Это одна из северодвинских росписей по дереву, возникшая предположительно в XIX веке в местности, где река Нижняя Тойма впадает в Северную Двину. Относится к типу графических росписей. В орнаменте преобладают стилизованные старорусские узоры. Для росписи иногда использовали трафарет. Встречается в основном на прялках. Характерная особенность более поздних образцов — изображение свадебного выезда.
Название Нижняя Тойма включало в себя более десятка деревень, расположенных в устье реки Нижняя Тойма. Как и по всей Северной Двине, жители деревень занимались росписью домашней утвари и домов. Наиболее известные мастера были выходцами иконописной школы, поэтому орнаменты тоемской росписи отчасти повторяют элементы росписи иконостасов.
Тоемскую роспись выделили в отдельный вид северодвинских росписей только в 1950-е годы специалисты Загорского музея. Но искусствоведы временами путаются в атрибуции борецких, пучугских и тоемских прялок, что легко объяснить: мастера постоянно встречались на ярмарках и перенимали друг у друга орнаменты и технику исполнения. От борецкой и пучугской тоемская роспись отличается более «ситцевым», пёстрым узором.
Отличительная особенность тоемских прялок — ножка: в поздний период её вытачивали на токарном станке и ярко раскрашивали. Второй отличительный элемент: в лопастку, обращённую к пряхе, вставляли зеркальце.
В пёстрой росписи красный цвет не является доминирующим, как в борецкой и пучугской. Преобладает золотой фон; для орнамента использовали жёлтый, синий, коричневый, в меньшей степени зелёный. В сюжетных композициях, расположенных в нижней трети лопастки, встречаются бытовые сцены, чаще всего — запряжённая конём или парой коней повозка. Рядом с мужчиной на облучке изредка изображали девушку. Помимо свадебного выезда рисовали диковинных зверей, сцены охоты, пиров и гуляний. Иногда их сопровождали поясняющими надписями или цитатами из народных песен.
Среднюю часть богато украшали растительным орнаментом, в котором можно увидеть символическое изображение древа жизни со сказочными птицами. В верхней части по канонам тоемской росписи располагались два окна с цветочными горшками на подоконниках. Между окнами, как правило, размещали дополнительный узор.
Исследователи сходятся во мнении, что тоемская роспись являлась особенно весёлой, музыкальной и нарядной в северодвинском кусте ремёсел.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев