По инициативе депутата городского Совета Букина С.Г., на основании обращения избирателей, во второй раз запущен процесс изменения в Устав муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» (специально написал так, как мы называемся!) в части формы избрания главы.
В первый раз попытка внести такие же изменения была в июне 2021 года. Решение состоялось, если бы за него проголосовало 2/3 депутатов, то есть 17 из 25. Тогда из 23 присутствующих депутатов 14 проголосовало «ЗА» и 9 – «ПРОТИВ». В итоге проводились внеочередные муниципальные выборы главы, им стал Шубин Д.М.
В чём же суть предлагаемых изменений? Пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены следующие формы избрания главы муниципального образования:
- на муниципальных (прямых) выборах (как это было ранее);
- представительным органом (Советом) из своего состава (на первом заседании после выборов депутатов);
- представительным органом (депутатами) из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией.
То есть изменения в Устав МО предполагают отказаться от прямых выборов мэра и перейти к третьей форме.
Допустим, что изменения в Устав приняты. Как же будет происходить в дальнейшем процесс избрания. Советом городских депутатов разрабатывается Положение о конкурсной комиссии. Как правило, из опыта других муниципалитетов, оптимальное количество членов конкурсной комиссии - 6 человек, половина из которых назначается Советом от общественности города, а другая половина – главой Ахтубинского района. Конкурсная комиссия после своего первого заседания публикует дату начала приема заявлений от кандидатов на пост мэра, условия конкурса и его дату, но не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения. Кроме общепринятых требований к кандидатам (гражданство РФ, возраст старше 21 года, отсутствие судимости), будут предъявляться дополнительные требования – наличие высшего образования и предоставление трудовой книжки. В назначенный день зарегистрированные кандидаты знакомят конкурсную комиссию со своими программами деятельности на посту главы, отвечают на вопросы в части законодательства по местному самоуправлению. После заслушивания всех кандидатов комиссия представляет не менее двух отобранных кандидатов для избрания депутатами городского Совета. Глава вступает в должность со дня избрания Советом, срок полномочий составляет 5 лет.
Важно отметить тот факт, что тенденция ухода от прямых выборов в местном самоуправлении с каждым годом увеличивается. Так, на конец 2021 года из 1117 малых городов, прямые выборы главы остались только в 82 городах. А из 109 крупных городов (с населением свыше 200 тыс.чел.), только 7 – это Новосибирск, Томск, Анадырь Абакан, Улан-Удэ, Якутск и Хабаровск. В 2022 году этот список покинули Томск и Новосибирск. В Астраханской области из 140 муниципальных образований, прямые выборы проводятся только в 20 поселениях.
В случае отказа от прямых выборов экономятся средства местного бюджета, которые можно перенаправить на социально значимые расходы. Для бюджета Ахтубинска муниципальные выборы обходятся в 1,5…2 млн. руб., к примеру, для Томска – 23,5 миллионов, а для Новосибирска – порядка 60. Опять же, уровень современных пиар-технологий позволяют создать в предвыборной кампании из самого отрицательного персонажа образ «положительного героя». Кандидаты склонны включать в свои предвыборные программы неосуществимые обещания, в результате всенародные выборы превращаются в орудие политической борьбы, и к власти может прийти некомпетентный политик-популист, ничего не понимающий в городском хозяйстве, чьи малоэффективные действия отрицательно скажутся на жизнедеятельности горожан.
Таким образом, несмотря на имеющий место негативный фон и отрицательное отношение небольшой части населения к отмене прямых выборов глав муниципальных образований, стоит признать, что это решение направлено на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, его результативности, что в итоге должно сказаться на качестве и уровне жизни местного населения. Это факт подтвержден положительной статистикой деятельности глав тех муниципалитетов, отказавших от прямых выборов ранее.
Нет комментариев