Упоминаются в Старшей и Младшей Эддах, причем в Старшей - без имен. Есть мнение, что имена им дал сам Снорри.
В «Песни о Трюме (Похищение Молота» (Þrymskviða (Hamarsheimt) ) Тор собирается ехать к Трюму возвращать украденный молот:
Пригнали козлов
к дому поспешно
и тотчас впрягли их
для резвого бега.
Горела земля,
рушились горы:
в Ётунхейм ехал
Одина сын.
Одна из ключевых способностей козлов - их способность к воскрешению. Тор (и его спутники) съедают мясо, а кости складывают на шкуры, после чего Тор освящает их своим молотом. Идея «возобновляемой еды» встречается в скандинавском фольклоре вместе с поверьем о запрете ломать кости, иначе съеденное животное утрачивает свою способность к воскрешению.
Одному из козлов однажды сломали бедренную кость, вследствие чего он охромел. В СЭ и МЭ указываются разные виновники:
В «Песни о Хюмире» (Hymiskviða) говорится:
Недалеко отъехали,
вдруг полумертвый
упал на дорогу
Тора козел:
постромок скакун
охромел неожиданно;
Локи зловредный
в том был повинен.
В «Видении Гюльви» в том был повинен Тьяльви и, в качестве искупления вины, он сам и его жена Рёсква стали спутниками Тора.
Одно из прозвищ Тора - «Владетель козлов», Hafradróttin (Hafranjótr). «Похитителем козла» (hafrsþjóf) зовется Локи.
Что интересно, среди кеннингов козла встречаются такое как «grímnir». Да-да, это, помимо прочего, хейти Одина.
Список кеннингов козла приводится в «Перечне имен»:
Hafr heitir grímnir
ok geirhölnir,
tangjnóstr, kjappi
ok tanngrisnir,
skimuðr ok brúsi,
bokkr, grímr taliðr.
Heitir ok heiðrún,
haðna ok kiðlingr,
er kolmúla
ok kið saman.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев