Происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца.С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в довольстве и почёте.Симон Фёдорович Ушаков умер 25 июня 1686 года в родном городе.Мнение о творчестве Симона Ушакова довольно спорное. Некоторые критики считают его человеком, который многое сделал для стирания границ между изобразительным искусством и иконописью. Так, историк Георгий Филимонов заявлял, что значение его художественной деятельности состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи.Полярного мнения придерживался другой известный отечественный искусствовед и критик — Игорь Грабарь. Он утверждал, что роль Ушакова недостаточна для полного отхода от самобытных русских иконописных традиций и формирования новых норм. Впрочем, такой же строгой критике подвергались все царские живописцы допетровской эпохи.До наших дней сохранилось более пяти десятков работ Ушакова. Есть также иконы, которые приписывают ему на основе сходства стилей, цветовых решений. Но, вероятнее всего, это просто копии или подражания, создаваемые многочисленными учениками Симона Ушакова.Самыми известными подтвержденными искусствоведами работами автора являются:-«Богоматерь Казанская», 1658 год. Одна из известнейших работ Ушакова, она была создана специально для хором царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Великого и второй жены Алексея Михайловича;-«Богоматерь Донская», 1668 год. Эта икона считается необычной из-за улыбки, которую автор изобразил и которую обычно избегали рисовать другие титулованные художники второй половины XVII столетия;-«Сергий Радонежский», 1669 год. Работ, посвященных Радонежскому, у Пимина Ушакова было несколько. Считается, что это один из его любимейших святых, и этот лик Сергия вполне успешно доказывает теорию искусствоведов;-«Спас Нерукотворный», 1669 год. На этом изображении особенно хорошо видны нестандартные творческие решения по построению света и тени на иконе. Выбиваются из стандартов и подсвеченные, детализированные волосы Христа.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев