В нём столько самых разных линий.
И про страну, которая рухнула в 90-ые годы.
И про преданность своему делу…
7 сентября 2010 года самолет авиакомпании «Алроса» выполнял рейс из якутского города Удачный в Москву. Через три с половиной часа после взлета экипаж обнаружил проблемы с аккумуляторами.
Один за другим начали отказывать электронные системы самолета: навигация и автопилот.
Ещё через некоторое время из-за отказа электроники топливные насосы перестали подавать горючее из баков.
На принятия решения у пилотов было не больше полчаса.
Вокруг сплошная тайга…
И тут внезапно один из пилотов среди деревьев заметил взлетно-посадочную полосу. Экипаж посчитал, что это …галлюцинация, ведь ни одного действующего аэропорта в округе уже давным-давно не было. Но сделав круг, они снова увидели полуразрушенное бетонное здание и рядом с ним — взлетно-посадочная полоса в отличном состоянии.
Как такое возможно?
Однако времени на раздумья почти не оставалось, нужно было срочно принимать решение.
Из-за отказавшей электроники невозможно было управлять закрылками, так что посадочная скорость самолета была гораздо выше обычной. Длины полосы явно не хватало для мягкой посадки, но ,к счастью, благодаря высочайшему мастерству и решительности экипажа, самолет удалось посадить так, что никто из пассажиров не пострадал.
И вопрос, который впервые возник у пилотов самолета, теперь встал перед каждым, кто спасся. Кто посреди глухой тайги на заброшенном аэродроме следил за состоянием взлетно-посадочной полосы?
И главное - зачем?
Героем этой истории оказался Сергей Михайлович Сотников. Свой трудовой путь он начал 1978 года, когда прибыл в Ижму 20-летним выпускником подмосковного Егорьевского училища. авиационного-технического училища по распределению.
В селе Ижма открыли аэропорт в конце 70-х, так как дорогами в тех местах тогда было плохо и с его помощью доставляли жителям различные товары и продукты.
В 90-е у государства уже не было возможности содержать аэропорт, с каждым годом количество рейсов уменьшалось, а с 2003 года, вскоре после его окончательного закрытия, Сергей остался единственным сотрудником аэропорта.
Все что от него требовалось — это следить за небольшой вертолетной площадкой
Однако по собственной инициативе он продолжил ухаживать и за взлетно-посадочной полосой: чистил дренажи от старой травы, чтобы не произошел подмыв полосы, убирал с бетонных плит старую арматуру, регулярно вырубал и выкорчевывал подлесок.
Местные жители неоднократно пытались использовать полосу как место складирования или автостоянку, но Сотников этого не допускал.
Как он сказал в одном интервью: «Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно? Если я эксплуатирую перрон, где находится посадочный квадрат для МИ-8 и МИ-2, то вот рядом - взлетная полоса в таком тоскливом состоянии, царапает ведь за сердце. Пойдешь, да что-то сделаешь»
Ну а в глубине души он надеялся, что когда-нибудь его аэропорт еще будет принимать самолеты.
Правда не ожидал, что это случится таким образом и спасёт десятки жизней.
Лишь спустя полгода, 24 марта 2011 года, самолет сумел покинуть аэродром. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными стойками шасси. Но самолет взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту.
В феврале 2012 года Сергей Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед отечеством II степени»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2