#АлександрПятигорНачало Предыдущая часть ВСН: 3. Возможен ли "автоматический" приход коммунизма благодаря простому развитию технологий и средств производства и наступающему в результате изобилию? Будет ли мирное перерождение капитализма в коммунизм, как нам о обещает это Илон Маск?
Александр: Идея о том, что приход коммунизма может произойти без революции путём постепенного развития технологий (левый технооптимизм), родилась благодаря соединению в одну концепцию двух течений - бернштейнианства и техноутопизма.
Идеи Бернштейна - это чисто оппортунистическая идеология, направленная на то, чтобы рабочие, поверив в неё, отказались от классовой борьбы и полностью сосредоточились на парламентской деятельности, то есть попросту голосовали за буржуазных кандидатов. Её основная мысль — социализм возможен благодаря ряду реформ, постепенно превращающих капитализм в социализм. Такие реформы должны были вводиться "сверху" избранными депутатами. Отсюда же следует идея расширения демократии, неприятие любых радикальных движений и самое главное — финансовая поддержка от крупных капиталистов. В настоящее время большинство известных "левых" партий взяли за основу идеи Бернштейна. Почти все партии в мире, называющие себя социалистическими или социал-демократическими, являются по сути бернштейнианскими. Идеи Бернштейна в XX веке стали причиной краха II Интернационала и, как следствие, прихода к власти фашистов в Европе. Эти же идеи постепенно проникли в среду советской интеллигенции, что явилось идеологической подготовкой к разрушению СССР.
Техноутопизм — это литературный жанр, развившийся под влиянием писателей-фантастов конца XIX - начала XX веков, например таких, как Эдвард Беллами и Герберт Уэллс. После выхода романа Беллами "Через 100 лет" были образованы политические партии, пытавшиеся на практике реализовать некоторые общественные порядки из книги, но безуспешно. Лишь после вливания этих партий в состав оппортунистических социалистических партий бернштейнианского толка эти идеи получили серьёзное распространение, сильно повлияв на "левых технооптимистов". Учтите, что "правые технооптимисты", в отличие от "левых", верят в то, что всем социальным классам будет хорошо благодаря технологическому прогрессу в рамках капитализма, то есть они вообще отвергают коммунизм.
Но "левые технооптимисты" мечтают именно о технологическом коммунизме без революций. Таких "левых" в XXI веке расплодилось очень много, в основном под влиянием сильного прогресса в цифровой электронике и краха СССР. Например, в России такие идеи распространяет футуролог Александр Лазаревич.
Идеи левого технооптимизма ошибочны и крайне вредны для коммунистического движения. Мирное перерождение капитализма в коммунизм невозможно. Но почему?
Дело в том, что развитие технологий и повышение благодаря им производительности труда при капитализме не приводит к материальному изобилию. Суть капиталистического общества в том, что оно полностью построено для извлечения прибыли из производства, — прибыли, которая составляет капитал. Капитал — это условие существования и господства класса капиталистов, условие их власти над трудящимися. Благодаря производству происходит оборот капитала: товары поступают на рынок и там приобретаются покупателями. Полученные средства распределяются в интересах капиталистов, рабочим же достаётся предельный минимум, достаточный лишь для того, чтобы рабочие снова смогли выйти на работу и работать в том же темпе. Сколько бы рабочие не трудились, больше этого предела они не получат, весь излишек приобретает капиталист — в виде прибавочной стоимости. Чтобы извлечь эту стоимость, цена товара обязательно должна превышать издержки на его производство, включая и зарплату. Если вдруг товаров будет производиться слишком много, то нужно будет понизить их цену, чтобы рабочие, составляющие значительную часть населения, были в состоянии эти товары скупить. Если цена опустится ниже издержек, это будет перенасыщением рынка. Как видно отсюда, изобилие приводит к невозможности извлечь прибыль из производства. Этого ни в коем случае не допустят капиталисты. Поэтому развитие технологий в рамках капитализма никак не приводит к росту масштабов производства, а это настоятельно требуется для перехода к коммунизму.
Коммунизм — это не просто технологическое могущество. Это общество без частной собственности, и как следствие — без эксплуатации. Очень наивно ожидать, что капиталисты без боя отдадут рабочим свою власть. Современный капитализм — это огромнейшие деньги. Капиталисты готовы в прямом смысле слова воевать, если им угрожает потеря хотя бы нескольких процентов от их прибыли, с чего бы им тогда мирно отдать всё своё господство? Предполагать такое крайне глупо.
Ещё один аргумент от левых технооптимистов состоит в том, что коммунизм, как строй всеобщего экономического изобилия, одинаково выгоден всем — как рабочим, так и капиталистам. Философски предполагается, что коммунизм освобождает от эксплуатации всех: рабочих — от прямого гнёта, капиталистов — от необходимости эксплуатировать. Поэтому левые технооптимисты проповедуют такой коммунизм среди всех классов. Но в конечном итоге их философская правота разбивается о существующую действительность. В прошлом уже были такие проповедники, например, Джерард Уинстенли и Роберт Оуэн. Их успешные начинания полностью разбились о сопротивление буржуазии.
Достаточно вспомнить недавний "Проект Венера" Жака Фреско, который является истинным воплощением апофеоза левого технооптимизма.
Казалось бы, вот грядущий "рай на земле", почему бы капиталистам не присоединиться к нему? Нет, капиталисты готовы вкладывать миллиарды долларов куда угодно (особенно в войну), но уж ни в коем случае не в проект, обещающий упразднить частную собственность и товарно-денежные отношения. Вообще, вкладывать деньги в проект, призванный уничтожить деньги, с точки зрения буржуа выглядит абсурдом. Капиталисты не просто не заинтересованы в коммунизме, они его прямо ненавидят. И если проекты типа "Венеры" они просто игнорируют, то политические инициативы, реально продвигающие коммунистические принципы, они атакуют с яростной энергией.
Поэтому вывод марксистов однозначен: коммунизм невозможен без борьбы, без слома сопротивления эксплуататорских классов и разрушения их государственной организации. Мирный переход к коммунизму невозможен не только по вышеуказанным причинам, но и в силу всей объективной диалектической логике исторического развития.
Продолжение...
Комментарии 2