во власти Вивьен Ли. Всех захватил поединок Антигоны с Изменой, с белокурым, безвольным Гемоном, с тупым и жадным стражником, наконец - с циником Креоном. Антигона говорит, убеждает, спорит, кричит, наступает, и все, что происходит в ее душе,- перед зрителем. Каждый шаг в трагической игре, в старом споре с жизнью, которая вечно заставляет героинь Вивьен Ли выбирать - благополучие или муки, смерть или позорную жизнь. Только в этой пьесе героиня проходит весь путь до неизбежного конца.
Такой Вивьен Ли еще не видели. Притихший зал старался не упустить ни слова в длинном споре Антигоны с Креоном, которому так хочется избежать неприятностей и убедить эту колючую, непослушную девчонку забыть слово «нет» и вместе со всеми говорить «да!». Час назад многие не верили, что актриса сыграет героиню Ануя. Теперь они удивлялись ее владению голосом, ее темпераменту, ее умению передать оттенки чувства и мысли героини.
Без Героя нет трагедии, и Антигона Вивьен Ли была трагической героиней - непреклонным, неумолимым голосом совести и правды, живым символом стойкости и неподкупности, человеком, который не примет компромисс. Моменты смятения, усталости, минутных колебаний придавали поединку двух главных героев пугающую достоверность, помогали узнать современницу в персонаже античной трагедии, выведенном на сцену одним из свидетелей недавней трагедии 40-х годов XX века.
Вивьен Ли напомнила всем, что человеком остается тот, кто сохраняет решимость идти за своей совестью. Ради этого она заставила Оливье ставить Ануя, и поэтому зал театра «Нью» вскипел овацией, когда Хор подвел итог истории Антигоны, без которой «всем было бы так спокойно». После окончания в фойе говорили только о Вивьен Ли. О чувстве трагического, о благородстве ее Антигоны, о голосе актрисы. Один из постоянных зрителей сказал жене: «Теперь я понял, что это действительно великая актриса».
Рецензенты были единогласны: «Вызывающая пьеса Ануя в постановке Оливье - наиболее яркое событие сезона. Вивьен Ли раскрывает непреклонную твердость и достоинство, с какими идет на мученическую смерть во имя морального принципа Антигона...». «Это новая Вивьен Ли: широкий по тембру и амплитуде голос, фанатическая сила характера, спокойная энергия непоколебимого борца».
Общее впечатление резюмировала О. Уильямсоп: «Миниатюрная, худенькая Антигона Вивьен Ли, верная долгу и гордая, пронзает пьесу как меч - вся во власти идеи, на мгновение сломленная страхом, бросающая вызов и невозмутимая. С новой силой она выразила нежность и боль, ибо Антигона не только личность, восстающая против деспотизма, но и влюбленная девушка».
Владимир Утилов "Вивьен Ли" (урывок)
Фото: 1. Вивьен в образе Антигоны на обложке журнала "Theatre World"
2, 3. Вивьен - Антигона
4, 5, 6, 7. По ходу пьесы...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев