Образ дерева в русских сказках. Свадебное дерево на Руси. Деревья оберегающие дом, семью, здоровье. Из какого дерева делали на Руси дома, посуду, детские колыбельки?
«Леса украшают землю, (…) они учат человека понимать прекрасное».
А. П. Чехов, «Дядя Ваня»
Жизнь человека неразрывно связана с природой. Утратив эту связь, затерявшись в каменных джунглях городов, мы будто упускаем из рук невидимую ниточку, соединяющую нас с окружающим миром, перестаем замечать красоту Природы, становимся потерянными и одинокими.
Наши предки умели «дружить» с растениями и животными, обращаться и прислушиваться к ним. Само их мировоззрение предполагало тесную взаимосвязь всех живых существ, ведь в каждой частичке мироздания живет Бог, иными словами — все вокруг им и является (см. описание творения мира из тела Бога в древнейшем памятнике русской словесности "Голубиной книге"). Особенно тесной была связь славян с деревьями — их наделяли душой, характером, волшебными свойствами, они становились героями сказок наравне с людьми и животными. Невозможно представить жизнь, обряды, праздники и песни наших предков без милых сердцу березок, дубов, яблонь, рябинок, ивушек. Что же шепчут они нам, шелестя листвой? Давайте прислушаемся…
Н.К.Рерих. Весна священнаяй. Поцелуй земле
Н. К. Рерих. Декорации к балету «Весна священная». Поцелуй земле.
Отношение к деревьям в Древней Руси
Деревья воспринимались славянами как одушевленные существа, с которыми можно общаться, взаимодействовать. Природа для наших предков была живой в полном смысле этого слова — она дышала, разговаривала, защищала, печалилась и радовалась. Вот как об этом пишет русский историк, литературовед и поэт Николай Иванович Костомаров (1817–1885) в своем труде «Славянская мифология», ссылаясь на русский фольклор:
«Деревья и травы часто говорят и меж собою, и с птицами, и людьми, и имеют символическое применение к человеку».
Деревья часто становятся пусть и не главными, но значимыми героями русских сказок. Зачастую они играют ключевую роль в развитии сюжета и помогают людям добрым, игнорируя злых. Деревья справедливы и беспристрастны, мудры и величественны.
Лес, свод деревьев
Углубляясь в историю, можно говорить о целом культе деревьев: для наших предков они были объектом восхищения и поклонения, в частности, дуб — священное дерево громовержца Перуна. Об этом дереве-символе мы поговорим ниже. Впрочем, не стоит примитивизировать такое поклонение и возводить его к поклонению какому-то конкретному дереву (или камню) как божеству — все гораздо сложнее, тоньше и мудрее. Проводя определенные обряды у священных деревьев наши предки прежде всего отдавали дань уважения той Силе, которая в них проявляется или связана с ними. Например, в лице Перуна и в его древесном проявлении дубе — славяне чтили активную, яростную, кипящую и созидательную энергию (читать подробнее о дуальном противостоянии активной и пассивной силы — бога-воина и бога-мудреца - здесь).
В Древней Руси существовали священные рощи, о которых, к сожалению, сохранились лишь косвенные сведения. Так, Елена Евгеньевна Левкиевская (род. 1963), российский лингвист, мифолог и фольклорист, упоминает в книге «Мифы русского народа» о «моленьях в рощеньи». Еще в прошлом и позапрошлом веках священные рощи встречались в северорусских землях и Белоруссии. Вырубать деревья и даже рубить бурелом и сухостой здесь строго-настрого запрещалось — нарушителя ждала страшная кара, мучительная смерть.
Всеволод Иванов. В царстве Овсенича. Вечер
Ветви священных деревьев по традиции украшались ленточками, платками, полотенцами. Так крестьяне молили священное древо об избавлении от болезни или благодарили за исцеление. Особо почитались старые деревья с расщепленными стволами и выступающими из-под земли корнями, с наростами и дуплами. Все так же, как у людей: чем старше человек, тем он опытнее, мудрее, тем больше может поведать остальным.
Вплоть до конца XIX века в русских деревнях наблюдался обычай ритуального кормления деревьев, корни которого уходят в историю Древней Руси. Жены и девицы собирались «под древа, под березы» и приносили «яко жертвы пироги и каши и яичницы». Об этом читаем у Левкиевской: автор приводит в пример челобитную нижегородских священников 1636 года.
