В каждом из нас есть три состояния: ребенок, родитель, взрослый. С этими состояниями связаны определенные способы поведения нас в разных жизненных ситуациях, реагирования на обстоятельства, восприятие обстоятельств. Самое первое состояние, которое формируется в нас — это ребенок. Далее поговорим чем особенно состояние ребенок, как происходит формирование личности ребенка, какой возраст формирования личности ребенка за что отвечает, и почему это все так важно. И так, начнем.
Формирование и развитие личности ребенка
происходит в несколько этапов:
Дошкольный период (от 0 до 5 лет).
Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет).
Младший подростковый возраст (от 11 до 12 лет).
Старший подростковый возраст (от 13 до 14 лет).
Юность (с 15 лет).
Рассмотрим подробно этапы формирования и развития личности ребенка.
Дошкольный период
(от 0 до 5 лет).
В этот период ребенок не может сам о себе заботиться, о нем заботятся взрослые. В дошкольный период малыш ведет себя интуитивно соответственно обстоятельствам. Ответственность ему еще не присуща. Ребенок демонстрирует непосредственность чувств, его не стесняют никакие нормы морали. Чужие интересы игнорирует. Вымысел фантазии не отличим для ребенка на этом этапе от реальности объективной.
До пяти летнего возраста ребенок агрессивен. Это врожденный природный механизм. Агрессия пускается вход импульсивно, инстинктивно, способности к самоконтролю практически нет.
Указания по выполнению чего либо, ничего не дадут, такие как: не трогай, положи… — поэтому бессмысленно ими пользоваться. До пяти лет – это возраст отрицания, когда малыш делает все наоборот тому, что от него требуют. Самым большим авторитетом является родитель.
Дошкольный период – это самая высокая способность к обучению. Ребенок учится, повторяя все что видит.
До 5 – 7 летного возраста формируются автоматические способы поведения. Так формируется наше бессознательное поведение.
Младший школьный возраст
(от 6 до 10 лет).
Малыш уже научился в какой-то мере заботиться о себе сознательно, хотя о нем все еще заботятся взрослые. Уже начинает учитывать интересы других. Поведение начинает выстраивать сознательно. Начинает свободно проявлять инициативу.
Младший школьный возраст – это период когда теряется первоначальная непосредственность и доверчивость. Поведение малыша становится осмысленным, планируемым. Начинает различаться реальный и вымышленный мир.
Мир взрослых для ребенка это уже не только родители, но и учителя, воспитатели. К требованиям, поучениям, верованиям взрослых малыш относится как к непререкаемому авторитету, ребенок начинает жить по инструкции. Мир для него правильный, логический, хорошо известный для взрослых.
В этот период ребенку необходим лидер, руководитель. Среди сверстников лидера не выделяет и не признает. Лидер для него это только взрослый, тот кто хорошо знает правила внешнего мира. Вначале ребенок ориентируется на образы родителей, потом это герои книг, кинофильмов.
Младший подростковый возраст
(от 11 до 12 лет).
В этот период ребенок разочаровывается во взрослых, их способе жизни, принципах. Он видит, что взрослые не следуют тому, что говорят, они нарушают правила, которые сами устанавливают. На этапе младшего подросткового возраста закрадывается понимание, что мир не так уж прост, что он несовершенен, как казалось ранее.
Разочарование в старших приводит к обвинению всех. Усугубляет все это еще телесное созревание и появление влечений, что создает дополнительное напряжение. Подросток не понимает значение для него этих влечений, и разрядку находит в сопротивлении миру взрослых.
Подросток не понимает ни себя, ни мира вокруг, ни окружающих. Сам о себе заботиться самостоятельно не может, но и не принимает заботу взрослых, так как не доверяет уже их миру. В это время начинает тянуться в группу сверстников, здесь может удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. Ребенок становится зависим от норм группы, ее лидеров, как прежде от взрослых.
Сверстники тоже не знают ни себя, ни его, заботиться о себе и о нем не могут, только протестуют против правил взрослого мира. Протест на этапе младшего подросткового возраста основная поведенческая реакция. Дети дистанцируются от родителей, начинают стесняться их, называют родителей предки, пращуры… Это возраст «подросткового ошаления».
Старший подростковый возраст
(от 13 до 14 лет).
На этом этапе ребенок осознает, что сверстники его тоже не понимают, он чувствует себя одиноким, непонятым. Начинает утверждаться в своей исключительности: «не такой как все». Внешний мир отходит на второй мир, подросток ощущает себя не частью мира, а его центром, он отрывается от реальной жизни. Создается собственная теория устройства мира, философия, может даже религия. Самостоятельно ищет вопрос о смысле жизни, убеждается в ее бессмысленности.
Полноценно заботиться о себе не может, ничьей помощи не принимает. Разочарован во всем — «никто меня не понимает». Он один против всех. В старший подростковый возраст создает идеализированное представление о себе, устройстве мира, человеческих отношениях, собственном «Я».
Юность
(с 15 лет).
Все еще один против всех, по прежнему зависит от взрослых, вынужден выполнять их требования, общаться с друзьями, которые его не понимают. Период первой влюбленности, когда подросток ожидает, что другой человек противоположного пола увидит мир также как он, полностью разделит его переживания и представления, полностью душевно соединится с ним. Не умеет понять другого и эгоистично хочет, чтобы этот другой «стал таким как я хочу». Но желаемого не происходит, потому что другой также сконцентрирован на себе, отсюда возникают разочарования и ощущения одиночества.
Возлюбленный не соответствует идеалу, половое созревание требует разрядки, это приводит к мастурбации с последующим чувством вины. Жизнь кажется бессмысленной не соответствующей идеалу созданному ранее. Постепенно приходит осознание, «что он такой, как и все», с этого начинается разочарование в себе.
Период юности – это время поиска себя эмпирическим путем. Подросток ищет свое место в этом мире и пробует все на своем опыте. Любое асоциальное поведение со стороны взрослого подросток оценивает как исследовательское. На собственном опыте познается мир человеческих отношений.
Особенность периода в том, что сам подросток уверен, что с ним ничего плохого не произойдет. Он переоценивает свои возможности и разочарован в себе. Рождается пренебрежение к любой опасности.
Юность рождает зрелость.
Зрелый человек не ищет идеал другого человека как своего спутника жизни. Он понимает, что идеала не существует, есть просто жизнь, и просто другие люди. Эти другие также чувствуют, также хотят, ищут любовь и понимание, терпят поражения и продолжают жить. Мы все по большей части одинаковы, мы есть части одного целого – человечества.
Любому родителю важно иметь представление о возрасте формирования личности ребенка, чтобы понимать свое дитя и суметь стать ему другом. Важно запомнить, что основное воспитание происходит до 5-и лет, каждому последующему воспитателю все сложнее будет что то изменить в личности ребенка. В это время закладываются все подсознательные реакции личности. Влияние на ребенка родитель может оказать до 10-и лет, после это уже сделать гораздо сложнее в силу описанных выше причин.
Формирование и развитие личности ребенка – процесс очень непростой, но, как ни странно, он очень логичен, последователен и закономерен. Этот процесс протекает схоже у всех человеческих существ, отличаются лишь возрастные интервалы. У кого то процесс формирования личности проходит болезненно, у кого то не так болезненно и незаметно.
#саморазвитие #viddiagnostic #motivation #way #развитие_личности #социальноеразвите #процессразвития #воспитаниеличности #нравственноеразвитие #формированиеличности #дошкольныйвозраст #дошкольникразвитие
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев