Антиалкогольная тематика проходит через всю историю советского плаката, но в разряд первоочередных и актуальных она выдвигается во времена антиалкогольных кампаний и акций, периодически проводимых государством и общественными организациями.
Первая антиалкогольная кампания была предпринята вскоре после завершения Гражданской войны. Запрет на открытую продажу водки возмещается «черным рынком» самогона, который удовлетворяет потребности населения и наносит материальный ущерб государству. Именно против самогоноварения был направлен главный удар советской пропаганды, и одним из первых нанес его Владимир Маяковский агитационным лубком «Вон ¬ самогон!» (1923). Стихи, иллюстрированные автором, трактовали пьянство как политическое зло, провоцируемое врагами советской власти. Бороться с ним автор предлагал знаниями, просвещением и культурой. Отдельные строки стихотворения затем неоднократно использовались в виде текстов антиалкогольных плакатов, ¬ например, в изданном тогда же листе «Самогонщиков из деревни вон!». Автор плаката уподобляет борьбу с алкоголем борьбе с контрреволюцией, их образная трактовка ¬ в виде зеленого змия ¬ очень близка.
Следующая антиалкогольная кампания развернулась в конце 1920¬-ых годов. В 1926 году появились тезисы ЦК ВКП(б) «О борьбе с пьянством» и декрет СНК РСФСР о мерах борьбы с алкоголизмом. В 1928 году было создано Общество по борьбе с алкоголизмом. Плакат составил в эти годы важнейшую часть антиалкогольной кампании. Он связывал искоренение пьянства, которое считалось пережитком капитализма и результатом «разгула нэпманской стихии», с завершением культурной революции, с антирелигиозной пропагандой, с повышением культурного уровня населения. Плакат осуждал пьянство и на бытовом уровне. Он говорил о губительных последствиях алкоголизма для семьи, призывал отцов к трезвости (Дмитрий Буланов «Папа, не пей», 1929). Алкоголик изображался человеком опустившимся и страшным. Пьянство как социальное зло связывается также с вредным влиянием религии (Владимир Козлинский «Долой церковные праздники!», 1929).
В плакатах, агитирующих за пятилетку, пьянство трактуется как тормоз социального и экономического прогресса: «Социализм и алкоголизм не совместимы». Определяются два направления в решении темы ¬ социально¬ политическое и нравственно-¬этическое. Позднее выделится еще одно направление, показывающее вред алкоголя для здоровья человека.
Антиалкогольная тема не занимает значительного места ни в 1930¬-ые годы, когда официальная статистика фиксировала некоторый спад пьянства, ни в 1940-ы¬е ¬годы войны и послевоенного времени. Она приобрела актуальность в связи с новой Программой партии, принятой XXII съездом КПСС в 1961 году и определившей «Моральный кодекс строителя коммунизма». Этот документ моделировал идеальный образ советского человека, нравственные критерии которого несовместимы со злоупотреблением спиртными напитками. Кодекс широко пропагандировался плакатом, антиалкогольная тема заняла в нем заметное место. Особенно успешно разоблачали пьянство мастера¬-сатирики московской мастерской «Агитплакат», ленинградского «Боевого карандаша» и Санпросветиздата.
Последний виток антиалкогольной пропаганды был вызван первым перестроечным постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985). В 1986 году в самом большом выставочном зале Москвы была организована выставка антиалкогольного плаката, а в 1987 проведен всесоюзный конкурс плакатов «Трезвость ¬ норма социалистического образа жизни». В работе над этой темой приняли участие многие ведущие мастера плакатного искусства. Их произведения, отмеченные остротой постановки проблемы и убедительностью ее художественного воплощения, показали страшные социальные последствия алкоголизма. https://ok.ru/visit.the.ussr/album/56749154631720


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев