#НиколайКузнецовО том, как произошла революция, нам подробно преподавали в школе. Крейсер «Аврора», выстрел, взятие штурмом Зимнего дворца. Но уже тогда было совершенно непонятно, как могли большевики руководить такими серьезными процессами, как подготовка и руководство восстанием. Где черпались кадры? Чем занимались большевики с начала 20 века? Казалось, что поздняя советская история почему-то умалчивает что-то очень важное. Информация была доступна только специалистам-историкам, да еще спецслужбам. И они очень не хотели, чтоб эта информация просочилась в народные массы. А с 1991 года современные коммунисты вообще боялись даже говорить на эту тему. И у многих коммунистов-обывателей сложилось мнение, что большевики только и делали, что заседали на съездах, писали программы и резолюции, печатали эти документы в газетах и распространяли газеты. А еще организовывали забастовки и стачки. Правда, как это они делали, никто не говорил. В итоге мы получили совершенно беззубое коммунистическое и советское движение в то время, когда настоящий опыт большевиков был очень нужен.
Принципиально вопрос о вооруженном восстании был поднят товарищем Лениным еще в 1902 г., но тогда жизнь не выдвигала еще ни соответствующих форм борьбы, ни соответствующих форм организации. Только 1905 г. «порождает высшую форму борьбы—восстание», и в связи с этим вопросы подготовки к вооруженному восстанию начинают занимать господствующее место в партийной литературе—на страницах нелегального большевистского «Вперед» и меньшевистской «Искры». Тогда же начали намечаться и расхождения. В то время, как, по мнению большевиков, вооружение народа являлось одной из самых главных задач революционного момента, и «Вперед» разъяснял пролетариату всю необходимость серьезной неотложной практической подготовки к нему. Меньшевистский орган, принижая задачи пролетариата в грядущей революции, не придавал того огромного значения его участию в «натиске», о котором говорил тов. Ленин, не придавал значения и подпольной подготовке, предлагая вооружать народ лишь одной «жгучей потребностью напасть на самодержавие». Согласитесь, как это похоже на беззубую тактику парламентской борьбы КПРФ или призывы «принудить оккупационный режим к с самоликвидации» некоторых деятелей «советского патриотизма».
Резолюция меньшевистской конференции 1905 г. о вооруженном восстании отражала нежелание меньшевиков взять на себя организацию и руководство восстанием. Вот что говорится в ней о подготовке к восстанию:
«…Подготовить его конспиративно-организационными средствами исключается уже одной слабой организованностью передовых слоев пролетариата».А относительно руководства предлагалось «укрепить в массах сознание неизбежности революции, необходимости быть всегда готовым к вооруженному отпору и возможности превращения в каждый данный момент в восстание».
В большевистской же резолюции категорически сказано: «Третий съезд РСДРП признает, что задача организовать пролетариат для непосредственной борьбы с самодержавием путем вооруженного восстания является одной из самых главных и неотложных задач партии в настоящий революционный момент. Поэтому съезд поручает всем партийным организациям…
“…в) принять самые энергичные меры к вооружению пролетариата, а также к выработке плана вооруженного восстания и непосредственного руководства таковым, создавая для этого, по мере надобности, особые группы из партийных работников».Естественно, что после таких решений партии по всей Российской империи начали создаваться боевые дружины и организации. И встал вопрос о централизованном руководстве боевыми организациями, снабжение их оружием и боеприпасами, обучение и планирование акций.
Комментарии 2