Примечание: впрочем, есть и иное мнение — о полном неприятии самого культа поклонения чему-либо у наших предков и о гораздо более глубоких знаниях о природе вещей, нежели мы себе представляем. Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), исследуя обряды разных регионов страны, связанные с травами и деревьями, обратил (в одном из своих видео) внимание на такой: для того, чтобы помочь молодой девушке излечиться от бесплодия, часто использовалась береза. Группа женщин уходила в лес, где наиболее мудрая и пожилая выбирала нужное дерево по… вибрациям (!), прислоняясь к нему спиной. Затем она уступала место девушке, мечтавшей о ребенке, остальные заключали ее и березу в круг хоровода и пели песни определенной тональности. Можно предположить, что вибрации песни и вибрации березы создавали определенный резонанс, необходимый и достаточный для того, чтобы решить женскую проблему. Но самое интересное заключается в том, что после успешно выполненного обряда — данное дерево обязательно срубалось. Для чего? Чтобы неразумные люди впоследствии не создали из него объект поклонения! Будет другая девушка — для нее в нужный день непременно найдут другую березу. Потому что Сила заключена не в данном конкретном дереве, а в Природе и в Знании.
Интересен и всеобъемлющий образ Древа жизни, который красочно живописал русский историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871).
«Дождевые тучи, потемняющие небесный свод широко раскинутою и многоветвистою сенью, в глубочайшей, незапамятной древности были уподоблены дереву-великану, обнимающему собою весь мир, — дереву, ветви которого обращены вниз — к земле, а корни простираются до самого высокого неба».
Вековая сосна, сосна великан, величественное мудрое дерево, древо мира
Деревья в русских сказках
Вспомним, например, «Крошечку-Хаврошечку». Главная героиня — девочка-сиротка, попавшая в услужение к недобрым людям. Сначала трудолюбивой девочке помогала справляться с непосильной работой добрая коровушка, а когда ее зарезали, Хаврошечка схоронила косточки в саду. И выросла из них чудесная яблонька с золотыми листочками и серебряными веточками.
Тут-то и начинается самое интересное. Ехал мимо молодой человек. Стал он заигрывать с Хаврошечкой и ее сводными сестрами: мол, кто «мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» (пересказ Алексея Толстого).
О.Миронова. Крошечка-хаврошечка, иллюстрация к сказке
Несмотря на то, что яблочки висели совсем низко, злым девицам они никак не давались: «сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают». Но стоило подойти к дереву Хаврошечке, которая ухаживала за коровушкой и за яблонькой, как веточки сами к ней приклонились. Она угостила молодца, он на ней женился и «стала она в добре поживать, лиха не знать». Так дерево вознаградило сиротку за честный труд и доброту и наказало самолюбивых сестер. Интересно, кстати и то, что яблонька в сказке является как бы новым перерождением коровушки, то есть в дереве продолжается жизнь доброй помощницы, сохраняется ее дух и даже память — та заранее предупреждает Хаврошечку о своей смерти, о том как нужно закопать ее косточки и о том, что из них вырастет чудесная яблонька.
К слову, в славянских преданиях наделенные чудодейственной силой деревья зачастую вырастали на именно на месте захоронения: таким образом душа усопшего переселялась в растения. Таким деревьям даже давали имена. Например, Левкиевская вспоминает любопытную легенду XIX века: некогда в Пензенской губернии росла священная липа Исколена, которая выросла из колена убитой на этом месте юной девушки.
Гуси-лебеди, лаковая миниатюра
Мотив помощи деревьев людям прослеживается и в другой известной русской сказке — «Гуси-лебеди». Здесь тоже встречаем яблоню-спасительницу: она заслоняет своими ветвями девочку, которая вызволила своего братца из плена Бабы-яги, прячет ее от коварных гусей-лебедей. Как мы видим, деревья в русских сказках наделяются большой силой: они вершат людские судьбы, восстанавливают справедливость.
В сказке «Белая уточка» (в пересказе А. Н. Афанасьева) появляется другой персонаж — березка. И снова дерево чудесным образом содействует человеку, на сей раз князю: белая береза становится у него позади, а красная девица впереди. И — о чудо: к заколдованной ведьмой княгине, белой уточке, возвращается человеческий облик. Волшебные силы природы помогают семье вновь обрести счастье.
Русские песни, былички, предания пестрят обращениями к деревьям. Так, в сборнике «Русский фольклор», составленном филологом-фольклористом Владимиром Прокопьевичем Акининым (1924–2018), читаем следующие строки из лирической любовной песни:
«Ты дуброва, моя дубровушка,
Ты дуброва моя зеленая,
Ты к чему рано зашумела,
Приклонила ты свои ветви?»
Там же — ласковое обращение к иве:
«Ивушка, ивушка зеленая моя!
Что же ты, ивушка, не зелена стоишь?
Или те, ивушку, солнышком печет!
Солнышком печет, частым дождичком сечет…»
Люди и деревья у наших предков — добрые друзья и соседи, к которым можно обратиться за советом, помощью. В этой поэтической взаимосвязи человека и природы заключается особое обаяние фольклорного наследия славян.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев